Дизельное авто - «чистая» волна

Авторынок США, как наиболее развитый в мире, станет в ближайшие годы «полем битвы» для новых технологий от ведущих мировых автопроизводителей, намеренных значительно улучшить характеристики экономности и экологичности транспортных средств.

В последнее время популярным в Америке становится дизельный двигатель, известный своей эффективностью использования топлива. Ранее в этой стране дизеля считались грязными, шумными и даже опасными – из-за риска респираторных заболеваний, а использовались они только на грузовиках. Сейчас же ситуация обещает измениться, в основном благодаря введению новых, более экологичных стандартов топлива. Согласно ним, содержание серы в ДТ сократили на 97%. – в 2009 г. дизельные двигатели не должны уступать по экологичности бензиновым или даже гибридным.

До этого строгие нормы по вредным выбросам сдерживали американский рынок дизельных авто, в Европе же они популярны давно - в общем объеме продаж пассажирских автомобилей их доля составляет примерно половину.

Были проведены и другие доработки - турбокомпрессор и впрыск топлива под высоким давлением. С преодолением технических и экологических препон, автопроизводители начали наперебой заявлять о намерениях выхода на рынок США с новыми «чистыми» дизелями. Так, начиная с модельного ряда 2009 г., экологичность таких авто позволит им войти на одни из самых строгих и при этом крупных рынков мира – Калифорнию и Нью-Йорк.

Первым должен стать Volkswagen со своими седанами и универсалами Jetta, продажи которых в США начнутся уже в августе. В октябре намерен подтянуться и Mercedes с дизельными версиями GL, ML и R класса. BMW, в свою очередь, готовит мощный 6-цилиндровый дизель с двойной турбиной для своего седана 335d и спортивного внедорожника X5 35d (начало продаж запланировано на осень). А 3-литровый Q7 от Audi поступит на рынок уже в начале следующего года.

Однако не только традиционно «дизельный» немецкий автопром планирует завоевание американского рынка своим новым поколением. Японские компании - Honda, Nissan и Subaru - подхватили перспективную технологию. Известная своими экономными бензиновыми машинами Honda выпустит свой первый дизель для США уже 2009 г. - в качестве опции для своей Acura TSX, а к 2010 г. будет готов новый дизельный V-6 в для седана Acura TL, кроссовера MDX и минивэна Honda Odyssey. К тому времени Nissan успеет установить разработанный Renault дизельный двигатель в седан Maxima. В этом же году свой «ответ» даст и Subaru – ожидается выход дизельных Legacy и Outback.

Американские General Motors, Ford и Dodge, в свою очередь, намерены выйти на рынок с экологичными дизельными версиями легких пикапов в 2009-2010 гг., все еще не веря в успех «невнедорожников»-дизелей на просторах США.

Исполнительный вице-президент Audi Америка Йохан де Нисшен прогнозирует, что в скором времени доля дизельных моделей бренда, продаваемых на рынке Соединенных Штатов, составит 15%. Но для начала, по его словам, американцы должны уяснить, что современные дизеля стали не только чистыми и приятными для вождения, но и во многих случаях более экономными, чем гибриды.

Для поездок по городу с постоянными остановками и сменой скорости гибридное авто подходит очень хорошо, однако следует признать, что оно не является оптимальным вариантом для скоростных трасс, отметил Й.Нисшен.

Из-за малого расхода топлива дизельные авто производят почти втрое меньше двуокиси углерода, чем бензиновые, что намного улучшает их «дружественность» к окружающей среде. Раньше основным недостатком дизеля был высокий уровень выброса окиси азота и канцерогенной сажи. «Озеленение» достигнуто за счет новых стандартов ДТ с очень низким содержанием серы, более чистых моторов и специального оборудования для очистки выхлопа - фильтры задерживают частицы сажи, а аммиачные катализаторы перерабатывают окись азота в безопасный азот и воду.

Однако удачный выход нового поколения дизелей на рынок портит тот факт, что ранее дешевое ДТ в последнее время значительно подорожало. По мнению экспертов, в прошлом дизельное авто оправдывало свою более высокую по сравнению с бензиновым стоимость благодаря экономии на горючем. Сейчас же дизтопливо стоит дороже, чем высокооктановый бензин А-95, вплотную приблизившись по цене к «элитному» А-98, а это может свести плюсы дизеля на нет.

Тем не менее, ряд специалистов отмечают, что даже при теперешней разнице в 5% между А-95 и ДТ (в среднем по Украине), дизель все же на 25-40% эффективнее использует топливо по сравнению с бензиновым авто. Например, дизельный Mercedes E320 может проехать на одном баке около 1100 км. А в США для новых дизелей за их «зеленость» могут предоставить и налоговый кредит до $3400.

Автопроизводители однако заявляют, что новое поколение дизельных двигателей, а также системы контроля выхлопа могут добавить от $1500 до $3500 к стоимости «обычного» бензинового автомобиля. В то же время у Mercedes разница между двумя версиями авто составляет всего $1000 – по словам аналитиков рынка, компания частично субсидирует дизельное направление. В свою очередь, представители VW заявляют, что их новая дизельная Jetta будет дороже «обычной» не более чем на $2000, которых достаточно для покрытия всех дополнительных расходов.

В последнее время наметились и основные различия между рынками Европы и США. Европейцы уже долгое время «поддерживают» ДТ, облагая бензин более высокими налогами. Дополнительные «поборы» за объемные двигатели также заставляли покупателей выбирать меньшие, но достаточно мощные дизеля. В США такие авто были традиционно представлены скромнее, о чем свидетельствует факт, что заправиться дизтопливом можно лишь на 42% АЗС страны.

Однако в ближайшие годы, по мнению известного американского маркетингового агентства J.D. Power & Associates, доля дизельных авто на рынке Соединенных Штатов может резко возрасти - с 3% сейчас до 11,5% к 2015 г. Дальнейшее повышение цен на ДТ может, тем не менее, «скорректировать» эту тенденцию.

Объем продаж таких автомобилей в США растет значительными темпами - эту тенденцию хорошо показал детройтский автосалон, лейтмотивом которого стал «чистый» дизель. В Европе же значительный рост цены ДТ уже повлиял на мнение общественности – продажи дизельных авто «затормозились», а согласно опросу, каждый четвертый немец хочет избавиться от такой машины и в качестве следующей покупки отдаст предпочтение бензиновому варианту.

Сейчас большинство представителей мирового автопрома осторожны в своих высказываниях относительно наиболее перспективного типа авто. В соревновании участвуют передовые разработки – бензиново-электрические и «розеточные» гибриды, чистые электрокары, новые дизеля и «этанольщики». В любом случае, эта гонка за экономностью и экологичностью обещает быть интересной, а победителя в ближайшее десятилетие предстоит определить потребителю.



Евгений Шевчук

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua