Авторынок замер в ожидании середины августа. Именно в это время, согласно действующему законодательству, можно будет начинать вводить различные санкции в отношении импорта авто.
Отечественные автопроизводители полагают, что активный ввоз машин из-за границы сокращает продажи автомобилей украинской сборки, чем ставит под угрозу существование национальной автомобильной отрасли.
Министерство экономики, развития и торговли, ранее, несколько раз отклоняло заявки на проведение таких расследований. Как утверждали источники в Кабмине, одним из главных противников таких расследований был замминистра Валерий Пятницкий. Но после того как решение о проведении расследования, все таки, было принято, его уволили. После этого, эксперты заговорили о введении санкций как о деле решенном. И первые предварительные санкции можно ждать 15 августа - это импортная пошлина и квоты на ввоз автомобилей.
В первую очередь речь идет об авто из Узбекистана. Местная компания «Уз-Деу» пролоббировала введение разных ставок акцизного сбора для ввоза в Узбекистан автомобилей происхождением из третьих стран (в т.ч. из Украины). В частности, при средней стоимости легкового автомобиля на уровне $6696 размер акцизного сбора составит: - для Украины - $4680 (69,9% таможенной стоимости); для РФ - $334,8 (5% таможенной стоимости).
Таким образом, размер акцизного сбора при импорте автомобилей из Украины почти в 14 раз превышает сумму акцизного сбора с авто производства РФ и в 2,4 раза превышает сумму акцизного сбора с легковых автомобилей, произведенных в Республике Узбекистан. В свою очередь узбекские автомобили ввозятся в Украину по льготным ставкам, чем и нарушается паритет. Страдает в первую очередь ЗАЗ, который занимается производством машин аналогичных узбекским. Однако, в списке заявителей на расследование и ряд других отечественных производителей, давно заявляющих о необходимости дополнительных льгот для отечественного автопрома.
Первые предварительные выводы межведомственной комиссии уже появились - Кабмину рекомендовано установить квоты на импорт в Украину новых легковых автомобилей производства Республики Узбекистан. Комиссия признала, что своими действиями узбекская сторона нарушила соглашение между двумя странами о свободной торговле от 29 декабря 1994 г.
Но, в этом споре смущает другое. Судя по заявлениям автопроизводителей, только на квотах для Узбекистана дело не ограничится. Взявшись за одно направление, компании постоянно заявляют, что в целом импорт это зло, а значит надо его ограничивать в пользу отечественных производителей. Для этого даже нашли законодательное обоснование - согласно правилам ВТО - параграф 1, ст.XXVIII Генсоглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), предусмотрена возможность изменять или отменять ранее принятые на себя обязательства в первый день каждого трехлетнего периода, т.е. для Украины такой датой может стать 1 января 2012 г. Чтобы ВТО приступило к рассмотрению заявки ее надо подать до 1 октября нынешнего года.
Однако, Украина, вступив в ВТО, установила импортную пошлину в размере 10% (до 2008 г. она составляла 25%), и обязалась снизить ее к 2013 г. до 5%. Если же Кабмин пойдет на поводу у автопроизводителей и введет заградительную пошлину на уровне 25-34% сроком до 4 лет, то в ВТО может поднять вопрос о состоятельности Украины, которая, не успев вступить в организацию, начинает менять правила игры.
«Я думаю, что это будет одним из ключевых препятствий в подписании соглашения о свободной торговле между Украиной и Европейским Союзом. Любые ограничения в Европе воспринимают негативно и новые импортные пошлины могут привести к сворачиванию переговорного процесса», - считает гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.
Что касается самого расследования, то в нем наблюдается некое дежавю. С прошлого года автопроизводители четыре раза подавали заявления о необходимости проведения расследования. Во всех случаях речь шла об одном и том же периоде - поставках автомобилей начиная с 2008 г. Четыре раза автозаводам отказывали и вот на пятый, наконец, признали аргументы состоятельными. Проблема в том, в 2009 г. уже вводилась спецпошлина в 13%. Особого эффекта она не дала, поскольку импортеры просто заранее завезли достаточное количество машин и на период действия пошлины отказались от их ввоза. Поступления в бюджет упали с $5,6 млрд. в 2008 г. до $0,9 млрд. в 2009 г.
Более того, большинство опрошенных нами экспертов считают, что заградительные пошлины не приведут к существенному росту производства и снижению цен. Дело в том, что доля отечественных машин на рынке продаж составляет 37%. Соответственно 63% - это импортные автомобили. Единовременно нарастить производство в 2,5 раза и занять нишу импорта украинские производители просто физически не смогут, а значит, возникнет дефицит, и цены пойдут вверх.
Этому есть подтверждение, Кабмин уже вводил аналогичные защитные меры в отношении украинского автопрома, но цены не только не снижались, они основательно росли. Рынок просто «замирал». И, единственное, в чем сходятся большинство экспертов - если в августе заградительные пошлины все-таки будут введены, цены на украинские машины все равно не снизятся.
Сергей Баталин