Анатолий Ткаченко: «С каждой сменой правительства нам приходится опровергать одни и те же обвинения»

Стало уже традицией, что с очередной сменой правительства один и тот же автоперевозчик - директор компании «Васт-Транс» Валерий Черненко - начинает создавать проблемы госпредприятию «Служба международных автоперевозок» (СМАП). Мы попросили прокомментировать особенности нынешней ситуации директора ГП «СМАП» Анатолия Ткаченко.

- Анатолий Николаевич, в чем вас обвиняют на этот раз и в каких инстанциях рассматриваются жалобы?

А.Т. Обвинения в наш адрес не новы. Тактика уже отработана. Пользуясь тем, что в правительство и Минтранссвязи приходят новые люди, которые еще полностью не вникли в ситуацию, нас обвиняют во всех мыслимых и немыслимых грехах. И каждый раз нам приходится доказывать одно и тоже.

Главным нашим критиком является председатель отраслевой организации работодателей Киевской области, директор компании «Васт-Транс» Валерий Черненко. В начале января он обратился к Секретарю Совета национальной безопасности и обороны Раисе Богатыревой.

В частности он выдвинул обвинение, что из-за деятельности СМАП бюджет ежегодно недополучает 2,5 млрд. грн., что предприятию незаконно были делегированы функции госконтроля в сфере международных автоперевозок. Нас также назвали «коммерсантами, имеющими допуск к государственной тайне и являющимися участниками контрабандных схем».

К тому же, по версии В.Черненко, из-за нас Украина за последние годы потеряла больше половины своего рынка международных автоперевозок. Всего 12 пунктов обвинений и нам пришлось почти на неделю отвлечь многих работников предприятия на подготовку аргументированных ответов. Всего же этот монументальный отчет, направленный в Минтранссвязи получился объемом в 50 страниц. А ведь нужно понимать, что начало года у нас всегда очень напряженное, т.к. необходимо согласовать с автомобильными администрациями других стран сроки проведения смешанных комиссий. Это всегда очень непросто, т.к. за год мы организовываем проведение около 30-35 таких переговоров.

- А в чем конкретно неправы ваши оппоненты?

А.Т. Ну, во-первых, мы не потеряли больше половины своего рынка перевозок. В 2005 г. наши перевозчики использовали 339,5 тыс. иностранных разрешений на перевозки, в 2006 г. - 385,5 тыс., в 2007 г. - 492,5 тыс. Фактически это количество выполненных рейсов. А мы передали в другие страны такое количество украинских разрешений, на право двусторонних перевозок, транзитом через Украину и в третьи страны: В 2005 г. - 358,5 тыс., в 2006 г. - 384,6 тыс., 2007 г. - 487 тыс. Как видим, почти 50 на 50. Возможно, это и имеется ввиду, когда говорят, что мы потеряли половину рынка. Но, так было всегда, и мы работаем с другими странами, как правило, по паритетным квотам разрешений. Да, в разрезе каких-то стран больше перевозят наши перевозчики, а где-то наша доля меньше. 100% рынка мы не можем иметь.

Как видим, за последние три года количество рейсов наших перевозчиков выросло на 45%, а иностранных на 36%. То есть, наоборот, мы укрепляем свои позиции, а иностранцы теряют. Преобладаем мы, как правило, на направлении западноевропейских стран, перевозчики которых неохотно едут в Украину, опасаясь наших дорог и уровня сервиса. Но проигрываем, например, полякам, которым сложно конкурировать на перевозках внутри ЕС, но они неплохо себя чувствуют на перевозках между ЕС и Украиной.

- А что в отношении 2,5 млрд. грн., которые недополучает бюджет?

А.Т. Инспекторы СМАП занимаются начислением одной из составляющих единого сбора, который взимается в пунктах пропуска на границе. А именно с негабаритных транспортных средств, а также за проезд автодорогами, если у перевозчика в наличии разрешение с предусмотренной оплатой такого сбора. А сумма в 2,5 млрд. грн. просто абсурдна. Весь единый сбор полностью поступает в бюджет. За 2007 г. наши инспекторы начислили около 20 млн. грн. за проезд автодорогами негабаритных транспортных средств. Сбор насчитывается по существующему порядку и мы не можем насчитать его до 2,5 млрд. грн, т.е. в 120 раз больше, чем предусмотрено законодательством.

А собственно годовой доход самого предприятия, с учетом услуги по оформлению и выдачи необходимых документов на выполнение перевозок, составляет около 60 млн. грн., из которых 22,3 млн. было заплачено в бюджетные целевые фонды. Остальные заработанные средства пошли на развитие предприятия, пунктов СМАП на границе, проведение двусторонних комиссий и, конечно, фонд оплаты труда. Прибыль за прошлый год составила 1,4 млн. грн.

- Но ведь прибыль могла быть и больше. Ведь СМАП стал «широко известен» благодаря финансированию скандально известных поездок Николая Рудьковского?

А.Т. К сожалению это не та известность, к которой нужно стремиться. Я выступал против оплаты этих поездок, но право подписи имел мой заместитель, который и оплатил чартер в Париж. Затем еще была поездка в Токио. В одном случае я был в отпуске, во втором - в командировке. Напомню, что моя позиция в итоге привела к моему увольнению. Затем Кабмин отменил приказ министерства о моем увольнении, а позже я уволил и своего заместителя, оплатившего эти поездки. Если бы не это, то прибыль предприятия превысила бы 2 млн.грн.

Впрочем, я не хотел бы комментировать эти события. С приходом нового руководства Минтранссвязи ситуация вокруг нашего предприятия стабилизировалась, началась нормальная работа. А то, что наши оппоненты вспоминают о тех скандалах, называют нас «чудо-предприятием», способным финансировать чартеры и кругосветные путешествия и смешивают их с ситуацией на рынке международных автоперевозок, пусть будет на их совести.

- Но В.Черненко с вами борется давно. В чем причина такого постоянства и в чем вас обвиняли раньше?

А.Т. Причину называть не хочу. Скорее всего, человек хочет быть на виду, создавать видимость борьбы за интересы перевозчиков.

Из того, что было раньше, стоит вспомнить 2006 г., когда В.Черненко устроил судебную тяжбу и требовал от Минтранссвязи отозвать полномочия, предоставленные ГП «СМАП» в части контрольных функций и оформления и выдачи разрешительных документов. Обращался он и в Антимонопольный комитет. Это же требование он выдвинул и сейчас в обращении к СНБОУ.

Вся его аргументация сводится к тому, что оформление документов осуществляет не уполномоченный орган власти, а коммерческое предприятие.

Коллегия судей Хозсуда г.Киева в октябре 2006 г. установила, что Законом Украины «Об автомобильном транспорте» не определены организационно-правовые формы, в каких должна создаваться Служба международных автомобильных перевозок (предприятие, организация). Закон не предусматривает статус СМАП как органа исполнительной власти и органа государственного управления. Минтранс имел право принять решение о создании СМАП в форме госпредприятия для выполнения Службой функций предусмотренных Законом Украины «Об автомобильном транспорте» и приказ Минтрансвязи от 12.12.2005г. №867 о наделении нас соответствующими полномочиями был подписан в соответствии с Конституцией и законами Украины. Это же решение подтвердил в феврале 2007 г. Киевский аппеляционный хозсуд.

Во-первых, в соответствии с законом «Об автомобильном транспорте» Минтранссвязи имеет право предоставить такие полномочия государственному предприятию. А во-вторых, Минфин не поддержал идею предоставления ГП «СМАП» статуса специального государственного органа, на содержание которого требуется дополнительное бюджетное финансирование.

Напомню, что СМАП уполномочен выполнять такие функции:

- контроль за выполнением автоперевозчиками требований международных договоров Украины по вопросам международных автоперевозок;

- контроль технического, санитарного и экологического состояния транспортных средств, влияющих на безопасность движения, экологию и санитарные нормы;

- проверка весовых и габаритных параметров транспортных средств;

- контроль за оформлением разрешительных документов на международные автоперевозки;

- учет автотранспортных средств, выполняющих международные перевозки;

- проверка транспортно-экспедиторской документации и лицензий на выполнение международных автоперевозок.

Эти функции выполняют наши подразделения в 58 пунктах пропуска.

При этом мы постоянно совершенствуем схему работы, создаем новую информационную базу, позволяющую ускорить процесс оформления документов на границе. Соответственно снижаются наши расходы и постоянно уменьшается стоимость услуги по оформлению разрешительных документов. В 2005г. - 120 грн., 2006 - 2007 гг. - 70 грн., со второго полугодия 2008г. - 60 грн.

Как я уже упоминал, средства от реализации разрешений направляются на проведение международных переговоров с автомобильными администрациями других государств и участие Украины в Европейской комиссии министров транспорта (ЕКМТ). И это никак не 2,5 млрд. грн.

Хочу также пояснить, что мы работаем над отменой разрешительной системы. Это уже достигнуто по двусторонним перевозкам с РФ и Словенией. Но, к сожалению, многие страны пытаются защитить свой рынок от наших автоперевозчиков, составляющих серьезную конкуренцию на европейском рынке. Это как визовый режим. Не все еще нас хотят к себе пускать.



Подготовил Георгий Путилов

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua