«Аэросвит» стал историей?

Похоже, на самом большом авиаперевозчике Украины можно ставить крест. Скепсис менеджмента авиакомпании уже подтверждают и чиновники. Более того, последнюю надежду компании - дальнемагистральные рейсы, окончательно передали МАУ.

От 80 до 5 - количество маршрутов авиакомпании «Аэросвит» сокращалось как шагреневая кожа. Руководство авиакомпании уверяло, что планы по выходу из кризиса появятся со дня на день. В свою очередь, чиновники Госавиаслужбы и МИУ заявляли, что к началу летней навигации проблема будет решена - появится план санации, возобновятся полеты, начнут выплачивать долги по зарплате. Однако, летняя навигация началась и… ничего не произошло. Правда, чиновники наперебой начали делиться своим виденьем блестящих перспектив украинского авиарынка.

Немного истории

Скандалы вокруг банкротства «Аэросвита» были ожидаемы и неожиданны одновременно. С одной стороны, многие игроки рынка обращали внимание на участившиеся случаи задержек рейсов, предупреждений от аэропортов и поставщиков различных услуг остановить обслуживание авиакомпании - все это говорило о сложной финансовой ситуации «Аэросвита». С другой стороны, большинство операторов не ожидали столь быстрого и масштабного краха. Да и еще с такими последствиями: отмена всех рейсов, увольнение сотен сотрудников и другие финансовые скандалы.

Главным же поводом для всего этого коллапса стало появление некого «мифического» долга компании перед 300 (!) кредиторами на сумму 4,27 млрд. грн., и это при активах предприятия не превышающих 1,5 млрд. грн. «Мифического» - потому что руководство авиакомпании ни в суде, ни в личном общении с журналистами, так внятно и не смогло объяснить происхождение этого фантастического долга.

Говорилось только, что около половины задолженности относится к компаниям, афилированными с группой «Приват». Которая, в свою очередь (и это ни разу официально не опровергалось), контролирует и группу «Аэросвит» - МАУ.

Здесь стоит напомнить, что в течение 2011-2012 гг. можно было наблюдать не один десяток скандалов из-за долгов «Аэросвита», причем речь шла всего о нескольких миллионов долларов. А тут несколько миллиардов и кредиторы терпели. Впоследствии юристы даже назвали это сознательным доведением до банкротства. Партнер юридической компании «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко заявлял, что против руководства авиакомпании следует возбудить уголовное дело за такие деяния. «Есть в украинском законодательстве норма - если долговые обязательства превышают активы компании и руководство компании не предприняло достаточных мер для санации, значит - существуют предпосылки для возбуждения уголовного дела по факту сознательного доведения до банкротства». Кстати, эти заявления в компании не комментируют - у них даже электронная почта отключена.

Что дальше?

Как бы то ни было, и кто бы ни был виноват, но ситуация на рынке, как говорят, «на грани истерики», все рейсы «Аэросвита» остановлены. Часть наиболее перспективных маршрутов перешли в МАУ. Отдельные рейсы заняли Air Onix, UTair Ukraine, Wizzair Ukraine. В самом же «Аэросвите» третий месяц обещают представить программу выхода из кризиса. Предварительно известно, что из 2,5 тыс. человек персонала авиакомпании оставят только 700-750 человек, которые сконцентрируются на обслуживании сети дальнемагистральных маршрутов в Нью-Йорк, Пекин, Бангкок. Возможно в Торонто, Дели, Сайгон.

Эти маршруты будут состыковываться со среднемагистральной сетью авиакомпаний-партнеров. Не трудно догадаться, что основным партнером будет МАУ. Уже сейчас МАУ вышла на среднемагистральную сеть «Аэросвита» - открыты полеты в Москву, Санкт-Петербург, Ереван, Баку и по десяткам других направлений.

Любопытна ситуация и с дальнемагистральными маршрутами. Просто так забрать «дальнюю» авиацию из «Аэросвита» в МАУ невозможно. Необходим целый комплекс технических мероприятий плюс переписать десятки международных документов по назначению авиакомпаний на рейсы. Но отдельные попытки все же делаются. В качестве временной меры МАУ предлагает чартерную программу по полетам в Бангкок с промежуточной посадкой в Пакистане на среднемагистральном Boeing-737-800. Впрочем, уже сейчас активизировались ряд иностранных перевозчиков, которые предлагают перелеты со стыковкой в одном из европейских, азиатских или российских аэропортов по основным направлениям полетов «Аэросвита».

Интересна в данном случае позиция украинских чиновников от авиации. Сразу же после начала скандала было объявлено об активном участии в решении проблем «Аэросвита», но в чем оно собственно заключалось, общественности так толком и не объяснили. Звучали лишь общие фразы о решении проблем с вывозом пассажиров авиакомпании, застрявших в зарубежных аэропортах. Правда, вывозили-то пассажиров вполне конкретные авиакомпании и за свой счет.

При этом обозначилась другая интересная тенденция - авиакомпании WizzAir Ukraine и UTAir Ukraine, которые участвовали в вывозе пассажиров «Аэросвита» обратились к украинским авиавластям с предложением передать назначения по маршрутной сети «Аэросвита» им, но ответа они так и не получили. Оказывается, по МАУ принять решение о назначении на рейсы можно было, а всем остальным - без комментариев. Впоследствии некоторые маршруты все же передали указанным перевозчикам, но очень избирательно и со «скрипом». Это также наводит на мысль о предварительных «договоренностях» между Госавиаслужбой, МАУ и «Аэросвитом».

Кстати, эта версия косвенно подтвердилась - уже после вступления в силу летнего расписания первый замминистра инфраструктуры Константин Ефименко заявил, что и дальнемагистральные рейсы перейдут к МАУ.

В МАУ ответили более дипломатично. «МАУ действительно изучает потенциальную возможность начала выполнения дальнемагистральных рейсов. Однако в связи с тем, что это очень объемный, во многих отношениях - сложный и затратный проект, точных планов относительно дальнемагистральных рейсов и сроков начала их выполнения в настоящее время у МАУ нет», - говорится в сообщении пресс-службы МАУ.

Немного конспирологии

Дело в том, что в официальную версию о мировом кризисе, росте цен на топливо и других сопутствующих проблемах, не верят большинство из опрошенных нами операторов рынка. Что же касается классической «теории заговора», то она, к сожалению, подтверждается множеством косвенных фактов. Кратко ее суть сводится к следующему. Якобы, владельцу группы «Приват» Игорю Коломойскому поступило предложение, «от которого нельзя отказаться». Источником предложения была т.н. «Семья». В такой ситуации владельцы авиакомпании «сделали ход конем» - вывели все основные активы в структуру, которую просто так к рукам не прибрать, т.е. в «Международные авиалинии Украины». В «Аэросвите» же поле для конфликта интересов и возможностей рейдерского захвата все еще оставалось. Дело в том, что 22% акций компании принадлежит ФГИУ, а порядка 25-30% акций владеет компания «ГенАвиаИнвест», которую принято связывать с Виктором Пинчуком. Другими словами, при желании «зайти» в компанию было возможно. Группа «Приват» во избежание перехода компании в руки рейдеров и «повесила» весьма существенный долг в 4,27 млрд. грн. на «Аэросвит». Мол, хотите играться в авиацию - получите, только с долгами в начале разберитесь.

Что будет дальше не ясно. Во всяком случае, основные «сливки» снимает пока МАУ, а другие авиаперевозчики лишь ожидают свои дивиденды. На фоне откровенно «заказных» решений судов по «Аэросвиту» ситуация явно загоняется в патовую ситуацию, когда никто ни в чем не виноват, но авиакомпания больше физически летать не может…



Вячеслав Коновалов

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua