Авиарынок Украины - русские идут

На украинский рынок начали выходить авиакомпании РФ. В условиях кризиса наши северные соседи ищут дополнительные возможности продвижения, при этом рассматриваются как варианты открытия филиалов в Украине, так и покупки украинских компаний.

Первой ласточкой стало сообщение компании «ЮТэйр» (Ханты-Мансийск, РФ) об открытии в Украине бюджетной авиакомпании. «У нас есть предложения с российской стороны по открытию low-cost для внутренних перевозок. Это компания «ЮТэйр», которая хочет создать компанию здесь в Украине», - сообщил замминистра транспорта и связи, председатель Госавиаадминистрации Александр Давыдов.

Данное заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Ранее на украинский рынок так открыто россияне не выходили. Во-первых, это накладно с финансовой точки зрения, во-вторых, достаточно сложно с точки зрения формальностей. Как считают представители перевозчиков, последний фактор особо актуален.

Например, компания «Роза ветров» не могла получить сертификат эксплуатанта более года. При этом никакие аргументы о наличии всех документов, самолетов в парке перевозчика и т.п. эффекта не производили. Чиновники просто не проводили заседание сертификационной комиссии. Тем более странно, что украинские чиновники в этом случае так уверенно заявляют о желании российской компании работать на украинском рынке.

Между тем, представители «ЮТэйр» вполне серьезно говорят о намерении сертифицировать в Украине франко-итальянские самолеты ATR-42 для работы в Украине. Россияне аргументируют свое желание выйти на украинский рынок отсутствием ввозных пошлин на импортные самолеты (в РФ пошлина составляет порядка 40% от стоимости воздушного судна). Якобы, таким образом компания создает себе базу для работы в странах СНГ.

Как бы то ни было, но на рынке упорно циркулируют слухи о массовой экспансии в Украину российских компаний. Причина в глобальной консолидации российских перевозчиков. 11 ноября 2008 г. был представлен план развития компании «Авиалинии России». В нее войдут 5 перевозчиков, которые ранее входили в альянс Air Union (создавался на базе компании «Красноярские авиалинии»), а также «Атлант-союз», ГТК «Россия», «Оренбургские авиалинии» и еще ряд российских региональных компаний.

Как отмечают эксперты, только на российским рынком интересы нового перевозчика не ограничиваются, вероятнее всего, следующим шагом компании станет выход на внешние рынки. В т.ч. и в странах СНГ. Уже сейчас российские компании активно интересуются покупкой перевозчиков за пределами РФ. Например, владельцы «Красноярских авиалиний» братья Абрамовичи не так давно купили венгерскую национальную компанию Malev. «Аэрофлот» участвовал в переговорах по покупке итальянской компании Alitalia, «Чешских авиалиний» и югославской JAT. «Сибирь» активно интересовалась «Австрийскими авиалиниями».

В этой ситуации весьма возможна покупка россиянами одного из украинских перевозчиков. Косвенно об этом свидетельствует ситуация в крупнейшей отечественной компании «Аэросвит». Инсайдеры в компании говорят - предприятие активно готовят к продаже. В компании начали активно экономить на персонале еще летом текущего года, введены планы оптимизации расходов, при этом делается все возможное, чтобы «накачать» капитализацию. Все возможности для этого имеются - компания вошла в альянс с крупнейшим региональным перевозчиком «Донбасаеро».

Покупателем вполне может стать именно российский мега-перевозчик «Авиалинии России». Дело в том, что братья Абрамовичи, которые контролировали альянс Air Union, уже подготовили основу для возможного объединения с «Аэросвитом» еще несколько лет назад. Тогда речь шла просто о создании достаточно свободного альянса, который смог бы эффективно оперировать совместным парком самолетов. KrasAir через альянс пытался обойти российские ввозные пошлины на самолеты, что до боли напоминает мотивировку «ЮТэйр». В рамках альянса предполагалось, что воздушные суда с украинской регистрацией будут летать на таких маршрутах как, скажем, Киев-Красноярск-Владивосток или Киев-Красноярск-Пекин.

В частности, речь шла о дальнемагистральных Boeing 767. У «Аэросвита» и KrasAir было как раз по две такие машины и обе компании периодически испытывали дефицит в технике. В случае же альянса можно было бы компенсировать нехватку за счет использования техники партнеров и не платить при этом 40%-ю пошлину. Как видно, мотивировка за последние годы сильно не поменялась, просто обострилась конкуренция на глобальном рынке и россияне почувствовали необходимость создания дополнительных баз на территории стран СНГ. Украина с этой точки зрения является одной из самых перспективных как с географической, так и экономической точек зрения.



Сергей Баталин

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua