Анатолий Ткаченко: «Система обеспечения перевозчиков «дозволами» не предусматривает каких-либо посредников»

В середине апреля начался нездоровый ажиотаж вокруг темы распределения и оформления разрешений на международные автоперевозки. Мы попросили прокомментировать ситуацию директора госпредприятия «Служба международных автоперевозок» Анатолия Ткаченко.

- Анатолий Николаевич, какова вообще процедура распределения и оформления бланков разрешительных документов на международные автоперевозки?

А.Т. Эта процедура предусмотрена «Порядком оформления и выдачи разрешений на поездку по территории иностранных государств при выполнении перевозок пассажиров и грузов автотранспортом в международном сообщении, их обмене и учете», утвержденным приказом Минтранссвязи от 20 августа 2004 г. №757 и зарегистрированным в Минюсте 31 августа 2004 г. под №1075/9674, с изменениями и дополнениями, внесенными приказами от 7 октября 2005 г. №625 и от 12 декабря 2005 г. №867.

Порядком предусмотрено, что в случае необходимости Минтранссвязи может вводить дополнительные условия выдачи разрешений или, как принято говорить, - «дозволов», имеющих ограниченные годовые квоты, в соответствии с которыми они выдаются украинским перевозчикам на основании отдельных распределений (годовых и квартальных). В 2008 г., как и ранее, такие дополнительные условия введены в отношении «дозволов» Италии и Венгрии. Они выдаются перевозчикам в отделении СМАП «Чоп» на основании предварительного распределения, в соответствии с которым каждому перевозчику выделены персональные квоты.

Также в 2008 г. установлены дополнительные условия выдачи разрешений Азербайджана, Армении, Греции (в/из третьих стран), Казахстана (в/из третьих стран), РФ (в/из третьих стран), Турции (на порожние автомобили и в третьи страны) и Узбекистана. Эти разрешения выдаются в отделах ГП «СМАП» на основании предварительных заявок перевозчиков, которые направляются в Госдепартамент автомобильного транспорта (Укравтотранс). Процедура подачи этих заявок, их обработка и принятие решений была определена «Методикой обработки писем-заявок перевозчиков на получение разрешений на выполнение международных грузовых перевозок», утвержденной Укравтотрансом 28 марта 2007 г., и «Методикой обработки писем-заявок перевозчиков на получение разрешений в/из третьих стран РФ для выполнения международных грузовых перевозок», утвержденной Минтранссвязи 27 июля 2007 г. Но эти Методики имели определенные недостатки, в частности: отсутствие информации о рассмотрении заявки, факт наличия транспортного средства на границе и др.

Для совершенствования процедуры была разработана и введена в действие с 18 марта 2008 г. новая Методика. Согласно этому документу, перевозчики заранее до прибытия автотранспортного средства в отдел СМАП, где должно быть оформлено разрешение (не менее чем за пять рабочих дней), направляют письма-заявки не в Укравтотранс, а в ГП «СМАП». Такие заявки принимаются круглосуточно, проверяются, регистрируются, затем перевозчик получает информацию о присвоенных входящих номерах.

На основании полученных писем-заявок ГП «СМАП» готовит сводный реестр заявок за сутки и передает его в Укравтотранс. И вместе с реестром проект распоряжения на согласование. Материалы передаются дважды в день (в 10-00 и в 16-00) в рабочие дни.

В течение дня Укравтотранс рассматривает информацию и направляет в ГП «СМАП» распоряжение о выдаче «дозволов». После чего уже мы направляем в свои подразделения распоряжение об оформлении разрешительных документов. Срок действия такого распоряжения - 10 рабочих дней.

Как видим, новая Методика предусматривает предварительный заказ перевозчиком необходимых иностранных разрешений, за пять дней до прибытия в пункт пропуска на границе. То есть перевозчик фактически осуществляет предварительное бронирование, что дает гарантию его получения. При этом перевозка на основании этих разрешений может начинаться только в том случае, если по предварительной заявке принято положительное решение. Подтверждение прибытия автомобиля в пункт пропуска по этой Методике не проводится. Поэтому перевозчик, своевременно подавший заявку, получает разрешения сразу по факту прибытия, без задержек.

Таким образом, недостатки в порядке выделения и выдачи перевозчикам разрешений с ограниченными годовыми квотами с утверждением новой Методики были устранены. Как видим, эта система не предусматривает участие каких-либо фирм-посредников и реализуется исключительно госструктурами. Эта система прозрачна и любой перевозчик может ознакомиться с исчерпывающей информацией по наличию и распределению разрешений на нашем интернет-сайте www.smap.gov.ua.

- Какова реальная ситуация с обеспечением украинских перевозчиков иностранными «дозволами» и что можно сказать о динамике перевозок и обеспечения разрешительными документами в последние годы?

А.Т. Анализ по использованию иностранных разрешений украинскими перевозчиками в последние годы показывает, что объемы перевозок грузов ежегодно растут. Это наглядно видно по итогам 2004-07 гг.

Тип разрешения

Количество оформленных иностранных разрешений

2004

2005

2006

2007

Грузовой

318500

339682

385515

488272

Нерегулярный пассажирский

2522

2575

2085

4342

Всего:

321022

342257

387600

492614

Интересно также проанализировать динамику роста за последние три года в разрезе стран.

Такая же тенденция и в этом году. Если в первом квартале 2007 г. украинским перевозчикам было оформлено и выдано 117337 иностранных разрешений, то в первом квартале 2008 г. - 132931. Из-за этого годовые квоты разрешений ряда стран уже не удовлетворяют в полной мере потребностям украинских перевозчиков.

Поэтому Минтранссвязи планирует обратиться к транспортным ведомствам других стран с просьбой о выделении дополнительных квот разрешений, а также провести заседания Смешанных комиссий по вопросам международных автоперевозок во втором-третьем кварталах 2008 г.

- А каковы перспективы отмены разрешительной системы и с какими странами это уже сделано?

А.Т. Необходимо отметить, что либерализация перевозок возможна, в первую очередь, только в отношении тех стран, потребность в «дозволах» которых имеет стратегическое значение для украинских перевозчиков, т.е. стран, в которые наши операторы рынка выполняют больше перевозок, чем их национальные перевозчики в Украину. В противном случае перевозчики других государств получат свободный доступ на украинский рынок, что достаточно скоро его уничтожит и приведет к банкротству многих отечественных перевозчиков, а соответственно - потерь рабочих мест, уменьшения поступлений в госбюджет и перераспределению рынка перевозок.

В целом государство многое потеряет от не контролируемого рынка. Такие перевозки в международном сообщении выполняются на условиях паритета, а в случае превышения потребностей иностранных операторов существующей квоты по территории Украины - с них взимаются обязательные платежи в госбюджет в виде платы за проезд дорогами нашей страны. Кроме того, все без исключения субъекты предпринимательской деятельности являются плательщиками налогов по месту регистрации. Таким образом, доминирование на украинском рынке иностранных перевозчиков приведет к уменьшению поступлений в бюджет и других платежей. Кроме того, неконтролируемый доступ на наш рынок приведет к быстрому разрушению дорог и ухудшению экологической ситуации.



Подготовил Дмитрий Щербаков

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua