Экологический беспредел или кто мешает дружить Украине и РФ

На следующий день после визита В.Путина в Киев, одесские экологи устроили очередной демарш способный ухудшить отношения с РФ, и дать повод Кремлю для очередных обвинений в адрес нашей страны. Не говоря уже о дискредитации «транзитного статуса» Украины.

13 апреля 2011 г., в 00.10, в Одесский порт зашло судно «Алина» (флаг Украина, порт приписки - Одесса, оператор компания «Трансшип») для погрузки 30 тыс.т. железо-рудного концентрата. Представители Госинспекции охраны окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря на комиссию по оформлению прихода судна не явились, о чем был составлен акт агентом, представителями погранслужбы и таможни. Тем самым был грубо нарушен закон и вступившее в законную силу решение суда, обязывающее сотрудников госэкоинспекции участвовать в работе комиссии. Соответственно, по вине экологов отсутствует штамп, а следовательно, не была оформлена экологическая декларация на судно.

Только в середине дня 13 апреля на судно прибыли двое инспекторов экологического поста с офицером погранслужбы. Капитан судна попросил подождать 10 минут, пока он освободится. Но экологи не дождавшись, удалились. А затем составили акт об отказе капитана в проведении экологического контроля, чем, по мнению инспекторов, было нарушено действующее законодательство. Акт подписан двумя инспекторами, сотрудник погранслужбы от подписи отказался. При этом, в акте также было указано наличие маслянистой пленки размером 10 кв. м. В загрязнении акватории порта была обвинена «Алина», на экологической декларации на груз был проставлен штамп «вывоз запрещен» и было предписано прекратить грузовые операции.

При этом претензии к «Алине» у экологов появились еще за два дня до захода судна в Одессу. 11 апреля инспекция, в письме на имя начальника порта выдала предписание не проводить грузовые операции с судном «Алина» до получения отдельного согласования госинспекции по причине того, что «предусмотреть ситуацию, которая будет составлена [так в оригинале письма - «ситуація яка буде складена» - ред.] во время проверки судна невозможно». Какую угрозу экологии могло нести судно, часто заходящее в свой порт приписки, и находящееся под классификационным надзором Российского морского регистра судоходства, остается загадкой.

Причем это уже не первая неадекватная акция экологов. Как уже сообщал tbu.com.ua, 29 марта экологи запретили «Алине» заход в Одесский порт. Основанием для запрета послужил отказ капитана судна выполнить незаконные требования экологов по отбору проб изолированного балласта. Напомним, что согласно конвенции МАРПОЛ изолированный балласт подлежит контролю врачами СЭС на предмет патогенной флоры. Но контроль химического состава морской воды, принятой в открытом море, законодательством не предусмотрен. Экоинспекторы посчитали отказ капитана препятствованием выполнению ими служебных обязанностей. Но таможенники и администрация порта проигнорировали незаконные требования экологов и грузовые операции продолжились.

Суть проблемы в том, что компания «Трансшип» - по-сути единственная, отказывающаяся давать экологам взятки. А 99% капитанов судов, предпочитают заплатить $5-7 тыс. Иначе, лабораторный анализ изолированного балласта, покажет превышение допустимых концентраций в воде, забранной в открытом (и более чистом, чем акватория портов) море. Во-первых, нормы ПДК зачастую жестче, чем для питьевой воды. А, во-вторых, из-за простоя судна на время проведения лабораторных тестов убытки судовладельца могут составить десятки тысяч долларов.

Об одном из фактов подобного вымогательства Представительство Либерии в Международной морской организации (IMO) проинформировало МИД Украины в середине января. Но в отношении последней ситуации с «Алиной» речь уже идет не о нескольких тысяч долларов. На этот раз «защитники природы» преступили черту, за которой «или в ЗАГС или к прокурору».

Напомним, что «Алина» является современным перегрузочным комплексом на базе балкера грузоподъемностью в 35 тыс. т. Судно работает по дозагрузке судов CapeSize на внешних рейдах портов. При существующих глубинах в портах суда такого класса могут загрузиться до 100-120 тыс. т, а еще 50-70 тыс. т с помощью «Алины» догружается в открытом море.

Сейчас «Алина» простаивает в ожидании погрузки 30 тыс.т. ЖРК ОАО «Лебединский ГОК» (РФ) в адрес компании Metalloinvest Trading AG (Китай). Ситуация абсурдна еще и потому, что у одесских экологов кроме претензий к судну возникли опасения по поводу экологической безопасности транзитного груза, который был доставлен в порт по железной дороге и уже прошел экоконтроль при ввозе в Украину. Ежесуточный простой «Алины» обходится в $22 тыс. Через три дня, когда из порта Южный выйдет судно CapeSize, которое «Алина» должна догрузить на рейде, ежесуточные убытки уже будут составлять около $100 тыс. Об этой ситуации уже проинформированы главы СБУ, Минприроды, консул РФ в Одессе.

А так как ситуация возникла по вине работников украинской государственной инспекции, то российский грузовладелец имеет все основания потребовать возмещение ущерба от государства Украина. Фактически, экологами совершено должностное преступление, выразившееся в превышении служебных полномочий с нанесением значительного материального ущерба. Уголовный характер также носит распространение заведомо ложных сведений, порочащих деловую репутацию судовладельца.

Эта проблема существует уже более десяти лет, но до сих пор никто не понес наказание. Странно также, что МИД Украины проинформирован по линии IMO о факте вымогательства, тема была широко освещена в СМИ, но ничего неизвестно о возбуждении уголовного дела. Нет пока и реакции правоохранительных органов на многочисленные обращения компании «Трансшип». А в октябре 2010 г. капитан «Алины», находившейся в порту Южный задержал экологического инспектора, выдвигавшего незаконные требования, и вызвал наряд милиции. Реакции «органов», по этому факту, так и не последовало.

И, наконец, не понятна позиция крупных украинских экспортеров, которые, кстати, имеют и политическое влияние, но несущих потери из-за произвола экологов. В частности в прошлом году с участием «Алины» был обслужен грузопоток, входящей в СКМ компании «Метинвест», в объеме около 4 млн. т.



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua