Март 2013 г. запомнится операторам балкерного рынка самым продолжительным за последнее время повышательным трендом Балтийского фрахтового индекса, благодаря чему он достиг максимальной в нынешнем году отметки в 935 пункта. Однако BDI так и не смог преодолеть психологический барьер 1000 пунктов.
Последний раз значение BDI выше 1000 пунктов было зафиксировано в начале декабря 2012 г. Среднее значение индекса в 876 пунктов в марте 2013 г., хотя и превысило январские и февральские отметки, все же ниже среднего уровня индекса за весь 2012 г., составившего 921 пункт, не говоря уже о 1549 пунктах в 2011 г. В то же время, по подсчетам морских аналитиков, для обеспечения прибыльной работы балкерного флота средний уровень индекса должен составлять 2000-2500 и это при условии, что речь идет о собственном тоннаже. Для бербоут-чартера, значение BDI должно быть еще выше, чтобы покрывать дополнительные финансовые издержки.
Динамика Балтийского фрахтового индекса в марте 2013 г.
Тип тоннажа |
01.03.13 |
15.03.13 |
28.03.13 |
«кейпсайз» (BCI) |
1243 |
1299 |
1249 |
«панамакс» (BPI) |
1036 |
1162 |
1176 |
«супрамакс» (BSI) |
781 |
925 |
944 |
«хендисайз» (BHI) |
447 |
506 |
547 |
БФИ (BDI) |
776 |
892 |
910 |
Источник:Baltic Exchange
В марте наблюдалась парадоксальная ситуация, когда в наибольшем выигрыше от повышения фрахтовой конъюнктуры оказались балкера «панамакс», избыточное предложение которых превосходит другие типоразмеры тоннажа. Это стало возможным благодаря разгару зернового сезона в Южной Америке, а также простою значительной части балкеров в портах. Так, в ожидании погрузки в портах Бразилии в марте простаивало до 200 балкеров. Некоторые суда ожидают своей очереди на погрузку в портах Бразилии около 60 суток. Кроме того, уже не за горами период переработки сахарного тростника, что может еще больше усложнить ситуацию с простоями судов в портах этого региона. Помимо Бразилии, в марте простои тоннажа заметно возросли в портах Австралии и Индии. Число судов, ожидающих погрузки угля в портах Австралии, к концу марта достигло 93 ед. В результате, рассчитываемый Clarksons индекс простоев в марте вырос до 113,9 пунктов или на 8,9%.
В наименьшей степени мартовское оживление затронуло балкера «кейпсайз», для которых BDI сохранился на отметке начала месяца.
Волатильность Балтийских фрахтовых индексов в марте 2013 г.
Показатели |
BCI |
BPI |
BSI |
BHI |
BDI |
Максимум |
1314 |
1210 |
981 |
547 |
935 |
Минимум |
1239 |
1036 |
781 |
447 |
776 |
Среднее |
1275 |
1147 |
906 |
505 |
876 |
Коэффициент волатильности max/min |
1,06 |
1,17 |
1,26 |
1,22 |
1,20 |
Количество смен тренда:
повышение |
3 |
– |
– |
– |
– |
понижение |
3 |
1 |
1 |
– |
1 |
Показатели рассчитаны автором
Средние ставки на балкера различного типоразмера в марте 2013 г., $/сут.
Типоразмер балкеров |
01.03.13 |
15.03.13 |
28.03.13 |
«кейпсайз» |
4236 |
4923 |
4734 |
«панамакс» |
8281 |
9296 |
9408 |
«супрамакс» |
8170 |
9677 |
9876 |
«хендисайз» |
6670 |
7536 |
8147 |
«кейпсайз»/«панамакс» |
0,51 |
0,53 |
0,50 |
Источник:Optima
Возвращаясь к флоту отметим, что индекс BPI для балкеров «панамакс» только в марте вырос на 140 пунктов или 13,5%. Максимального уровня ставки для панамаксов в марте достигали в Атлантической секции фрахтового рынка, особенно при перевозках зерновых грузов из Южной Америки на Ближний и Дальний Восток. По сравнению с началом марта ставки здесь увеличились с 14000 до 17500 $/сут.
Еще одним типоразмером, выигравшим от пика зернового сезона в Южной Америке, а также увеличившихся отгрузок металлопроката и металлолома на Континенте, являются супрамаксы. Индекс BSI для данной категории балкеров в течение марта вырос на 163 пункта или 20,9%, т.е. еще больше, чем для панамаксов.
Достаточно сказать, что ставки в направлении Мексиканский залив США - Континент на пике мартовской активности доходили до 23000-24000 $/сут. И хотя в конце месяца они снизились до 18000-20000 $/сут., такого высокого уровня ставок в 2013 г. еще не наблюдалось. Существенную поддержку фрахтовому рынку, особенно для балкеров «супрамакс», в марте 2013 г. оказал активный импорт сои Китаем. Показательно, что если в 1995 г. Китай импортировал всего 1 млн. т сои, то в прошлом году эта цифра выросла до 58,4 млн. т, а в нынешнем году прогнозируется на уровне 66,5 млн. т. Это благотворно скажется на уровне фрахтовых ставок, которые в марте на плече Сантос - Северный Китай выросли почти на 2,0 $/т или 4,9%.
Относительно высокий повышательный тренд в марте имели и балкера «хендисайз». Индекс BHI вырос сразу на 100 пунктов или 22,4%, а ставки в направлении Мексиканский залив США - Восточное Средиземноморье стали достигать 10000 $/сут.
Стоит также отметить некоторые позитивные сдвиги в регионе Черного моря. Так, брокеры отмечают определенный рост ставок на перевозки зерна на Тунис и другие североафриканские страны. В направлении Мексиканского залива США и Южной Америки ставки рейсового тайм-чартера выросли с 4000-4500 $/сут. до 5000 $/сут., а на Западную Африку - до 9000 $/сут. и Индию - до 11500 $/сут.
Нетрудно было заметить, что повышательный потенциал динамики BDI замедлился к середине третьей декады марта, в преддверии католических Пасхальных каникул. При этом, брокеры ожидают, что повышательный тренд в динамике индекса в апреле восстановится.
Уровень ставок при отфрахтовании сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер в марте 2013 г.
Показатели |
Тип тоннажа |
«панамаксы» |
«хендимаксы» |
«хендисайзы» |
Атлантика |
1. Количество отфрахтовок, ед. |
40 |
22 |
14 |
2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
13050 |
16350 |
12300 |
3. Min ставка, $/сут. |
8750 |
4500 |
8500 |
4. Max ставка, $/сут. |
23000 |
23000 |
15500 |
Тихий океан |
1. Количество отфрахтовок, ед. |
53 |
39 |
4 |
2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
10500 |
10350 |
8000 |
3. Min ставка, $/сут. |
7500 |
2000 |
7250 |
4. Max ставка, $/сут. |
14250 |
15000 |
8500 |
Показатели рассчитаны автором
Отметим также, что не очень оправдываются прогнозы ряда аналитиков, о том, что реальные поставки балкеров в 2013 г. в силу финансовых трудностей, как у верфей, так и у судовладельцев, будут значительно ниже плановых. С начала 2013 г. в строй вошло 216 новых балкеров общим дедвейтом 17,6 млн. т, а отправлено на скрап 107 судов общим дедвейтом 6,5 млн. т. То есть, объемы поставок в 2,7 раза превосходили размеры списания. В результате нетто-прирост флота за рассматриваемый период составил 1,7%.
При таких же темпах поставок и списания до конца 2013 г. чистый прирост балкерного флота может составить 7,7%, что вряд ли посодействует восстановлению баланса спроса и предложения. Тем не менее, руководство Torvald Klaveness Group считает, что 10% мирового портфеля заказов на балкера вообще будут расторгнуты, а еще 20-25% предусмотренных на 2013 г. поставок будет перенесена на более поздние сроки. В результате, вместо запланированных поставок около 100 млн. т дедвейта, реальные поставки могут составить 65-70 млн. т. С учетом предполагаемой сдачи на скрап порядка 35 млн. т дедвейта (на уровне 2012 г.) чистый прирост тоннажа составит 30-35 млн. т или на уровне 4,4-5,1% за год. Гораздо пессимистичнее аналитики банка Morgan Stanley, считающие, что нетто-прирост балкерного флота в 2013 г. составит 63 млн. т или почти 10%, в результате чего коэффициент загрузки судов снизится с сегодняшних 77% до 74%.
Однако, в любом случае, раньше или позже, циклическое повышение фрахтовой конъюнктуры неминуемо должно произойти. В пользу этого довода аналитики Jefferies Group Inc. приводят повышение спроса на перевозки железной руды, угля, зерна и других грузов со стороны Китая. Перевозки железной руды за счет Китая должны вырасти с сегодняшних 1,08 млрд. т до 1,5 млрд. т или на 38,9%. За тот же период морские перевозки угля должны вырасти на 17% - до 1,3 млрд. т, на фоне сокращающегося предложения балкерного тоннажа. Так, если в 2007 г. заказы на сухогрузы достигали 150 млн. т дедвейта, то в 2012 г. - лишь 20 млн. т.
Даже сейчас аналитики Jefferies Group Inc. оценивают рост спроса на балкерный тоннаж в 2013 г. не менее, чем на 6% при приросте поставок флота на уровне 5-6%. Как результат, уже во втором полугодии 2013 г. ставки на балкера «кейпсайз» должны вырасти с сегодняшних менее, чем 5000 $/сут. до 12000 $/сут., а в 2014 г. - до 20000 $/сут.
Аналитики видят достаточно благоприятные перспективы на ближайшие годы и для балкеров «хендисайз», заказы на которые минимальны, а грузовая база до 2017 г. будет расти на 7% в год. При этом не исключено резкое усиление конкуренции со стороны многоцелевых сухогрузов, которые также станут претендовать на эту грузовую базу.
Валерий Войниченко