Февраль 2013 г. запомнится чрезвычайно высокой разнонаправленностью Балтийского фрахтового индекса сухогрузного тоннажа. В результате, с небольшим перевесом победил повышательный тренд и по итогам февраля БФИ вырос на 7 пунктов или 0,9%.
Правда, среднее февральское значение БФИ оказалось на 29 пунктов или 3,7% ниже, чем в январе 2013 г. Нетрудно заметить, что повышательный тренд БФИ в феврале 2013 г. обеспечивали балкера «панамакс», а понижательный - «кейпсайз». В конце февраля наблюдался пятимесячный минимум ставок на «кейпсайзы», - их среднесуточный заработок опустился до 4724 $/сут., показав снижение на 37%.
И это притом, что только постоянные издержки балкеров «кейпсайз» по данным Moore Stephens в среднем составляют 7758 $/сут. По подсчетам аналитиков Pareto Securities AS безубыточная ставка для «кейпсайзов», покрывающая, помимо постоянных, еще и капитальные издержки, составляет 16000 $/сут. Исходя из этого факта, несложно понять глубину финансовой пропасти, в которой оказались владельцы самых крупных балкеров и которым в 2013 г. по прогнозам Clarksons предстоит перевезти 90% из 1,2 млрд. т морских отправок железной руды.
Динамика Балтийского фрахтового индекса в феврале 2013 г.
Тип тоннажа |
01.02.2013 |
14.02.2013 |
28.02.2013 |
«кейпсайз» (BCI) |
1454 |
1429 |
1249 |
«панамакс» (BPI) |
664 |
808 |
990 |
«супрамакс» (BSI) |
682 |
667 |
764 |
«хендисайз» (BHI) |
449 |
412 |
436 |
БФИ сухогрузного тоннажа (BDI) |
750 |
748 |
757 |
Источник:Baltic Exchange
В отличие от «кейпсайзов», ставки на балкера «панамакс» в феврале заметно укрепились, о чем свидетельствует рост индекса BPI на 326 пунктов или 32,9%. Более того, брокеры ожидают дальнейшего повышения спроса на «панамаксы» в преддверии ожидаемого увеличения отгрузок в марте. Фрахтователи, чтобы закрепить за собой тоннаж, соглашаются платить на 2-3 $/т больше на длинном плече. В итоге, в конце февраля среднесуточный заработок «панамаксов» достиг своего семимесячного максимума и смог превысить уровень постоянных издержек, составляющий по данным Moore Stephens 6606 $/сут. Однако, этого заработка все еще недостаточно, чтобы покрыть сумму постоянных и капитальных издержек, составляющую, по расчетам Pareto Securities AS, в среднем 11600 $/сут.
Волатильность Балтийских фрахтовых индексов в феврале 2013 г.
Показатели |
BCI |
BPI |
BSI |
BHI |
BDI |
Максимум |
1484 |
990 |
764 |
449 |
757 |
Минимум |
1249 |
651 |
664 |
410 |
735 |
Среднее |
1398 |
807 |
692 |
422 |
745 |
Коэффициент волатильности max/min |
1,19 |
1,52 |
1,15 |
1,10 |
1,03 |
Количество смен тренда
повышательный |
1 |
– |
2 |
1 |
5 |
понижательный |
2 |
1 |
1 |
– |
4 |
Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»
В результате разнонаправленной динамики соотношение среднесуточных ставок на балкера «кейпсайз» и «панамакс» в течение февраля претерпело полную рокировку. Если в начале февраля коэффициент, учитывающий это соотношение, равнялся 1,39, то в середине месяца он уже почти сравнялся с единицей, а в конце февраля упал до 0,54. По данным Clarksons флоту «панамаксов», состоящему сегодня из 2312 единиц в 2013 г. предстоит перевезти 42% из 365 млн. т зерновых грузов, 55% из 1 млрд. т угля и почти 10% из 1,2 млрд. т железной руды.
Общим моментом для балкеров «кейпсайз» и «панамакс» в феврале 2013 г. стало несколько выросшая активность сдачи в тайм-чартер продолжительностью свыше 1 года. Это свидетельствует о стремлении фрахтователей зафиксировать тоннаж на длительный период на дне рынка с тем, чтобы в дальнейшем получить с этого приличные дивиденды.
Индекс BSI для балкеров «супрамакс» в течение февраля вырос на 82 пункта или 10,7%, в то время как индекс BHI для «хендисайзов» уменьшился на 13 пунктов или 3%. То есть, и в данном случае наблюдался разнонаправленный вектор развития фрахтовой конъюнктуры для балкеров этих двух категорий. В результате среднесуточный заработок для «супрамаксов» к концу февраля по сравнению с началом месяца вырос на 850 $/сут., а для «хендисайзов», наоборот, снизился более чем на 200 $/сут.
Средние ставки на балкера различного типоразмера в феврале 2013 г., $/сут.
Типоразмер |
01.02.2013 |
14.02.2013 |
28.02.2013 |
«кейпсайз» |
7329 |
6802 |
4278 |
«панамакс» |
5257 |
6431 |
7917 |
«супрамакс» |
7135 |
6975 |
7984 |
«хендисайз» |
6707 |
6146 |
6500 |
Соотношение ставок «кейпсайз»/«панамакс» |
1,39 |
1,06 |
0,54 |
Источник:Optima
Ослабление фрахтовой конъюнктуры для балкеров «хендисайз» в феврале имело место даже в Южной Америке. Здесь для балкеров дедвейтом 30000-33000 т при перевозках на порты Континента ставки рейсового тайм-чартера снизились с 6000 - 6500 $/сут. до 4000 - 4500 $/сут. или почти на треть. При перевозках партии удобрений в 27000 т на Бразилию тайм-чартерный эквивалент составил всего 1000 $/сут.
Достаточно «гиблым» местом, с точки зрения судовладельцев, по-прежнему являлся Черноморский регион. Здесь, похоже, отгрузки зерновых практически себя исчерпали, а подхода других грузов, способных их заменить, не наблюдается. Исходя из прогноза на экспорт 23 - 24 млн. т украинского зерна в 2012/13 маркетинговом году, из которых уже отправлено 18 млн. т, на оставшиеся 4 месяца приходится в среднем 1,25 - 1,50 млн. т, что вряд ли поддержит фрахтовый рынок. Аналогичная ситуация имеет место и для отгрузок зерна из РФ, где экспорт зерновых в нынешнем МГ сократился более чем на 30%. Из-за недостатка грузов в Черноморско-Азовском регионе многие суда вынуждены в балласте следовать к Гибралтару.
Тем не менее, в конце февраля под влиянием роста отгрузок зерновых из Южной Америки ситуация для балкеров «хендисайз» начала изменяться к лучшему. О серьезном повышении ставок на доставку зерновых свидетельствует тот факт, что фрахт на перевозку 30000 т сои в направлении Бразилия – Марокко, составлявший в январе порядка 22 – 23 $/т, в конце февраля вырос чуть ли не до 30 $/т. Подобному развитию ситуации способствовало и то, что значительная часть «хендисайзов» оказалась связанной непроизводительными простоями в портах.
По данным SA Commodities в феврале в портах Бразилии увеличились сроки простоя судов в ожидании погрузочно-разгрузочных работ. Так, в порту Сантос ожидании погрузки зерна (в основном сои и кукурузы) в середине февраля простаивало 59 балкеров против 29 ед. в аналогичном периоде прошлого года. В порту Паранагуа очередь достигла вообще 82 судов против 31 ед. в 2012 г. К концу второй декады февраля количество сахара, ожидающего отгрузки из бразильских портов Масейо, Паранагуа и Сантос, достигало 1,5 млн. т. Почти пятая часть этого сахара предназначалась для поставок в Индию и Бангладеш.
К концу февраля в пользу владельцев балкерного тоннажа ситуация начала складываться и на Континенте, где фрахтователям уже приходилось считаться с новыми веяниями. Насколько обоснованными, окажутся ожидания на перелом в развитии рынка, покажет уже мартовская динамика ставок. Пока же, отметим, что средние ставки на балкерный тоннаж всех типоразмеров, в течение января – февраля 2013 г., оставались на самом низком уровне, как минимум, за последние 10 лет.
Уровень ставок при отфрахтовании сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер в феврале 2013 г.
Показатели |
Тип тоннажа |
«панамаксы |
«хэндимаксы» |
«хэндисайзы» |
Атлантика |
|
|
|
1. Количество отфрахтовок, ед. |
34 |
22 |
8 |
2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
9800 |
13450 |
9600 |
3. Min ставка, $/сут. |
4500 |
6000 |
6650 |
4. Max ставка, $/сут. |
20750 |
20000 |
12000 |
Тихий океан |
|
|
|
1. Количество отфрахтовок, ед. |
42 |
36 |
2 |
2. Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
7750 |
7500 |
5250 |
3. Min ставка, $/сут. |
4000 |
4000 |
4250 |
4. Max ставка, $/сут. |
11250 |
13500 |
6250 |
Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»
Валерий Войниченко