«Черноморнефтегаз»: утром деньги, вечером СП

Жажду «Черноморнефтегаза» насоздавать совместных предприятий для освоения шельфа Кабмин «заглушил» деньгами.

Симферопольское ГАО «Черноморнефтегаз» (ЧНГ) в этом году сможет продвинуться в освоении двух крупных месторождений шельфа - это расположенное на украино-российской морской границе глубоководное Субботино и месторождение Одесское к западу от острова Змеиный. Решением Кабмина об изменениях к госбюджету-2009 ЧНГ получило 500 млн. грн. для достройки подводного газопровода по маршруту Одесское - мыс Очертай, а также деньги для проведения параметрического разведочного бурения на Субботино с целью начала его эксплуатации.

Разведанные промышленные запасы Одесского составляют порядка 30 млрд. куб. м газа, Субботино - 24 млрд. куб. м газа. Для сравнения, суммарные запасы всех черноморских и азовских месторождений, которые разрабатывает ЧНГ, составляют чуть более 15 млрд. куб. м, причем 25% этих запасов иссякнут к 2011 г. (соответственно это Архангельское, которое готовится к закрытию, а также пока еще продуктивные Голицыно, Штормовое, Восточно-Казантипское и Северо-Булганакское).

В конце 2008 г. ЧНГ воспользовалось отсутствием централизованного финансирования разработки этих месторождений как поводом для того, чтобы начать переговоры с вероятными инвесторами о привлечении капиталовложений из-за рубежа. На призыв Симферополя откликнулись ЕБРР и крупная гонконгская нефтегазовая компания China National Offshore Oil Company Ltd. (СNOOC). Первый инвестор в середине минувшего года пообещал ЧНГ дать денег на проект Одесского месторождения взамен гарантии создания СП либо обозначения доли банка в рамках соглашения о разделе продукции (СРП). Инвестор из Гонконга в конце года предоставил ЧНГ более простые условия, дав банковскую гарантию на $90 млн. под закупку труб для 90-километрового подводного газопровода Одесское - Очертай. И в том, и в другом случае ЧНГ оказывался перед перспективой утраты долей в добывающем проекте. Это очень устраивало Симферополь, но совсем не устраивало Киев.

Причиной сомнений относительно СNOOC было то, что в Европе эта компания не имеет бизнес-интересов, работая исключительно в Африке и на Дальнем Востоке, что создавало угрозу уступки требования долга третьим лицам. Что касается ЕБРР, то основной причиной настороженного отношения Кабмина к проекту банка было то, что его долевое участие в Одесском могло бы создать прецедент и дать пример для подражания, после которого СП на шельфе Украины начали бы расти, как «грибы после дождя».

Как известно, правительство Юлии Тимошенко начало крайне осторожно относится к проектам привлечения прямых зарубежных инвестиций для освоения шельфа после скандала с «Ванко Прикерченска Лтд.» о правомерности переуступки прав освоения Прикерченского блока шельфа. Тогда премьер-министр в ходе спора с этой компанией пообещала, что Украина либо вообще освоит все месторождения за свои деньги, или же, если и будет торговать, то не долями или едиными блоками шельфа, а разобьет их на мелкие части для продажи на открытых аукционах.

По словам главы правления ЧНГ Анатолия Присяжнюка, кроме 500 млн. грн. для Одесского месторождения Кабмин в целом предусмотрел на 2009 г. боле 1,5 млрд. грн. государственных промышленных инвестиций, из которых львиная доля уйдет на шельф. Что касается конкретных адресных ассигнований освоения Одесского и Субботино, то намерения создать СП для их освоения были и ранее, до появления предложений ЕБРР и СNOOC Ltd. В частности, в 2004-2007 гг. для освоения Одесского месторождения ЧНГ с подачи тогдашнего правительства Виктора Януковича создало СП с украино-швейцарским ЗАО «УкрГазЭнерго».

Госкомпания тогда вложила в СП на 200 млн. грн. своего имущества, а инвестор отделался туманными обещаниями купить для прочих потребностей ЧНГ новую передвижную буровую платформу. Воспользовавшись этими и другими слабыми местами проекта, правительство Ю.Тимошенко в 2008 г. денонсировало проект создания СП и начало процедуру ликвидации «УкрГазЭнерго». Взамен этого неоднозначного проекта освоения Одесского месторождения ЧНГ еще в начале 2008 г. было обещано прямое госфинансирование, но обещанные ассигнования компания сможет увидеть только в текущем году, причем, лишь только после неудачных попыток «СП-шного» решения проблемы.



Сергей Петров

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2021

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua