Новый год принес автоперевозчикам неприятные новации. Несмотря на вето В.Януковича на новый Таможенный кодекс, ряд «сюрпризов» остался, а еще несколько готовятся к принятию в ближайшее время. Это уже вызвало негативную реакцию, так представители АсМАП даже пригрозили забастовкой, если некоторые нормы не изменят.
Самой главной новостью для транспортных компаний стали нормы закона по декриминализации товарной контрабанды. Новые правила вступают в силу с 17 января 2012 г. Они предполагают отмену уголовной ответственности за товарную контрабанду и введение за нее административной ответственности. По словам начальника департамента борьбы с контрабандой, анализа рисков и противодействия коррупции Александра Попивняка, до вступления в силу закона уголовная ответственность наступала, если стоимость контрабанды составляла 536,5 тыс. грн. и более, если сумма была меньше, применялись нормы админкодекса. Сейчас в любом случае будет применяться административная ответственность. В отношении уже ведущихся уголовных дел будет применена амнистия и дела переквалифицируют в админпроизводство.
Что касается самих штрафов, то они также будут изменены. Ранее за перемещение товаров вне таможенного контроля или с сокрытием от такого контроля, был предусмотрен штраф в размере от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 8,5 до 17 тыс. грн.) или конфискация товаров, а также конфискация транспортных средств, которые использовались для перемещения этих товаров. В новом варианте размер штрафа составит 100% стоимости товара плюс его безальтернативная конфискация. За повторные нарушения штраф составит 200% стоимости товаров плюс конфискация.
На первый взгляд положительное нововедение, однако эксперты прогнозируют появление новой коррупционной схемы, ведь товар можно оценить по-разному, соответственно, санкции будут зависеть от конкретного чиновника. Что же касается амнистии по уголовным делам, то по данным директора организационно-распорядительного департамента ГТСУ Виктора Бондаря, таких дел не так много - за прошлый год было составлено около1,5 тыс. протоколов по фактам контрабанды (в три раза меньше показателей 2010 г.) из которых почти 90% - админпротоколы.
Крайне любопытные новации предлагаются и относительно возможности конфискации автотранспорта, участвующего в перевозке контрабанды, которые, собственно, и вызвали возмущение перевозчиков. С одной стороны, у перевозчика появится возможность написать в сопроводительных документах о том, что водитель не присутствовал при погрузке и таким образом не может гарантировать наличие в грузе контрабанды. С другой, это приведет к увеличению количества сопроводительных документов, и как следствие, к росту бюрократических формальностей.
Свои замечание к этому нововведению представители АсМАП сформулировали следующим образом:
- чтобы обезопасить себя, перевозчику необходимо будет проверять документы на груз, что не является прямой обязанностью перевозчика - это функция экспедитора, далее необходимо будет писать дополнительные оправдательные «отписки»;
- в случае наличия упомянутых «отписок» - у сотрудников таможни появляется дополнительный повод проверок на границах, а значит – простои;
- эти «отписки» только дополнительный оправдательный фактор для суда, но не дают перевозчику никаких реальных гарантий. Дело в том, что не все грузы идут единой опламбированной партией, очень часто водитель берет сопутствующие грузы и проследить за всей номенклатурой водителю достаточно сложно, а значит доказать свою невиновность будет также проблематично.
Наконец, в ст.352 таможенного кодекса «размыта» формулировка в отношении кого надо составлять протокол - грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика. Из всех пунктов именно этот и вызывает более всего нареканий со стороны автоперевозчиков. «Изменения в сфере декриминализации товарной контрабанды предполагают достаточно широкое толкование ст. 352.
«В случае выявления контрабанды инспектор может составить протокол как на грузоотправителя или грузополучателя, так и на водителя автомобиля, естественно инспектору проще оформить протокол на водителя, поскольку он рядом, а виноват водитель или нет, сотрудникам таможни все равно. В результате страдает бизнес автоперевозчиков», - говорит вице-президент АсМАП Украины Юрий Кучинский.
На это руководство ГТСУ заявляет, что с 17 января введет особый мониторинг составления протоколов по фактам контрабанды и участия в них перевозчиков. «Есть четкие критерии участия водителя в контрабанде - это переоборудованный автомобиль с тайниками, специальные приспособления для сокрытия товаров и т.п. Именно в отношении таких водителей и будут составляться протоколы, если таких фактов нет, а протокол составлен, мы будет специально разбираться», - заявил В.Бондарь.
Что же касается самих фактов конфискации авто, то представители таможни прогнозируют существенное сокращение таких фактов. «За последние годы мы наблюдаем тенденцию сокращения конфискаций автомобилей - в 2010 г. за контрабанду было конфисковано 19 машин, в 2011 г. - 9, с введением новой практики надеемся, что их станет еще меньше», - говорит В.Бондарь. Причина такого оптимизма в новом факторе - оценке стоимости контрабанды. Если ее стоимость будет в разы ниже цены автомобиля, то конфискация не будет применяться. Так ли это будет на самом деле, покажет практика после 17 января.
Между тем, представители ГТСУ заявляют, что в течении 2-3 месяцев после вступления в силу закона планируют инициировать изменения в законодательстве, чтобы максимально «отшлифовать» нормы и сделать процедуры прозрачными. Вопрос только в том, прислушаются ли законодатели к чиновникам или оставят все как есть.
Что касается других таможенных новаций, то они также предлагаются под видом упрощения формальностей. В частности, законопроект Кабмина №9591 от 14 декабря 2011 г. «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно уточнения порядка проведения предварительного документального контроля)», предлагает делегировать органам государственной власти возможности проводить предварительный таможенный контроль совместно с таможенными органами. Под понятием «органы государственной власти» понимаются: санитарно-эпидемиологическая служба, ветеринарно-санитарная, фитосанитарная, экологическая инспекция и т.д. Напомним, что ранее все эти виды предварительного контроля были отданы таможне, чтобы упростить формальности. Теперь же речь идет о возврате к старой практике, когда на границе действуют десятки контролирующих служб. Однако пока это только законопроект. Однако, случае как показывает практика последних лет, большинство инициатив по упрощению формальностей в большинстве случаев оборачивались либо дополнительными бюрократическими препонами, либо новыми сборами с операторов рынка.
Сергей Баталин