Ан-148 переиграл SSJ?

МАКС-2009 продемонстрировал полную победу украинского регионального самолета Ан-148 над его конкурентом SSJ, разработкой КБ «Сухого», который ранее был явным фаворитом в борьбе за бюджетное финансирование, со стороны правительства РФ.

Успех Ан-148 на МАКСе-2009 достаточно легко объясним. Разработчики SSJ столкнулись с той же проблемой, что и КБ Антонова несколько лет назад. Это несоответствие заявленных характеристик самолета и его реальных параметров. Как оказалось, расход топлива превышает 2 т за летный час, тогда как разработчики заявляли параметры в 1,5-1,7 т.

Есть также вопросы и по срокам поставок узлов и агрегатов. Как утверждалось ранее, работы ведутся над 13 лайнерами. Но в кулуарах авиасалона участники кооперации по SSJ признавались, что все не так радужно. Например, представители ВАСО передали заказчику только четыре комплекта деталей из композиционных материалов и работают над еще восемью. При этом, финансирование производства этих комплектов пока ведется по остаточному принципу. Аналогичная ситуация и с отставанием по производству других узлов и компонентов. Все это уже привело к тому, что первый серийный SSJ поставят заказчику лишь в начале следующего года, хотя ранее обещали продемонстрировать его на МАКСе.

В этом нет ничего нового или удивительного. Авиазаводы испытывают дефицит кадров и просто физически не способны обеспечить производство. Достаточно вспомнить ситуацию двухлетней давности с Ан-148. Самолет только завершил сертификационные испытания, получил бюджетное финансирование,… но в серию не пошел. Представители авиапрома бодро рапортовали об очередном этапе в освоении серийного производства самолета в Украине и развитии проекта на мощностях «Воронежского авиастроительного общества» (ВАСО) В РФ. Но машина, оказалась тяжелее на несколько тонн, по сравнению с заявленными характеристиками.

В этой ситуации российские партнеры по Ан-148 всячески притормаживали проект со своей стороны, хотя постоянно декларировали готовность к сотрудничеству. В конце концов, было объявлено о поддержке проекта SSJ со стороны российского правительства в ущерб украино-российскому Ан-148. Правда, разработчики скромно умалчивали, что SSJ на самом деле более западный, чем российский. В результате руководство российского авиапрома, потратив почти $2 млрд. на SSJ, к середине 2009 г. осознало, что сроки поставок машины срываются, а самолет не доведен.

Именно поэтому, уже на МАКСе премьер-министр РФ Владимир Путин, на совещании по развитию авиастроения, раскритиковал «расхлябанность» и «плохую организацию работы» российских авиастроителей. «Общая сумма долговых обязательств ОАК (которая и продвигала проект SSJ) и ее дочерних обществ - примерно 119-120 млрд. рублей, причем порядка 64 млрд. - это дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий» - отметил российский премьер.

При этом, на докапитализацию компании «Сухой» государство вынуждено направить еще 3,2 млрд. рублей, чтобы стимулировать производство новых машин. В.Путин дал российским авиастроителям срок до 1 октября. Если к нему не разработают целевую программу развития авиастроения последуют кадровые выводы.

В свою очередь, авиаперевозчики, как сговорившись, выстроились в очередь к ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» (финансирует лизинговые программы поставок самолетов) на заключение контрактов по Ан-148. За время авиасалона были подписаны документы почти на 60 машин. В совокупности с ранее заключенными договорами, пакет заказов уже превышает сотню самолетов.

Речь, в частности, идет о подписании контрактов с российскими: «Полетом» - 10 машин, «Саратовскими авиалиниями» - 5, «Владивосток Авиа» - 4 (с опционом на 2), авиакомпанией из Эквадора Icaro - на 2 самолета. Отдельно стоит отметить контракт на 45 машин с авиакомпанией, подчиняющейся правительству Москвы - «Атлант-Союз». Из них: 30 - Ан-148 различной модификации, которые буду поставлены перевозчику в период с 2010 до 2012 гг, также «Атлант-Союз» получит 10 самолетов Ан-158 (удлиненный вариант) и 5 Ан-168 VIP-версия. Комплектацию парка данным видом самолетов планируется завершить за три года. Данный контракт является знаковым, поскольку это предприятие считается одним из основных активов, создающейся сейчас мегакомпании «Росавиа», в которую войдут более десятка перевозчиков РФ.

Интересная деталь - в ходе МАКСа также были подписаны предварительные документы на поставку российскому правительственному авиаотряду шести Ан-148, хотя ранее предприятие планировало приобрести Ту-334. Рассматривался и вариант покупки и SSJ. Однако на МАКСе выбор был сделан в пользу Ан-148. Это связано с тем, что Ан-148 более чем на 70% собирается из российских комплектующих, причем их долю планируется увеличить до 90%, а SSJ строится в рамках международной кооперации, в нем ключевые детали и программы иностранного производства. В результате, два Ан-148, построенных для спецотряда, поступят в 2010 г. и будут использоваться для перевозки тех, кто сопровождает первых лиц РФ.

D20.jpg

Всего же, по данным ООО «Управляющая компания «ОАК - гражданские самолеты» («ОАК-ГС»), потенциальный спрос на Ан-148, на ближайшие пять лет, оценивается в 200-250 самолетов. Эта цель кажется достижимой даже при консервативной оценке рынка. При выходе на темп выпуска более 24 машин в год, проект станет обеспечивать возврат инвестиций.

По оценкам «ОАК-ГС», на российском и внешнем рынках может быть продано около 100-150 самолетов Ан-148-100 (версия на 75 мест), 100-150 самолетов Ан-158 (вместимостью до 100 кресел), до 50 самолетов Ан-168 в VIP-варианте. Кроме того, большой потенциал имеют грузовые версии Ан-158Т с боковым люком или рампой.

И наконец, на МАКСе представители АНТК им. Антонова подтвердили заинтересованность в Ан-148 и со стороны Ирана. До конца текущего года предполагается подписать контракт на производство 60 машин из украинских машинокомплектов.

Но не следует забывать, что в последнее время россияне становятся все более прагматичными. Так, производство на ВАСО Ан-148 несколько лет тормозилось, пока украинская сторона не довела за свой счет опытную машину до определенного уровня, а после этого передала россиянам за символическую цену конструкторскую документацию, которая стоит десятки миллионов долларов. Не исключено, что и в случае с контрактами на МАКСе может выяснится, что российская сторона вскорости потребуют определенных уступок со стороны украинских авиастроителей,… например, передачи за символическую сумму контрольного пакета акций концерна «Антонов».



Сергей Баталин

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua