Ан-70: и опять «новый» подход?

Прошло уже несколько месяцев, как Минобороны заблокировало финансирование строительства Ан-70 и озаботилось проверкой расходования средств по этой программе. По словам замминистра обороны Украины Богдана Буцы, финансирование будет возобновлено после проверки реализации этой программы ГлавКРУ.

Кроме того, Минобороны требует от завода график завершения строительства самолета. «Пока не будет завершена проверка, пока не будет графика строительства, финансирования не будет», - заявил замминистра.

Видимо, военное ведомство не «вдруг» обеспокоилось графиками строительства самолета. Конкурент Ан-70, европейский военно-транспортный А400М спустя годы задержек, наконец, был представлен публике в конце июня нынешнего года. Так что вся фора Ан-70 в настоящее время сократилась до нескольких месяцев. Начнутся летные испытания А400, и тогда украинским создателям и заказчикам придется подумать о «бесцельно прожитых годах».

Правда, заказчик самолета в лице Минобороны, наверное, поторопился найти виновных, поставив телегу впереди лошади. Ведь строительство первого серийного образца (связанные с ним задержки и нестабильность финансирования) - это не главное. Самолет до сих пор не завершил испытания, не принят на вооружение, да и вообще складывается впечатление, что программа Ан-70 давно стала отличным способом выкачивания бюджетных денег. По крайней мере, результат их использования - сам продукт, готовый к серийному производству, - отсутствует.

В то же время, за годы, потраченные на «ничегонеделание» - а испытания прекратились в 2005 г. - стоимость проекта только возросла. Оказалось, что схему поставок комплектующих нужно создавать заново - за это время многие смежники прекратили выпуск необходимых приборов. Часть оборудования просто безнадежно устарела.

А вот сумма, необходимая на завершение проекта, за последние годы «подросла». Если до 2005 г. это были стабильные $86 млн. (не более 5% стоимости всех опытно-конструкторских работ по самолету), то в ценах 2005 г. это уже 8% и, соответственно, $97 млн. Потрачено за эти годы - около $1,1 млрд., оставалось освоить еще 8% или около $100 млн.

Несмотря на то, что суммы, отпущенные на строительство, поступали через Минобороны пусть нерегулярно, но адресно (МОУ являлось только «проводником» средств как заказчик самолета), этого было недостаточно. АНТК им. Антонова пролоббировало в 2004 г. принятие закона «Об Общегосударственной программе создания военно-транспортного самолета Ан-70 и его закупки по государственным оборонным заказам». Программа должна выполняться в два этапа. На первом - с 2004 по 2006 гг. - планировались завершение разработки самолета, проведение госиспытаний, выполнение комплекса работ, связанных с принятием самолета на вооружение, подготовкой и освоением его производства, а также закупка двух самолетов по гособоронному заказу.

Согласно закону, объем финансирования работ на этом этапе составил 1006,509 млн. грн. (около $200 млн.). Кстати, эти затраты превышают все названные ранее цифры ($86 млн.), необходимые для полного завершения работ. Государство, конечно, не расщедрилось на миллиард, но 400 млн. грн., выделенные в 2004-2005 гг., и финансирование в нынешнем году - 150 млн. грн., а также сумма по линии Минпрома, около 50 млн. грн. на подготовку производства, так и не приблизили проект к его завершению.

Любопытная тенденция: пока на самолет выделяли минимум средств, испытания шли полным ходом. Например, в 2002 г. государство изыскало на проект Ан-70 аж 12 млн. грн., а в 2003 г. проект бюджетных средств не получил вообще. Но именно в этот период активно велись испытания самолета. Как только бюджет увеличился в разы - с 2004 г., испытания прекратились, с 2005 г. проект полностью заморожен.

Давно прошли и сроки завершения испытаний самолета. Это были и 2004 г., и 2005 г., и т. д. Теперь участники проекта говорят… о 2-3 годах при условии стабильного финансирования. Забывая, что стабильное финансирование было в течение всех этих лет чуть ли не единственной крупной цифрой гособоронзаказа, которая проходила через Минобороны, но никак не оседала в военном ведомстве. А попытка в очередной раз через КРУ проверить целевое расходование средств вообще ничего кроме удивления не вызывает. Создание Ан-70 является защищенной бюджетной статьей, поэтому казначейство может отпустить получателю средства только и исключительно на целевые расходы. К тому же, ежегодно между заказчиком работ и получателем средств происходит обмен данными об освоении бюджета. Для проверки правильности расходов МОУ достаточно было поднять собственные копии документов, а не «заказывать» очередную проверку КРУ.

Тогда что же именно военное ведомство так настойчиво ищет в финансовой отчетности именно завода «Авиант»? Сказать сложно, но в прошлую пятницу, пока директор завода находился на больничном, а глава концерна «Авиация Украины» в отпуске, на завод «вернулся» бывший и.о. гендиректора «Авианта» Валерий Козорезов. По утверждениям очевидцев, он проник на территорию не один, а в сопровождении неизвестных людей. На руках у него было решение некоего суда о восстановлении в должности, что дало основания попасть в кабинет директора «Авианта». Судя по этой «материализации» человека, пробывшего три месяца в должности и.о. в 2005 г., цена вопроса очень высока и скрыта она, судя по всему, в финансовой отчетности предприятия.



Наталья Печорина

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua