Август 2013 г. поначалу полностью вписывался в традиционное понятие летнего спада, когда Балтийский фрахтовый индекс сухогрузного тоннажа демонстрирует стабильное снижение. Но, неожиданно, на протяжении почти всей второй половины августа БФИ начал расти, достигнув отметки в 1169 пунктов, что является одним из наиболее высоких значений в 2013 г.
В определенной степени росту БФИ в августе содействовало увеличение простоев балкеров в ожидании погрузки/выгрузки в основных рудных и угольных портах мира, что нашло отражение в росте индекса простоев Clarkson's с 67,8 до 82,5 пунктов.
Динамика Балтийского фрахтового индекса в августе 2013 г.
Тип тоннажа |
01.08.2013 |
15.08.2013 |
30.08.2013 |
06.09.2013 |
«кейпсайз» (BCI) |
1935 |
2099 |
2243 |
2799 |
«панамакс» (BPI) |
1041 |
926 |
907 |
1020 |
«супрамакс» (BSI) |
909 |
913 |
939 |
959 |
«хендисайз» (BHI) |
530 |
517 |
531 |
537 |
БФИ сухогрузного тоннажа (BDI) |
1066 |
1091 |
1132 |
1352 |
Источник: Baltic Exchange
Волатильность Балтийских фрахтовых индексов в августе 2013 г.
Показатели |
BCI |
BPI |
BSI |
BHI |
BDI |
Максимум |
2335 |
1041 |
939 |
531 |
1169 |
Минимум |
1805 |
901 |
907 |
516 |
996 |
Среднее |
2081 |
939 |
918 |
524 |
1092 |
Коэффициент волатильности max/min |
1,29 |
1,16 |
1,04 |
1,03 |
1,17 |
Количество смен тренда
повышательный |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
понижательный |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Показатели рассчитаны автором
Примечательно, что планка в 1200 пунктов, которую БФИ периодически пытается преодолеть на протяжении вот уже более полутора лет, в августе так и не была достигнута. Однако, с легкостью была преодолена уже в течение первой недели сентября, оказавшейся самой успешной по темпам роста индекса начиная с августа 2011 г. В результате БФИ не останавливаясь на 1200 пунктах уже в конце первой недели сентября подскочил до 1352 пунктов, показав за недельный период рост сразу на 19%.
Средние значения БФИ в 2011 - 2013 гг.
Тип тоннажа |
Август 2013 г. |
Июль 2013 г. |
Июнь 2013 г. |
Май 2013 г. |
Апрель 2013 г. |
2012 г. |
2011 г. |
«кейпсайз» (BCI) |
2081 |
1986 |
1637 |
1347 |
1237 |
1575 |
2237 |
«панамакс» (BPI) |
939 |
1084 |
865 |
930 |
1123 |
964 |
1749 |
«супрамакс» (BSI) |
918 |
914 |
907 |
863 |
904 |
905 |
1377 |
БФИ сухогрузного тоннажа |
1092 |
1123 |
941 |
851 |
874 |
921 |
1549 |
Источник: Braemar Seascope
Главным «виновником» роста БФИ как в августе, так и в начале сентября 2013 г. оказались «кейпсайзы», для которых конец лета – начало осени оказались периодом нешуточного подъема. Среднесуточный заработок балкеров данного типоразмера в течение рассматриваемого периода вырос с 12043 до 21793 $/сут. или 81%. А по сравнению с началом года средний заработок «кейпсайзов» в начале сентября 2013 г. увеличился более чем в три раза. Росту ставок в значительной степени способствовало пополнение складских запасов железной руды в Китае, также увеличение поставок угля в эту же страну.
Средний заработок балкеров различного типоразмера в августе 2013 г., $/сут.
Типоразмер |
01.08.2013 |
15.08.2013 |
30.08.2013 |
06.09.2013 |
«кейпсайз» (BCI) |
12043 |
14010 |
15200 |
21793 |
«панамакс» (BPI) |
8282 |
7374 |
7241 |
8158 |
«супрамакс» (BSI) |
9506 |
9552 |
9819 |
10127 |
«хендисайз» (BHI) |
7763 |
7531 |
7646 |
7688 |
Соотношение ставок «кейпсайз»/«панамакс» |
1,45 |
1,90 |
2,10 |
2,67 |
Источник: Optima
Для «панамаксов» август 2013 г. сложился не совсем удачно. Индекс BPI в течение месяца снизился с 1041 до 907 пунктов или на 12,9% и лишь в конце первой недели сентября смог подняться до 986 пунктов. В результате коэффициент, учитывающий соотношение ставок для «кейпсайзов» и «панамаксов», повысился с 1,45 в начале августа до 2,67 - в начале сентября.
Так, средний уровень рейсовых ставок на перевозку угля «панамаксами» в направлении Мурманск - Континент в конце августа снизился до 7,30 $/т, что всего на 30 центов выше имевшего место в 2013 г. минимума. В направлении Мурманск - Ливерпуль ставки составляли 8,00 $/т, что лишь на 10 центов превышает минимальный для нынешнего года показатель. Ставки рейсового тайм-чартера для «панамаксов» в направлении Континент - Дальний Восток снизились до 14000 $/сут. Это притом, что максимально достигнутое в этом году значение было 18000 $/сут., а минимальное - 12500 $/сут.
Снижение фрахтовых ставок на «панамаксы» в августе 2013 г. помимо избыточного предложения тоннажа обусловлено сократившимися отгрузками зерна из Южной Америки и Мексиканского залива США, а также вследствие уменьшившихся отправок угля из Индонезии. Несмотря на то, что средний заработок «панамаксов» по сравнению с началом нынешнего года в августе вырос почти на 30%, его усредненное значение за 8 месяцев (около 7600 $/сут.) остается на самом низком уровне, начиная с 1999 г.
Для «супрамаксов» и «хендисайзов» индексы в течение рассматриваемого периода мало изменились. Поднявшись на 3,2% для первого типоразмера и снизившись на 1% - для второго. На Континенте нехватка тоннажа привела к тому, что балкер дедвейтом 32000 т был отфрахтован по ставке 13500 $/сут., а «супрамакс» дедвейтом 56000 т - 14000 $/сут. В самом конце августа повышательный тренд для балкеров «хендисайз» и «супрамакс» в Средиземно-Черноморском регионе был приостановлен большим количеством тоннажа, поступающего в балласте с Западного побережья Индии. Примерно такая же картина наблюдалась и в Мексиканском заливе США из-за избыточного поступления балкеров в балласте из Бразилии. По этой причине ставки для «хендисайзов» из Мексиканского залива США на Средиземноморье снизились с 18000 - 19000 $/сут. до 14000 - 15000 $/сут.
Уровень ставок при отфрахтовании сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер в августе 2013 г.
Показатели |
Тип тоннажа |
«панамаксы» |
«хэндимаксы» |
«хэндисайзы» |
Атлантика |
1. Количество отфрахтовок, ед. |
38 |
20 |
13 |
2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
12000 |
15250 |
10700 |
3. Min ставка, $/сут. |
6500 |
7000 |
7000 |
4. Max ставка, $/сут. |
23000 |
24000 |
13500 |
Тихий океан |
1. Количество отфрахтовок, ед. |
41 |
31 |
5 |
2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
7750 |
8900 |
8000 |
3. Min ставка, $/сут. |
3500 |
6600 |
6500 |
4. Max ставка, $/сут. |
10500 |
11500 |
11000 |
Показатели рассчитаны автором
Напомним, что по состоянию на конец августа 2013 г. дедвейт балкерного флота составлял 697,3 млн. т. За 8 месяцев флот пополнили новые балкера общим дедвейтом 41,8 млн. т, в то время как дедвейт списанных судов составил 15,2 млн. т. В результате прирост балкерного тоннажа составил 5,8%. Порядка 70% тоннажа, заказанного за последние 2 месяца, будут поставлены в 2015 г. С учетом переносов сроков готовности ранее заказанного тоннажа объем поставок 2015 г. увеличивается с 20-ти до 25 млн. т дедвейта. Это практически треть от прогнозируемого BIMCO объема ввода в строй новых балкеров в размере 70 млн. т дедвейта, что является наименьшим показателем за последние 4 года.
По данным RS-Platou, рост спроса на перевозки балкерных грузов в 1-ом полугодии 2013 г. составил 4,8% с тенденцией к дальнейшему увеличению во 2-ом полугодии благодаря объемам отгрузок железной руды из Австралии и Бразилии, а также рекордному урожаю зерновых в США. Согласно уточненным прогнозам USDA на 2013/2014 МГ, мировые перевозки пшеницы, кукурузы и сои составят 365,4 млн. т, увеличившись на 11% по сравнению с предыдущим маркетинговым годом. Причем 47% этого прироста придется на отгрузки из США. За первые 7 месяцев 2013 г. по данным таможенной статистики КНР импорт зерновых грузов (без сои) снизился на 28% до 6,3 млн. т, в т. ч. пшеницы - на 30% до 1,7 млн. т, кукурузы – на 49% до 1,6 млн. т и ячменя – на 27% до 1,2 млн. т. Поэтому за оставшиеся 5 месяцев это отставание, скорее всего, будет наверстано, учитывая растущий потребительский спрос на зерновые со стороны Китая. Дополнительный экспорт зерновых по подсчетам RS Platou Economic Research прибавит 1% к мировым перевозкам балкерных грузов и обеспечит повышение ставок для «панамаксов» с 4-го квартала нынешнего года и в 1-м полугодии 2014 г. на 2000 $/сут. по сравнению с сегодняшним уровнем.
По прогнозам руководства компании Golden Ocean, принадлежащей судоходному магнату Джону Фредриксену, сокращение дисбаланса между спросом и предложением на балкерный тоннаж приведет к существенному росту ставок в 2014-2015 гг. Кроме того, по мнению того же источника, сегодняшние фьючерсные котировки явно занижены и реальные ставки на этот период будут, как минимум, на 30% выше.
В заключение отметим, что царящий среди игроков балкерного рынка оптимистический настрой существенно превышает относительно невысокий уровень спотовых ставок. Достаточно сказать, что рассчитываемый брокерами Clarkson’s ClarkSea Index для судов транспортного флота составляет в настоящее время всего 9086 $/сут., что является наименьшим показателем с 1990 г. Об этом же свидетельствуют и убытки многих судоходных компаний по итогам 1-го полугодия 2013 г., из-за чего значительно участились аресты и аукционные продажи судов транспортного флота. Однако, имеются компании, сумевшие не только с прибылью закончить 1-ое полугодие, но и всерьез заняться программой обновления флота. Так, только за последнее время компании, входящие в группу d'Amico, заказали новый флот общей стоимостью $600 млн. Делая эти немалые инвестиции, в d'Amico Group рассчитывают на серьезное укрепление фрахтового рынка уже в 2014 г. после одного из самых продолжительных и резких спадов за последние три десятилетия. Прогнозируется, что усиление рынка продолжится и в 2015 г. благодаря восстановлению впервые с 2004 г. баланса между спросом и предложением. Поэтому будем надеяться, что оптимизм участников рынка все же имеет под собой реальную почву и в ближайшие два года фрахтовый рынок действительно ожидает восстановление.
Валерий Войниченко