Азов: большие проблемы маленького моря

В январе 2008 г. маленькое и мелкое Азовское море подтвердило репутацию непредсказуемого и опасного. Проблем добавила и неготовность центральных органов власти к обеспечению судоходства в зимних условиях.

В представлении обывателей, Азовское море - это, прежде всего летний отдых с резвящимися на мелководье детьми. Моряки же знают другой Азов - суровое зимнее море с неподатливыми вязкими льдами. Если при обычных условиях путь судна от Керчи до Мариуполя занимает 10 часов, то в ледовой обстановке - до 2 суток.

Январь 2008 г. на Азове выдался именно таким. Неблагоприятные погодные условия практически остановили работу предприятий морской отрасли. В Мариуполе шквальный ветер с Азовского моря выбросил сотни тысяч кубометров льда на побережье. Это крупнейшая подобная катастрофа за последние 30 лет. В результате Мариупольский торговый порт в январе 2008 г. снизил переработку грузов по сравнению с прошлым январем на 70% - до 466,7 тыс. т. Напомним, что в декабре 2007 г. в порту было переработано 1,474 млн. т грузов, т.е. объемы январской перевалки по отношению к предыдущему месяцу сократились более чем в 3 раза. Грузооборот портов Азово-Донского бассейна РФ в январе 2008 г. уменьшился по сравнению с показателем января 2007 г. в 1,5 раза - до 398 тыс. т. Но главной бедой стали участившиеся аварии грузовых судов в Азовском море.

Напомним вкратце хронологию наиболее масштабных катастроф. Первое ЧП произошло в ночь на 3 января с болгарским сухогрузом «Ванесса». Судно, следовавшее из порта Бердянск в Керченский пролив, получило повреждения от ударов волн и затонуло в северной части Керченского пролива. На теплоходе находилось 10 членов экипажа и украинский лоцман. В ходе спасательных работ, удалось спасти 1 моряка и найти тела 5 погибших. Еще 5 членов экипажа «Ванессы» считаются пропавшими без вести. 12 января «из-за ледовой ситуации в Азовском море» их поиск был прекращен.

3 января синоптиками был дан прогноз о дальнейшем ухудшении погодных условий в Азовском море и Керченском проливе. В связи с этим на заседании комиссии Миннтранссвязи по координации поисково-спасательных работ в Керченском проливе было принято решение во избежание возможных аварий запретить 4-5 января выход кораблей из портов Азовского моря.

18 января в Азовском море в 63 км от Керченского полуострова из-за сложной ледовой обстановки был поврежден корпус теплохода «Сергей Скадовский» (флаг Украины). На следующий день по распоряжению капитана теплохода из-за угрозы затопления экипаж в полном составе покинул судно и перешел на борт буксира «Портовик». Оставшийся на плаву теплоход был отбуксирован в Керчь.

Анализируя случившееся, стоит отметить, что погода виновата в этих авариях лишь отчасти. Как и в ноябрьских трагедиях в Керченском проливе, в новых ЧП присутствует и человеческий фактор. Например, в случае с гибелью теплохода «Ванесса» свою роль сыграла элементарная скупость. По информации Центра регулирования движения судов (ЦРДС) «Керчь», в зоне действия которого находилась «Ванесса», в ответ на информацию об имеющихся повреждениях судну дважды была предложена помощь проходящего теплохода «Тегусигальпа». «Ванесса» оба раза ответила отказом. Причиной, очевидно, стало нежелание оплачивать помощь другого судна.

Риск возникновения катастроф повышается и по причине крайне низкой готовности судов к капризам погоды. Многие теплоходы, заходящие в Азовское море, являются судами типа «река-море» и не приспособлены к хождению в такой обстановке. Из-за нехватки своего флота и желания сэкономить для вывоза грузов из наших портов привлекаются старые суда с сомнительным техническим состоянием. Уместно заметить, что теплоход «Ванесса» был построен в 1973 г.

Наконец, слабым местом является ледовое обеспечение в наших водах. В Азовском море Украина располагает только ледоколом «Капитан Белоусов», возраст которого давно перевалил за 50 лет. Многоцелевой буксир ледового класса «Гайдамака», принадлежащий ГП «Дельта-Лоцман», является довольно дорогим в использовании, поэтому не все судовладельцы готовы пользоваться его услугами. К тому же, его основной район деятельности - Бугско-Днепровско-лиманский и Херсонский морской каналы.

Постройка новых ледоколов - очень затратное дело («Гайдамака» обошелся в $5,6 млн.), которое не по карману ни одному из государственных портов. Проблема могла бы решиться путем аккумулирования для этих целей средств нескольких портов Азовского бассейна. Это могла бы сделать структура, подобная госконцерну (ранее - гособъединению) «Укрморпорт», в которую входили все порты, подчинявшиеся Минтранссвязи. К сожалению, предыдущий опыт свидетельствует, что такие организации создавались в нашей стране совсем не для решения проблем портов.

Суровые зимы отнюдь не редкость для Азовского моря. Подобная ситуация наблюдалась буквально два года назад - зимой 2005-2006 гг. Уже тогда были озвучены все перечисленные проблемы, но руководством Минтранссвязи не было предпринято никаких шагов по улучшению ситуации. Более того, в конце нынешнего января произошли события, напрямую влияющие на безопасность судоходства Украины.

Минтранссвязи усугубило ситуацию, проведя смену руководства в ГП «Дельта-Лоцман». Против назначения и.о. директора Александра Голодницкого выступил трудовой коллектив предприятия. Такое развитие событий может привести к дестабилизации работы ГП, а значит, - к ухудшению качества лоцманских услуг и работы ЦРДС, входящих в структуру «Дельты-Лоцман».

Итак, в февраль 2008 г. Украина вступила, не имея четкого плана по улучшению работы водного транспорта в тяжелых погодных условиях, и с напряженной ситуацией в головном предприятии по обеспечению безопасности судоходства. Остается надеяться, что не подведет «вечный» «Капитан Белоусов».



Дмитрий Щербаков

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua