Автодороги Украины: необъявленная война

Май этого года выдался «богатым» на резонансные ДТП, и особенно с участием пассажирских автобусов и маршруток. Что же стало причиной небывалого роста аварийности в сфере пассажироперевозок?

Хроника майских дорожно-транспортных происшествий скорее напоминает сводки из районов боевых действий. Наиболее крупная авария произошла в Житомирской области, где ночью 23 мая выехавшая на встречную полосу грузовая фура Scania столкнулась с пассажирской маршруткой, в которой вместе с водителем находилось 11 человек - все погибли. Водитель грузовика, гражданин Боснии и Герцеговины, выжил и в тяжелом состоянии находится в больнице.

Конечно, в данном случае тяжело назвать виновником ДТП водителя микроавтобуса. Однако, как стало известно, маршрутка Volkswagen LT35 двигалась по ночной трассе Киев-Чоп с превышением скорости, а сам автомобиль был переоборудован в пассажирский из грузового - из-за этого при ударе кресла с легкостью были сорваны со своих мест, что значительно усилило травматический эффект. Сложно сказать, как бы повернулась судьба, если бы это был «чисто» пассажирский микроавтобус, а водитель не превышал скорость, но тем не менее…

6 мая, Крым, в районе поселка Кореиз перевернулся рейсовый автобус с 20 пассажирами, следовавший по маршруту Севастополь-Ялта-Симферополь. По предварительной информации, водитель не справился с управлением, пытаясь избежать столкновения с автомобилем, который двигался впереди. Налицо возможное несоблюдение дистанции. К счастью, обошлось без жертв - шесть пассажиров с легкими травмами были доставлены в больницу.

В этот же день на Кировоградщине на 255 км автодороги Киев-Одесса, пассажирский микроавтобус Mercedes-Benz 212D через металлическое ограждение перевернулся на полосу встречного движения. Причиной аварии стал расшатавшийся прицеп, с которым ехал автомобиль. В салоне находилось 11 пассажиров. Вследствие ДТП пять пассажиров получили телесные повреждения и были госпитализированы.

10 мая, Донецк, водитель «Икаруса-256», не приняв мер по предотвращению его самостоятельного движения, вышел из машины - в результате автобус начал движение задним ходом и столкнулся с локомотивом, направлявшимся в депо Донецкой детской железной дороги с учениками в кабине. Вследствие столкновения локомотив сошел с рельсов и перевернулся. Машинист и четверо пассажиров-учеников получили травмы.

12 мая в Виннице водитель маршрутного микроавтобуса отвлекся от управления и столкнулся с грузовиком «МАЗ» с прицепом, который стоял возле тротуара. В микроавтобусе находилось 16 пассажиров. Вследствие ДТП 13 пассажиров микроавтобуса (среди них 12-летний ребенок) получили телесные повреждения.

18 мая в Крыму, на автодороге Симферополь - Николаевка, водитель автобуса Ikarus во время выполнения поворота влево не предоставил преимущества в движении и столкнулся с внедорожником Volkswagen Touareg. В момент ДТП в автобусе находилось 43 пассажира. В результате 18 пассажиров автобуса (среди них девять детей возрастом от 3 до 6 лет), а также водитель и пассажир из Volkswagen получили телесные повреждения.

26 мая, в г. Макеевка Донецкой области водитель автобуса «ЛАЗ» не выбрав безопасную скорость, не справился с управлением, наехал на бордюрный камень, а затем на железобетонную электроопору, вследствие чего автобус перевернулся - водитель и 12 пассажиров автобуса (среди них и грудной ребенок) травмированы.

Кроме того, очередной случай гибели людей произошел на пассажирской остановке - утром 23 мая в г. Торез Донецкой области 32-летний водитель автомобиля «ВАЗ-2106» не справился с управлением и выехал на автобусную остановку. Погибли 3 человека, 5 человек госпитализированы.

Стоит ли удивляться подобным новостям, ведь только за первую неделю операции ГАИ «Автобус-2008», начавшейся 15 мая, зафиксировано 17 тыс. нарушений ПДД, допущенных водителями автобусов и микроавтобусов, из которых: 84 случая управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии, 229 фактов отсутствия удостоверения водителя соответствующей категории, 335 нарушений при пересечении железнодорожных переездов, 2644 фактов превышения скорости, 61 нарушение при перевозке организованных групп детей.

В ГАИ заверили, что особое внимание при проверке обращается на техсостояние автомобилей - так, почти каждая пятая из проверенных машин эксплуатировалась с неисправностями. Зафиксировано 960 случаев переоборудования автобусов и микроавтобусов путем установления дополнительных мест для сидения, а также 1328 фактов намеренной блокировки водителями запасных выходов.

До начала проведения операции в 2008 г. задокументировано свыше 110 тыс. нарушений ПДД водителями маршрутных транспортных средств, в том числе 839 случаев вождения в нетрезвом состоянии и более 19 тыс. случаев создания аварийной обстановки.

При этом представители ГАИ отмечают, что благодаря проведенным в начале года мероприятий по снижению аварийности, ее уровень на дорогах снизился в среднем на 15-20%, а уровень ДТП с потерпевшими, совершенных пьяными водителями, снизился на 22%. Это показывает, что активные действия инспекции могут быть действительно эффективными и именно над системным усилением контроля следует работать ведомству. Всего за тот период было зафиксировано свыше 366 тыс. нарушений, за которые предусмотрено лишение прав. Тем не менее, министр внутренних дел Юрий Луценко отметил, что только в 25% случаев суд принимает решение об их изъятии за вождение в нетрезвом виде.

Однако положительную статистику «компенсировали» майские праздники, во время которых количество резонансных происшествий на автодорогах Украины резко увеличилось. «Это произошло потому, что наш народ продолжает, выпив, садиться за руль, не думая о трагических последствиях», - прокомментировал ситуацию Ю.Луценко. Хотя по сравнению с прошлым годом уровень аварийности немного снизился - так, за период с 25 апреля по 5 мая было зафиксировано свыше 1,5 тыс. ДТП с пострадавшими (на 11,1% меньше соответствующего периода 2007 г.), в которых погибли 246 человек (на 0,4% больше) и 2023 травмированы (снижение на 10%).

В мае Виктор Ющенко в очередной раз выступил с инициативой о принятии изменений в законодательство, значительно ужесточающих административную и уголовную ответственность за нарушения ПДД. «Это - необъявленная война», - сказал Президент, отметив, что на дорогах Украины в течение двух лет гибнет столько людей, сколько за 10 лет погибло в Афганистане.

Как заявил В.Ющенко, за последние три месяца были проведены две коллегии МВД по данному вопросу и по каждой области намечены направления работы. По его словам, в законопроекте предусмотрено 10-15 кратное повышение размера штрафов. Президент также поручил Ю.Луценко провести дополнительную коллегию по этому вопросу. Однако в свете конфликта, который разгорелся в последнее время между министром и Президентом, а также «работоспособности» Верховной Рады, сомнительно, что данные вопросы будут решаться в ближайшее время.

Но даже в случае принятия столь необходимых мер, не факт, что это поможет кардинально изменить ситуацию. Ведь не секрет, что не только безнаказанность послужила основой для такого тяжелого положения с аварийностью в Украине, а и несовременная система подготовки водителей, которая приводит к тому, что на дорогу выпускается все больше и больше «недоучек». Поэтому вполне возможно, что начинать решение проблемы необходимо с реорганизации самой системы обучения и аттестации при выдаче водительских прав.



Евгений Шевчук

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua