Двигателестроителей разводят по-российски

С 15 по 19 апреля в Москве проходил традиционный двигателестроительный салон «Двигатели-2008». Задуманный как форум общения моторостроительных предприятий Украины и РФ в нынешнем году он продемонстрировал общую тенденцию к охлаждению двустороннего сотрудничества.

Сегодня в российском двигателестроении на лицо все симптомы стагнации: даже сравнительно «камерный» салон «Двигатели-2008» последовательно сокращает масштабы. Стенды ведущих российских производств - «Салют», ММП им. Чернышева, «Пермские моторы» - были довольно небольшими. Ряд производителей - «Сатурн», УМПО - вообще отказались от стендов. А, например, завод им. Климова (Санкт-Петербург) перенес деловую активность на стенд ОАО «Мотор Сич» и ЗКМБ «Прогресс».

Похоже российские предприятия попали в непростую ситуацию: удешевление доллара по отношению к рублю, плюс повышение стоимости материалов и комплектующих сказалось на доходах предприятий. В настоящее время выполненные экспортные контракты, которые заключались три-четыре года назад, (а российские производители, как и украинские, пока остаются экспортно-ориентированными) дали в лучшем случае нулевую или близкую к ней рентабельность, а иногда и убыток.

Свои неудачи россияне также связывают с общим кризисом банковской системы. Кроме того, в российском двигателестроении разворачивается «эксперимент» по созданию холдингов на базе существующих предприятий. Ожидается в недалеком будущем образование новой структуры на базе ОАО «Оборонпром». Как сообщил на выставке замминистра промышленности и энергетики РФ Денис Мантуров, ранее возглавлявший эту корпорацию, до конца апреля будет подписан указ президента РФ о создании двигателестроительной корпорации на базе ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром».

В новую структуру войдут Пермский моторостроительный комплекс, самарские двигателестроительные предприятия, Уфимское моторостроительное объединение и НПО «Сатурн». Кроме того, отдельный холдинг будет формироваться на базе РСК «МиГ», куда включат ММП им. Чернышева, ОАО «Климов», ОАО «Красный Октябрь» и ТМКБ «Союз».

Стоит отметить, что у первых двух предприятий тематика создания двигателей РД-33 для МиГ-29 переплетается с вертолетными движками. В частности, ММП им. Чернышева не так давно получило «приказ» в срочном порядке осваивать серийное производство вертолетных двигателей ТВ3-117 (ВК-2500), так как вместо ОАО «Климова» было определено головным заводом по производству соответствующих моторов. До этого разработчик, «Климов», успешно поставлял российскому МО вертолетные движки (в случае выполнения ГОЗа) с помощью украинского ОАО «Мотор Сич».

Теперь, по решению российского руководства монополии украинскому ОАО «Мотор Сич» фактически создается альтернатива. Официально это объясняется желанием российского МО иметь двигатели, собранные полностью в РФ, а также тем, чтобы получить независимость от устремленной в НАТО Украины. Правда, у российских экспертов данное решение вызывает недоумение: зачем начинать производство надежного и проверенного, но несколько «постаревшего» двигателя, если в разработке того же «Климова» добрых двадцать лет находится более современный, тоже вертолетный ТВ7-117. Именно за ним, надо полагать, перспектива…

Неважно, что «Мотор Сич» давно сделало рекламным слоганом - «90 лет на службе Министерства обороны России» и В.Богуслаев не устает подчеркивать важность сохранения кооперационных связей между промышленностью двух стран. Видимо, решили без него… Пока «Мотор Сичи» оставили кооперацию с московским «Салютом» по двигателям АИ-222-25 (для УБС Як-130) и Д-436 (Ту-334, Бе-200, Ан-148), но, что будет через пару-тройку лет, прогнозировать сложно. Правда, получится ли у ММП им. Чернышева освоение двигателей в свете планируемой внутренней интеграции в двигателестроительные холдинги - большой вопрос.

Опять же, по официальной версии, Указ президента РФ о создании ФГУП «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», подписанный 11 сентября 2007 г., стал главным событием года для предприятия. К «Салюту» было присоединено ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П.И.Баранова». И хотя Омское предприятие на момент присоединения имело большие долги и ряд нерешенных проблем по загрузке мощностей, но решение, получается, было все равно правильным. Оно, возможно, позволило сохранить сам завод, но какой ценой…

Само решение, как следует из письма руководителя завода «Салют» первому зампредседателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, принималось, исходя из экономических показателей омского завода в 2002-2004 гг., а на время присоединения (конец 2007 г.) положение завода резко ухудшилось (суммарная задолженность плавно перевалила за $100 млн. (свыше 2 млрд. руб.). Так что присоединение омского предприятия к «Салюту» означало банкротство сразу двух предприятий.

Выжить «Салют» с «довеском» может только за счет государственных дотаций. И то же, кстати, будет с холдингом под крышей «Оборонпрома». Состояние присоединяемых к «Оборонпрому» предприятий тоже далеко от идеального. Самарский НТК им. Кузнецова (один из «присоединяемых») ведет разработку перспективного двигателя НК-93, но не страдает от избытка финансов. Даже перспективы бюджетных вливаний вряд ли кардинально изменят ситуацию.

Однако, высшему руководству РФ данные обстоятельства (а изложен далеко не полный перечень их проблем) не мешают строить смелые планы по обеспечению «производственной безопасности» от украинского ОПК.



Наталья Печорина

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua