ЕС: грузовики теряют потоки

В апреле 2009 г. в ЕC состоялись слушания, участники которых попытались определить меры, необходимые для выживания автотранспортных компаний в условиях экономического кризиса.

В форуме приняли участие около 100 представителей отрасли и правительства ЕС. Обсуждение выявило всю силу кризисного удара по автоперевозчикам, однако конкретные решения так и не были найдены. «Сектор автотранспорта является самой важной опорой для товарообмена на первичном рынке. Эта встреча заинтересованных сторон помогает всем лучше понять, насколько серьезны последствия экономического спада для автотранспортников. В то же время ясно, что краткосрочные меры не должны предприниматься в ущерб интеграции рынка и стабильности финансовой системы. Кризис должен быть использован в качестве возможности для модернизации транспортного сектора», - заявил вице-президент Еврокомиссии Антонио Таджани, отвечающий за транспортную политику.

Первым выводом встречи стало признание того, что из-за своей тесной связи с общими экономическими условиями транспортная отрасль существенно пострадала от кризиса. Спрос на транспортные услуги резко снижается, и компании переживают серьезные финансовые трудности. Участились случаи банкротства. В отчете, составленном после слушаний, отмечается, что первым сектором транспортной отрасли, почувствовавшим на себе кризис, стали грузоперевозки. Они, в отличие от пассажирского транспорта, напрямую зависимы от состояния международной торговли.

Обсуждая список последствий и индикаторов критичности рыночной ситуации, рабочая группа отметила, что ограниченный доступ к кредитным ресурсам является основной проблемой для капиталоемких операторов. Например, таких, как логистические компании, которые задействуют и инвестируют в дорогостоящее оборудование.

Кроме того, участники встречи обратили внимание, что нормальная работа автотранспортного сектора зависит от большого количества малых и средних предприятий - более уязвимых с экономической точки зрения. При этом отмечается растущее количество компаний, имеющих трудности с выплатами. Согласно данным Международного автотранспортного союза (IRU), количество банкротств автотранспортных компаний, начиная с конца 2007 г., увеличилось на 110%.

Как оказалось, финансовые осложнения характерны сейчас для всех предприятий, вне зависимости от их размера. Французская автотранспортная федерация (Fédération Nationale des Transports Routiers - FNTR) сообщает, что из 210 случаев неплатежеспособности, зарегистрированных в январе 2009 г. в грузовом автотранспортном секторе страны, 82% касались малых и очень малых предприятий. Однако средние компании, с количеством сотрудников свыше 50 человек, которые обычно предоставляют субподряды индивидуальным предпринимателям, также находятся в зоне риска. Согласно статистике FNTR, количество случаев неплатежеспособности среди французских компаний со штатом более 50 человек за период с 2007 г. до конца 2008 г. увеличилось в три раза.

По данным IRU, около 140 тыс. рабочих мест в грузовой автотранспортной отрасли ЕС могут быть потеряны или уже сокращены с конца 2007 г. Большое количество увольнений является всего лишь одним из последствий экономического спада для рынка трудоустройства. Условия труда также подверглись влиянию кризиса - многие компании сокращают рабочие часы.

Прогнозы на оставшиеся месяцы 2009 г. пессимистичны. В январе IRU опубликовал свои годовые отчеты по автотранспорту, согласно которым транспортный сектор Западной Европы в первой половине этого года продолжит стагнацию. Результаты, предоставленные ACEA (Европейской ассоциацией автомобилестроителей), подтверждают эту точку зрения: за 2008 г. регистрация новых грузовиков (более 3,5 т) в 27 странах-членах Евросоюза и Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA, не учитывался Кипр и Мальта) упала на 4%. В основном это произошло из-за снижения на 21,1% в 12 странах «старой» Европы. Последние данные по регистрации тяжелых грузовиков в феврале показывают такую же тенденцию с начала этого года - снижение достигло 43,7% по сравнению с февралем 2008 г. для категории свыше 3,5 т и 46,4% для сегмента более 16 т.

Эксперты отмечают, что рецессия в экономике уже произвела впечатляющий эффект на объем транспортного потока тяжелых грузовиков. Так, в декабре 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. этот показатель упал: во Франции на - 5%, в Испании – на 34%. Первые данные по 2009 г. показывают, что эта тенденция, как и ожидалось, будет усугубляться в ближайшем будущем. В Австрии транспортный трафик (измеряется в количестве транспортных средств на километр дороги) сократился на 8,27% в декабре 2008 г. по сравнению с годом ранее, в то время как в январе 2009 г. снижение достигло уже 20,27%.

Спад в грузопотоке также заметен, если судить по среднему дневному транспортному трафику. Этот показатель в бельгийском тоннеле Лифкеншок в 2008 г. был ниже на 5% по сравнению с декабрем 2007 г., а в январе этого года по сравнению с данными за январь прошлого года уже на целых 22%.

По мнению аналитиков, объем международного транспортного потока, резко возраставшего в период перед кризисом, также поддается влиянию рецессии. Последние данные по автомагистралям Германии (Mautstatistik) показывают, что количество тяжелых грузовиков, пересекающих границы страны по платным дорогам, в феврале 2009 г. снизилось на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Между тем, на фоне пессиместических настроений в Европе показатели украинских автоперевозчиков выглядят еще более удручающими. За январь-март 2009 г. перевезено 25,9 млн. т грузов, что составляет 66,3% от объема перевозок аналогичного периода 2008 г. При этом грузооборот составил 6,7 млрд. ткм, что на 15,1% меньше I квартала прошлого года.



Евгений Шевчук

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua