Bombardier ставит крест на российском SSJ 100

На рынке региональных самолетов наметилось очередное обострение конкуренции. Канадская компания Bombardier Aerospace объявила о завершении процесса сертификации 100-местного регионального самолета CRJ1000 NextGen.

Сертификат типа был выдан управлением транспорта Канады (Transport Canada) и европейским агентством по авиационной безопасности EASA. Выход на рынок этого лайнера серьезно подрывает перспективы российского Sukhoi Superjet 100.

Стоит отметить, что эту машину канадцы создали всего за три года. О запуске программы было объявлено 19 февраля 2007 г., а в 2010 г. она уже начинает поступать авиакомпаниям. Сегодня существует 49 твердых заказов, из которых 35 от испанской авиакомпании Air Nostrum и 14 от французской Brit Air.

На фоне Bombardier успехи его основного конкурента, российско-французско-американского Sukhoi Superjet 100, выглядят блекло. Сразу же после объявления о завершении сертификации канадской машины, россияне поспешили заявить о выходе на финальный этап сертификации своего лайнера. При этом выяснилось, что опытные самолеты «Сухого» провели в воздухе 2245 часов в 948 полетах, против 470 полетов общей продолжительностью примерно 1400 летных часов у CRJ1000 NextGen. Разница почти в два раза.

Конечно, можно возразить, что CRJ1000 NextGen это продолжение линейки CRJ100/200, CRJ700, CRJ900 и при сертификации использовались наработки всего семейства. Однако в новой машине отрабатывались принципиально новые технологии, поэтому она и называется NextGen. Да и размерность канадского лайнера потребовала дополнительных испытаний. Ведь Bombardier замахнулась на рынок Airbus и Boeing, которые ранее безраздельно властвовали в сегменте стоместных машин.

В целом же, на фоне широко разрекламированных характеристик SSJ-100, которые «позволят использовать самые последние достижения мирового и российского авиапрома», его канадский региональный «сородич» выглядит более убедительным. Взлетная масса самолета меньше, соответственно снижен и расход топлива.

Но самое главное заключается в том, что канадский проект серьезно подрывает перспективы продукции КБ «Сухой». Ведь одним из основных рынков сбыта для SSJ-100 называлась Северная Америка, и появление канадского конкурента ставит под вопрос перспективы лайнера на этом рынке. Видимо поэтому компания «Гражданские самолеты Сухого», сразу же после объявления о сертификации канадской машины, обнародовала серию пресс-релизов, в которых оценивались перспективы российского самолета.

Согласно этим заявлениям, прогноз минимального объем продаж самолетов Sukhoi Superjet 100 к 2029 г. составит более 800 ед., из которых в странах СНГ будет продано около 270 машин. При этом, в пресс-релизах, нет ни слова об объемах продаж в Северной Америке, зато на рынке ЕС планируется продать - 115-120 ед. Видимо расчет делается на партнеров из итальянской Alenia. Между тем итальянцы не торопятся позиционировать себя в качестве одних из «крестных отцов» SSJ100. Большинство заявлений исходят от компании «Гражданские самолеты Сухого», в то время как партнеры по бизнесу их особо не комментируют, что наводит на определенные размышления. Вероятнее всего итальянская компания рассматривает этот проект исключительно с точки зрения сбыта собственного оборудования, узлов и агрегатов, именно этим и объясняется их пассивность на европейском рынке с продвижением Sukhoi Superjet 100.

Причем, в продвижении на рынке перспективы еще одного конкурента SSJ100 украино-российской машины Ан-148 выглядят более привлекательно. Совсем недавно «Объединенная авиастроительная корпорация» и МЧС РФ подписали контракт на поставку двух Ан-148 в специальной версии. Предполагается, что самолет можно будет быстро конвертировать из обычного пассажирского салона в медицинский эвакуационный вариант. Стоит отметить, что очередь на Ан-148 вполне приличная: на сегодня уже заключены контракты на поставку 93 ед. - 6 из которых заказаны в Украине, 78 - в РФ, 2 - в Мьянму, 7 - в Казахстан.

Кроме того, подписаны опционы на поставку 10 самолетов этой модели на внутренний рынок, 10 - в РФ и 16 - в Иран. На воронежском ВАСО в 2011 г. планируют собрать 18 Ан-148, в 2012 - 24, в 2013 и 2014 - по 36 самолетов. В Украине объемы производства должны быть более скромными около 10-12 самолетов в год. Еще одним вариантом совместного производства Ан-148 может стать сотрудничество с иранской компанией HESA. В Исфахане уже налажено производство самолета ИрАн-140 из украинских машинокомплектов, по аналогии предполагается освоить выпуск и Ан-148.

И если иранцы смогут наладить серийное производство Ан-148, продукции КБ «Сухого» в этот регион путь будет заказан. Однако, ГК «Антонов» необходимо срочно решить проблемы с организацией производства на своем серийном заводе, на выпуск 10-12 Ан-148 в год в Киеве планировалось выйти еще в 2008 г., однако в 2010 г. будет поставлено только 3 машины. С такими темпами развития производства, ГК «Антонов» попросту «сдаст» рынок своим российским «партнерам».



Сергей Баталин

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua