Baltic Dry: в ожидании осеннего роста

Август 2013 г. поначалу полностью вписывался в традиционное понятие летнего спада, когда Балтийский фрахтовый индекс сухогрузного тоннажа демонстрирует стабильное снижение. Но, неожиданно, на протяжении почти всей второй половины августа БФИ начал расти, достигнув отметки в 1169 пунктов, что является одним из наиболее высоких значений в 2013 г.

В определенной степени росту БФИ в августе содействовало увеличение простоев балкеров в ожидании погрузки/выгрузки в основных рудных и угольных портах мира, что нашло отражение в росте индекса простоев Clarkson's с 67,8 до 82,5 пунктов.

Динамика Балтийского фрахтового индекса в августе 2013 г.

Тип тоннажа

01.08.2013

15.08.2013

30.08.2013

06.09.2013

«кейпсайз» (BCI)

1935

2099

2243

2799

«панамакс» (BPI)

1041

926

907

1020

«супрамакс» (BSI)

909

913

939

959

«хендисайз» (BHI)

530

517

531

537

БФИ сухогрузного тоннажа (BDI)

1066

1091

1132

1352

Источник: Baltic Exchange

Волатильность Балтийских фрахтовых индексов в августе 2013 г.

Показатели

BCI

BPI

BSI

BHI

BDI

Максимум

2335

1041

939

531

1169

Минимум

1805

901

907

516

996

Среднее

2081

939

918

524

1092

Коэффициент волатильности max/min

1,29

1,16

1,04

1,03

1,17

Количество смен тренда

повышательный

1

2

2

3

1

понижательный

2

1

1

2

1

Показатели рассчитаны автором

Примечательно, что планка в 1200 пунктов, которую БФИ периодически пытается преодолеть на протяжении вот уже более полутора лет, в августе так и не была достигнута. Однако, с легкостью была преодолена уже в течение первой недели сентября, оказавшейся самой успешной по темпам роста индекса начиная с августа 2011 г. В результате БФИ не останавливаясь на 1200 пунктах уже в конце первой недели сентября подскочил до 1352 пунктов, показав за недельный период рост сразу на 19%.

Средние значения БФИ в 2011 - 2013 гг.

Тип тоннажа

Август 2013 г.

Июль 2013 г.

Июнь 2013 г.

Май 2013 г.

Апрель 2013 г.

2012 г.

2011 г.

«кейпсайз» (BCI)

2081

1986

1637

1347

1237

1575

2237

«панамакс» (BPI)

939

1084

865

930

1123

964

1749

«супрамакс» (BSI)

918

914

907

863

904

905

1377

БФИ сухогрузного тоннажа

1092

1123

941

851

874

921

1549

Источник: Braemar Seascope

Главным «виновником» роста БФИ как в августе, так и в начале сентября 2013 г. оказались «кейпсайзы», для которых конец лета – начало осени оказались периодом нешуточного подъема. Среднесуточный заработок балкеров данного типоразмера в течение рассматриваемого периода вырос с 12043 до 21793 $/сут. или 81%. А по сравнению с началом года средний заработок «кейпсайзов» в начале сентября 2013 г. увеличился более чем в три раза. Росту ставок в значительной степени способствовало пополнение складских запасов железной руды в Китае, также увеличение поставок угля в эту же страну.

Средний заработок балкеров различного типоразмера в августе 2013 г., $/сут.

Типоразмер

01.08.2013

15.08.2013

30.08.2013

06.09.2013

«кейпсайз» (BCI)

12043

14010

15200

21793

«панамакс» (BPI)

8282

7374

7241

8158

«супрамакс» (BSI)

9506

9552

9819

10127

«хендисайз» (BHI)

7763

7531

7646

7688

Соотношение ставок «кейпсайз»/«панамакс»

1,45

1,90

2,10

2,67

Источник: Optima

Для «панамаксов» август 2013 г. сложился не совсем удачно. Индекс BPI в течение месяца снизился с 1041 до 907 пунктов или на 12,9% и лишь в конце первой недели сентября смог подняться до 986 пунктов. В результате коэффициент, учитывающий соотношение ставок для «кейпсайзов» и «панамаксов», повысился с 1,45 в начале августа до 2,67 - в начале сентября.

Так, средний уровень рейсовых ставок на перевозку угля «панамаксами» в направлении Мурманск - Континент в конце августа снизился до 7,30 $/т, что всего на 30 центов выше имевшего место в 2013 г. минимума. В направлении Мурманск - Ливерпуль ставки составляли 8,00 $/т, что лишь на 10 центов превышает минимальный для нынешнего года показатель. Ставки рейсового тайм-чартера для «панамаксов» в направлении Континент - Дальний Восток снизились до 14000 $/сут. Это притом, что максимально достигнутое в этом году значение было 18000 $/сут., а минимальное - 12500 $/сут.

Снижение фрахтовых ставок на «панамаксы» в августе 2013 г. помимо избыточного предложения тоннажа обусловлено сократившимися отгрузками зерна из Южной Америки и Мексиканского залива США, а также вследствие уменьшившихся отправок угля из Индонезии. Несмотря на то, что средний заработок «панамаксов» по сравнению с началом нынешнего года в августе вырос почти на 30%, его усредненное значение за 8 месяцев (около 7600 $/сут.) остается на самом низком уровне, начиная с 1999 г.

Для «супрамаксов» и «хендисайзов» индексы в течение рассматриваемого периода мало изменились. Поднявшись на 3,2% для первого типоразмера и снизившись на 1% - для второго. На Континенте нехватка тоннажа привела к тому, что балкер дедвейтом 32000 т был отфрахтован по ставке 13500 $/сут., а «супрамакс» дедвейтом 56000 т - 14000 $/сут. В самом конце августа повышательный тренд для балкеров «хендисайз» и «супрамакс» в Средиземно-Черноморском регионе был приостановлен большим количеством тоннажа, поступающего в балласте с Западного побережья Индии. Примерно такая же картина наблюдалась и в Мексиканском заливе США из-за избыточного поступления балкеров в балласте из Бразилии. По этой причине ставки для «хендисайзов» из Мексиканского залива США на Средиземноморье снизились с 18000 - 19000 $/сут. до 14000 - 15000 $/сут.

Уровень ставок при отфрахтовании сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер в августе 2013 г.

Показатели

Тип тоннажа

«панамаксы»

«хэндимаксы»

«хэндисайзы»

Атлантика

1. Количество отфрахтовок, ед.

38

20

13

2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут.

12000

15250

10700

3. Min ставка, $/сут.

6500

7000

7000

4. Max ставка, $/сут.

23000

24000

13500

Тихий океан

1. Количество отфрахтовок, ед.

41

31

5

2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут.

7750

8900

8000

3. Min ставка, $/сут.

3500

6600

6500

4. Max ставка, $/сут.

10500

11500

11000

Показатели рассчитаны автором

Напомним, что по состоянию на конец августа 2013 г. дедвейт балкерного флота составлял 697,3 млн. т. За 8 месяцев флот пополнили новые балкера общим дедвейтом 41,8 млн. т, в то время как дедвейт списанных судов составил 15,2 млн. т. В результате прирост балкерного тоннажа составил 5,8%. Порядка 70% тоннажа, заказанного за последние 2 месяца, будут поставлены в 2015 г. С учетом переносов сроков готовности ранее заказанного тоннажа объем поставок 2015 г. увеличивается с 20-ти до 25 млн. т дедвейта. Это практически треть от прогнозируемого BIMCO объема ввода в строй новых балкеров в размере 70 млн. т дедвейта, что является наименьшим показателем за последние 4 года.

По данным RS-Platou, рост спроса на перевозки балкерных грузов в 1-ом полугодии 2013 г. составил 4,8% с тенденцией к дальнейшему увеличению во 2-ом полугодии благодаря объемам отгрузок железной руды из Австралии и Бразилии, а также рекордному урожаю зерновых в США. Согласно уточненным прогнозам USDA на 2013/2014 МГ, мировые перевозки пшеницы, кукурузы и сои составят 365,4 млн. т, увеличившись на 11% по сравнению с предыдущим маркетинговым годом. Причем 47% этого прироста придется на отгрузки из США. За первые 7 месяцев 2013 г. по данным таможенной статистики КНР импорт зерновых грузов (без сои) снизился на 28% до 6,3 млн. т, в т. ч. пшеницы - на 30% до 1,7 млн. т, кукурузы – на 49% до 1,6 млн. т и ячменя – на 27% до 1,2 млн. т. Поэтому за оставшиеся 5 месяцев это отставание, скорее всего, будет наверстано, учитывая растущий потребительский спрос на зерновые со стороны Китая. Дополнительный экспорт зерновых по подсчетам RS Platou Economic Research прибавит 1% к мировым перевозкам балкерных грузов и обеспечит повышение ставок для «панамаксов» с 4-го квартала нынешнего года и в 1-м полугодии 2014 г. на 2000 $/сут. по сравнению с сегодняшним уровнем.

По прогнозам руководства компании Golden Ocean, принадлежащей судоходному магнату Джону Фредриксену, сокращение дисбаланса между спросом и предложением на балкерный тоннаж приведет к существенному росту ставок в 2014-2015 гг. Кроме того, по мнению того же источника, сегодняшние фьючерсные котировки явно занижены и реальные ставки на этот период будут, как минимум, на 30% выше.

В заключение отметим, что царящий среди игроков балкерного рынка оптимистический настрой существенно превышает относительно невысокий уровень спотовых ставок. Достаточно сказать, что рассчитываемый брокерами Clarkson’s ClarkSea Index для судов транспортного флота составляет в настоящее время всего 9086 $/сут., что является наименьшим показателем с 1990 г. Об этом же свидетельствуют и убытки многих судоходных компаний по итогам 1-го полугодия 2013 г., из-за чего значительно участились аресты и аукционные продажи судов транспортного флота. Однако, имеются компании, сумевшие не только с прибылью закончить 1-ое полугодие, но и всерьез заняться программой обновления флота. Так, только за последнее время компании, входящие в группу d'Amico, заказали новый флот общей стоимостью $600 млн. Делая эти немалые инвестиции, в d'Amico Group рассчитывают на серьезное укрепление фрахтового рынка уже в 2014 г. после одного из самых продолжительных и резких спадов за последние три десятилетия. Прогнозируется, что усиление рынка продолжится и в 2015 г. благодаря восстановлению впервые с 2004 г. баланса между спросом и предложением. Поэтому будем надеяться, что оптимизм участников рынка все же имеет под собой реальную почву и в ближайшие два года фрахтовый рынок действительно ожидает восстановление.



Валерий Войниченко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua