Авиарынок РФ: глобальный передел

На российском авиарынке начался глобальный передел сфер влияния. Правительство РФ инициировало компанию по объединению под эгидой компании Ростехнологии сразу нескольких «средних» игроков рынка с тем, чтобы создать мощного национального авиаперевозчика.

Параллельно с этим лидеры «Аэрофлот», S7 («Сибирь») и «Трансаэро», активно усиливают свое присутствие на рынке, ведя переговоры о покупке других авиакомпаний и беря новые самолеты в лизинг. Не исключено, что в результате этой активности россияне зайдут и на украинский рынок, купив одного или нескольких перевозчиков.

Все началось с «подтопления» альянса AiRUnion приблизительно в начале лета текущего года. Катализатором этого стали проблемы с оплатой за авиатопливо членов этого объединения, из-за чего начались задержки рейсов перевозчика в российских аэропортах. Росавиация даже пригрозила до 30 сентября 2008 г. приостановить свидетельство об эксплуатации компаний «Домодедовские авиалинии», «КрасЭйр» и «Самара», входивших в AiRUnion.

Топливные проблемы в альянсе объясняли повышением цен на мировых рынках, что и заставило перевозчиков откладывать, комбинировать и совмещать рейсы в целях экономии. Эксперты же считали, что истинная причина - в заинтересованности высшего руководства страны создать подконтрольного авиаперевозчика на базе корпорации «Ростехнологии».

В результате не нашли ничего лучшего, чем сделать руководству AiRUnion «предложение, от которого нельзя отказаться». Благо большинство членов альянса в среднем имеют 51% акций, принадлежащих государству. В обмен предлагалось всяческое содействие в развитии компании, льготные кредиты и расширение объединения за счет других перевозчиков. На словах руководство вроде бы не отказалось, но, судя по информации аналитиков, началось активное выведение активов, что и привело к дефициту оборотных средств и, как следствие, отсутствию средств на оплату топлива. В результате альянс начал стремительно терять свои позиции. Складывалось впечатление, что его попросту «сливают».

Следует отметить, что AiRUnion создавался братьями Абрамовичами на базе авиакомпаний «КрасЭйр», «Самара», «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа» и «Сибавиатранс». По итогам шести месяцев 2008 г. авиакомпании-партнеры увеличили количество перевезенных пассажиров на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. - до 1332 тыс. чел.

Пассажирооборот компаний объединения вырос на 17% - до 4,2 млрд. пкм. Грузооборот составил более 422 млн. ткм, что на 12% больше, чем за аналогичный период 2007 г. Согласно рейтингам российских СМИ, альянс претендовал на третье-четвертое место в авиационной табели о рангах РФ, с претензией в перспективе достичь более высоких показателей за счет расширения активности.

Амбиции у объединения были действительно достаточно большие. Кроме получения контроля над достаточно внушительной сибирской маршрутной сетью, в альянсе планировали серьезную экспансию и на другие рынки. Например, руководство альянса подписало контракт на поставку украино-российских региональных самолетов Ан-148. Контракт, впрочем, никто всерьез не воспринимал, т.к. украинская сторона не в состоянии была выполнить его, но, как заявка на серьезное «место под солнцем», он имел место быть.

Точно так же воспринимались переговоры о покупке в 2005 г. венгерского национального перевозчика Malev, однако когда сделка состоялась и венгры активно начали осваивать маршрутную сеть AiRUnion, эксперты всерьез заговорили о российской экспансии на запад.

Параллельно с этим в Европу стремился (и до сих пор не оставляет таких попыток) «Аэрофлот». Вначале компания планировала купить итальянского национального перевозчика Alitalia, однако стороны не договорились о цене, следующим этапом была попытка приобрести югославского национального перевозчика JAT. Все это в компании объясняли необходимостью расширения географии полетов и необходимостью получения новых баз для этого. Покупка национальных авиапредприятий - как раз идеальный вариант.

Не отстает от конкурентов и один из крупнейших российских авиаперевозчиков S7. Не так давно компания заявила о желании купить миноритарный пакет акций Austrian Airlines с тем, чтобы расширить географию полетов.

«Трансаэро» пошло другим путем - она активно расширяет парк за счет дальнемагистральных Boeing 747 и Boeing 777. Объемы перевозок растут чуть ли не на 50% в год. Компания неоднократно заявляла о своем желании увеличить количество рейсов в Украину, однако эти проекты сдерживались бюрократическими препонами.

Не стоит забывать, что в СМИ периодически появлялась информация о возможной покупке основных украинских игроков российскими инвесторами. В качестве кандидатур назывались «Аэросвит», МАУ, «Донбасаэро» и «Днеправиа». Причем основным претендентом на покупку активов, в первую очередь, назывались структуры AiRUnion. Однако экспансия на украинский рынок - это, скорее, «теория», отдаленная перспектива.

Неожиданные, на первый взгляд, события на авиарынке РФ эксперты считают достаточно хорошо проработанной комбинацией. Не исключено, что под шумок «кризиса» AiRUnion чиновники «протаскивают» проект создания более мощного альянса. В него могут войти не просто 5-7 перевозчиков, а более десятка.

Кремлевская команда уже не раз демонстрировала подобные схемы, когда под видом решения глобальных проблем под единую крышу «сгоняли» определенные предприятия авиапромышленности, в какой бы форме собственности они не находились – например, ОАК или объединенная структура по производству титана на базе Верхне-салдинского объединения. Сейчас ситуация похожа. Кроме членов AiRUnion, в правительстве РФ говорят о необходимости объединения в единую структуру еще и госкомпаний «Владивосток Авиа», «Дальавиа» и «Сахалинские авиатрассы». Что характерно, данные структуры ранее предлагал объединить «под своим крылом» «Аэрофлот», однако ему этого не дали сделать. В данном случае пока идут споры, но российские чиновники от авиации на этом не остановились. Для решения проблем AiRUnion рейсы компании перевели под позывные компании «Атлант Союз» (контролируется правительством Москвы), эту структуру также планируют включить в новый альянс. Таким образом, наблюдается четкая программа консолидации и создания мегаперевозчика, который может серьезно повлиять на расклады и на украинском авиарынке.



Сергей Баталин

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua