Ан-32 для Чехии: миссия невыполнима?

В настоящий момент украинский авиапром вновь оказался на распутье - после корпорации образца 2006 г. и концерна «Авиация Украины» образца 2007 опять предлагается модель корпорации, во главе которой будет стоять АНТК им. Антонова. По замыслу авторов очередного «спасательного круга», это позволит улучшить взаимодействие, менеджмент и финансовое положение отрасли.

Перспективы выхода из кризиса связаны, в первую очередь, с достижениями на внешнем рынке. Удастся ли? Складывающаяся ситуация, казалось бы, способствует этому. Так, на прошлой неделе в прессе появилось сообщение о планах проведения Чехией тендера на поставку новых военно-транспортных самолетов, которые должны заменить имеющийся парк Ан-26. Приглашения принять участие в тендере направлены компаниям АНТК им. Антонова, АК «Ильюшин», Alenia Aeronautica, EADS-CASA и Lockheed Martin. Потребность в обновлении авиатранспортного парка связана с участием чешских вооруженных сил в международных операциях, в т.ч. на Балканах и в Афганистане.

Потенциальными кандидатами для замены Ан-26 являются самолеты Ан-32, Ан-74, C-27J, C-295 и C-130J. Согласно требованиям чешской стороны, новый самолет должен иметь грузоподъемность более 10 т и перевозить не менее 44 военнослужащих. Как ожидается, победитель тендера будет определен в 2008-2009 гг., а поставка техники начнется в 2011 г. Всего планируется закупить от четырех до шести новых машин. Имеющиеся у Чехии пять самолетов Ан-26 подлежат списанию до 2016 г.

Британский еженедельник Jane’s Defense Weekly со ссылкой на докладную записку бригадного генерала Иво Зборила, который отвечает за оценку самолетов, указывает, что транспортный самолет CASA-295М при цене около $30 млн. не отвечает требованиям по грузоподъемности и радиусу действия. В случае покупки этих машин чешские вооруженные силы будут вынуждены дополнительно приобрести самолеты А-400М или С-130, цена которых весьма значительна – $131 и $90 млн. соответственно. Стоимость украинских самолетов гораздо привлекательнее. В частности, новые самолеты типа Ан-32Б в зависимости от комплектации оцениваются в сумму не более $8-10 млн., Ан-74 - порядка $12-17 млн.

К тому же, 23 января нынешнего года в катастрофе польского С-295, выпущенного в 2007 г. концерном EADS в Испании, погибло 20 высокопоставленных офицеров ВВС. Польша первой из стран Восточной Европы начала замену парка военно-транспортной авиации. Ан-32Б в эту страну предлагали еще на самом первом тендере - на приобретение 12 военно-транспортных самолетов в начале 2000-х гг. Победу тогда одержал CN-235, но результаты были аннулированы.

На второй тендер в связи с отсутствием соответствующего оборудования Ан-32Б уже не представляли - тогда и победил С-295. Поставка десяти самолетов этого типа для ВВС Польши была завершена в прошлом году. По информации ИТАР-ТАСС, на сегодня четыре самолета уже неисправны и требуют ремонта, который может быть выполнен только в Испании. Оставшиеся пять машин стремительно вырабатывают ресурс, выполняя грузовые перевозки для польского военного контингента в Ираке и Афганистане.

В этом году планировался к подписанию контракт на дополнительную поставку еще двух самолетов этого типа, однако польское руководство после катастрофы явно пересмотрело целесообразность такого шага и изучает возможность приобретения у США военно-транспортных самолетов типа C-130J. Хотя в прошлом Польша отказалась от эксплуатации более ранних модификаций самолетов этого типа из-за проблем в техническом обслуживании и дороговизне. Более новая модификация, контракт на поставку которой недавно подписали и индийские ВВС, может быть получена за еще большие деньги не ранее 2011 г.

Нелестные оценки пришли и о победителе другого тендера в Греции в 2000-2001 гг., в котором также участвовал отечественный Ан-32. Самолет C-27J итало-американской компании Alenia Aeronautica, по отзывам представителей греческих ВВС, не только чрезвычайно дорог (более $30 млн.), но и имеет конструктивно-производственные дефекты, не позволяющие его безопасную эксплуатацию.

В июне 2000 г. на заседании франко-германского совета по обороне и безопасности было принято решение о выборе А-400М в качестве европейского среднего транспортного самолета. В тендере участвовали три самолета: C-130J (США), A400M (европейского концерна Airbus) и Ан-7Х, предложенный Украиной и Россией на базе Ан-70.

Ан-7Х конкурс выиграл, но не победил. Вмешалась большая политика. Европа выбрала пусть более дорогой, но зато свой, чисто европейский, самолет, тем не менее, вобравший в себя целый ряд конструктивных решений тщательно изученного в процессе конкурса Ан-70. Но даже «бесплатный» опыт не помог - спустя восемь лет программа уже с отставанием на два года так и не приблизилась к этапу поставок.

Тем временем ресурс имеющейся техники сокращался, а задач в рамках НАТО и ООН только прибавлялось. Видимо этим и были вызваны переговоры в 2002 г. с чешскими представителями по выработке проекта контракта на поставку Чехии трех военно-транспортных самолетов Ан-70. Тогда же о возможности закупки двух самолетов Ан-70 говорил замминистра обороны Венгрии.

Таким образом, хотя до сих пор Украина не могла похвастаться громкими победами в тендерах с самолетами Ан-70 и Ан-32, которыми уже не раз предлагали заменить устаревший транспортный парк в Польше, Греции, Венгрии, Болгарии, Чехии и Словакии, она получает, наконец, заветный шанс прорваться на высокотехнологичный авиационно-транспортный рынок Европы. Ведь все прежние «обидчики»-конкуренты отличились в худшую сторону, необходимость транспортных перевозок в связи с операциями в Ираке, Афганистане и прочих горячих точках непрерывно растет, а экономическая составляющая в нашу пользу.

Менее известно, что до решения Чехии, еще год назад Министерство обороны Словакии обратилось к АНТК им. Антонова с аналогичным предложением - принять участие в тендере на поставку военно-транспортных самолетов для ВВС страны. При этом речь шла не об Ан-32 или Ан-74, а о признанной «надежде» украинского авиапрома - Ан-70. Казалось бы, в условиях, когда главный партнер и заказчик по проекту – ВВС РФ отказались от продолжения работ и заявили о выходе из совместной программы, подобное приглашение должно было стать «палочкой-выручалочкой», как для конструкторского бюро, сумевшего спасти и довести практически до финиша проект, начатый еще в советскую эпоху, так и для КиГАЗ «Авиант», на котором с 2001 г. в тяжелейших условиях собирались первые два серийных самолета этого типа. Однако, АНТК в лице его генерального конструктора Дмитрия Кивы, которого ныне прочат в спасители украинской авиации, ответило на предложение Братиславы отказом. Причины не указывались, но ясно, что при таком подходе выйти из кризиса не удастся.

Пока неизвестно, будут ли принимать участие представители украинского авиапрома в нынешнем чешском тендере, и если будут, то кто выступит в качестве подрядчика - АНТК им. Антонова, КиГАЗ «Авиант» или ГАК «Авиация Украины». А может быть, лучше с этой задачей справится «Укрспецэкспорт»?



Александр Яровой

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua