Baltic Dry: март принес надежду

Март 2013 г. запомнится операторам балкерного рынка самым продолжительным за последнее время повышательным трендом Балтийского фрахтового индекса, благодаря чему он достиг максимальной в нынешнем году отметки в 935 пункта. Однако BDI так и не смог преодолеть психологический барьер 1000 пунктов.

Последний раз значение BDI выше 1000 пунктов было зафиксировано в начале декабря 2012 г. Среднее значение индекса в 876 пунктов в марте 2013 г., хотя и превысило январские и февральские отметки, все же ниже среднего уровня индекса за весь 2012 г., составившего 921 пункт, не говоря уже о 1549 пунктах в 2011 г. В то же время, по подсчетам морских аналитиков, для обеспечения прибыльной работы балкерного флота средний уровень индекса должен составлять 2000-2500 и это при условии, что речь идет о собственном тоннаже. Для бербоут-чартера, значение BDI должно быть еще выше, чтобы покрывать дополнительные финансовые издержки.

Динамика Балтийского фрахтового индекса в марте 2013 г.

Тип тоннажа

01.03.13

15.03.13

28.03.13

«кейпсайз» (BCI)

1243

1299

1249

«панамакс» (BPI)

1036

1162

1176

«супрамакс» (BSI)

781

925

944

«хендисайз» (BHI)

447

506

547

БФИ (BDI)

776

892

910

Источник:Baltic Exchange

В марте наблюдалась парадоксальная ситуация, когда в наибольшем выигрыше от повышения фрахтовой конъюнктуры оказались балкера «панамакс», избыточное предложение которых превосходит другие типоразмеры тоннажа. Это стало возможным благодаря разгару зернового сезона в Южной Америке, а также простою значительной части балкеров в портах. Так, в ожидании погрузки в портах Бразилии в марте простаивало до 200 балкеров. Некоторые суда ожидают своей очереди на погрузку в портах Бразилии около 60 суток. Кроме того, уже не за горами период переработки сахарного тростника, что может еще больше усложнить ситуацию с простоями судов в портах этого региона. Помимо Бразилии, в марте простои тоннажа заметно возросли в портах Австралии и Индии. Число судов, ожидающих погрузки угля в портах Австралии, к концу марта достигло 93 ед. В результате, рассчитываемый Clarksons индекс простоев в марте вырос до 113,9 пунктов или на 8,9%.

В наименьшей степени мартовское оживление затронуло балкера «кейпсайз», для которых BDI сохранился на отметке начала месяца.

Волатильность Балтийских фрахтовых индексов в марте 2013 г.

Показатели

BCI

BPI

BSI

BHI

BDI

Максимум

1314

1210

981

547

935

Минимум

1239

1036

781

447

776

Среднее

1275

1147

906

505

876

Коэффициент волатильности max/min

1,06

1,17

1,26

1,22

1,20

Количество смен тренда:

повышение

3

понижение

3

1

1

1

Показатели рассчитаны автором

Средние ставки на балкера различного типоразмера в марте 2013 г., $/сут.

Типоразмер балкеров

01.03.13

15.03.13

28.03.13

«кейпсайз»

4236

4923

4734

«панамакс»

8281

9296

9408

«супрамакс»

8170

9677

9876

«хендисайз»

6670

7536

8147

«кейпсайз»/«панамакс»

0,51

0,53

0,50

Источник:Optima

Возвращаясь к флоту отметим, что индекс BPI для балкеров «панамакс» только в марте вырос на 140 пунктов или 13,5%. Максимального уровня ставки для панамаксов в марте достигали в Атлантической секции фрахтового рынка, особенно при перевозках зерновых грузов из Южной Америки на Ближний и Дальний Восток. По сравнению с началом марта ставки здесь увеличились с 14000 до 17500 $/сут.

Еще одним типоразмером, выигравшим от пика зернового сезона в Южной Америке, а также увеличившихся отгрузок металлопроката и металлолома на Континенте, являются супрамаксы. Индекс BSI для данной категории балкеров в течение марта вырос на 163 пункта или 20,9%, т.е. еще больше, чем для панамаксов.

Достаточно сказать, что ставки в направлении Мексиканский залив США - Континент на пике мартовской активности доходили до 23000-24000 $/сут. И хотя в конце месяца они снизились до 18000-20000 $/сут., такого высокого уровня ставок в 2013 г. еще не наблюдалось. Существенную поддержку фрахтовому рынку, особенно для балкеров «супрамакс», в марте 2013 г. оказал активный импорт сои Китаем. Показательно, что если в 1995 г. Китай импортировал всего 1 млн. т сои, то в прошлом году эта цифра выросла до 58,4 млн. т, а в нынешнем году прогнозируется на уровне 66,5 млн. т. Это благотворно скажется на уровне фрахтовых ставок, которые в марте на плече Сантос - Северный Китай выросли почти на 2,0 $/т или 4,9%.

Относительно высокий повышательный тренд в марте имели и балкера «хендисайз». Индекс BHI вырос сразу на 100 пунктов или 22,4%, а ставки в направлении Мексиканский залив США - Восточное Средиземноморье стали достигать 10000 $/сут.

Стоит также отметить некоторые позитивные сдвиги в регионе Черного моря. Так, брокеры отмечают определенный рост ставок на перевозки зерна на Тунис и другие североафриканские страны. В направлении Мексиканского залива США и Южной Америки ставки рейсового тайм-чартера выросли с 4000-4500 $/сут. до 5000 $/сут., а на Западную Африку - до 9000 $/сут. и Индию - до 11500 $/сут.

Нетрудно было заметить, что повышательный потенциал динамики BDI замедлился к середине третьей декады марта, в преддверии католических Пасхальных каникул. При этом, брокеры ожидают, что повышательный тренд в динамике индекса в апреле восстановится.

Уровень ставок при отфрахтовании сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер в марте 2013 г.

Показатели

Тип тоннажа

«панамаксы»

«хендимаксы»

«хендисайзы»

Атлантика

1. Количество отфрахтовок, ед.

40

22

14

2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут.

13050

16350

12300

3. Min ставка, $/сут.

8750

4500

8500

4. Max ставка, $/сут.

23000

23000

15500

Тихий океан

1. Количество отфрахтовок, ед.

53

39

4

2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут.

10500

10350

8000

3. Min ставка, $/сут.

7500

2000

7250

4. Max ставка, $/сут.

14250

15000

8500

Показатели рассчитаны автором

Отметим также, что не очень оправдываются прогнозы ряда аналитиков, о том, что реальные поставки балкеров в 2013 г. в силу финансовых трудностей, как у верфей, так и у судовладельцев, будут значительно ниже плановых. С начала 2013 г. в строй вошло 216 новых балкеров общим дедвейтом 17,6 млн. т, а отправлено на скрап 107 судов общим дедвейтом 6,5 млн. т. То есть, объемы поставок в 2,7 раза превосходили размеры списания. В результате нетто-прирост флота за рассматриваемый период составил 1,7%.

При таких же темпах поставок и списания до конца 2013 г. чистый прирост балкерного флота может составить 7,7%, что вряд ли посодействует восстановлению баланса спроса и предложения. Тем не менее, руководство Torvald Klaveness Group считает, что 10% мирового портфеля заказов на балкера вообще будут расторгнуты, а еще 20-25% предусмотренных на 2013 г. поставок будет перенесена на более поздние сроки. В результате, вместо запланированных поставок около 100 млн. т дедвейта, реальные поставки могут составить 65-70 млн. т. С учетом предполагаемой сдачи на скрап порядка 35 млн. т дедвейта (на уровне 2012 г.) чистый прирост тоннажа составит 30-35 млн. т или на уровне 4,4-5,1% за год. Гораздо пессимистичнее аналитики банка Morgan Stanley, считающие, что нетто-прирост балкерного флота в 2013 г. составит 63 млн. т или почти 10%, в результате чего коэффициент загрузки судов снизится с сегодняшних 77% до 74%.

Однако, в любом случае, раньше или позже, циклическое повышение фрахтовой конъюнктуры неминуемо должно произойти. В пользу этого довода аналитики Jefferies Group Inc. приводят повышение спроса на перевозки железной руды, угля, зерна и других грузов со стороны Китая. Перевозки железной руды за счет Китая должны вырасти с сегодняшних 1,08 млрд. т до 1,5 млрд. т или на 38,9%. За тот же период морские перевозки угля должны вырасти на 17% - до 1,3 млрд. т, на фоне сокращающегося предложения балкерного тоннажа. Так, если в 2007 г. заказы на сухогрузы достигали 150 млн. т дедвейта, то в 2012 г. - лишь 20 млн. т.

Даже сейчас аналитики Jefferies Group Inc. оценивают рост спроса на балкерный тоннаж в 2013 г. не менее, чем на 6% при приросте поставок флота на уровне 5-6%. Как результат, уже во втором полугодии 2013 г. ставки на балкера «кейпсайз» должны вырасти с сегодняшних менее, чем 5000 $/сут. до 12000 $/сут., а в 2014 г. - до 20000 $/сут.

Аналитики видят достаточно благоприятные перспективы на ближайшие годы и для балкеров «хендисайз», заказы на которые минимальны, а грузовая база до 2017 г. будет расти на 7% в год. При этом не исключено резкое усиление конкуренции со стороны многоцелевых сухогрузов, которые также станут претендовать на эту грузовую базу.



Валерий Войниченко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua