Аэропортовая недостаточность Украины

Общий пассажиропоток в украинских аэропортах в 2007 г. вырос на 23,4% и достиг 9,2 млн. чел. Всего коммерческие рейсы совершались в 29 аэропортов.

Правда, 95% всех перевозок пришлось на 10 аэропортов. В частности, на Борисполь пришлось 84179 рейсов, на Одессу - 15257, Симферополь - 13349, Донецк - 12014, Киев (Жуляны) - 11487, Днепропетровск - 9684, Львов - 9219, Харьков - 7174, Запорожье - 3629 и Ивано-Франковск - 2611 полетов.

Основная проблема отечественных аэропортов заключается в устаревшей инфраструктуре. Наблюдается две противоположные тенденции - с одной стороны у малых аэропортов просто нет средств на реконструкцию, поэтому и нет возможности привлечь новых перевозчиков, а значит увеличение количества рейсов для них проблематично. С другой стороны, пятерка крупнейших аэропортов уже переросла собственные возможности.

Их терминалы просто не справляются с пассажиропотоками и все «косметические» реконструкции по расширению терминалов и ремонту дополнительных залов, на которые у них находятся средства, уже не устраивают авиакомпании. Со строительством же новых терминалов в большинстве случаев складывается ситуация, которую характеризуют поговоркой «собака на сене».

Аэропорты являются либо государственной, либо коммунальной собственностью. Однако ни в первом, ни во втором случае средств в достаточном объеме на их расширение не выделяется. Привлечение же инвесторов сопряжено с многочисленными проблемами нормативного характера. Чаще всего они просто не могут получить гарантии сохранности инвестиций. Типичная ситуация - существующий терминал «В» в аэропорту Борисполь, который обслуживает основной поток международных рейсов в стране, изначально рассчитан на нагрузки в 900 пасс. в час, его несколько раз реконструировали, пристраивали галереи. В результате руководство аэропорта уверяет, что терминал в состоянии обслужить порядка 2-2,5 тыс. пасс. в час.

Но авиакомпании заявляют, что с этими нагрузками терминал не справляется, более того, иногда случаются ситуации, когда наплыв пассажиров превышает норматив на 30-50%, т.е. составляет 3-3,5 тыс. пасс. в час. Бывают случаи и форс-мажорных ситуаций с задержками рейсов, что приводит к скандалам: очередь на регистрацию выходит на привокзальную площадь. Еще в 2003 г. руководство министерства транспорта объявило о возведении нового терминала на средства авиакомпании «Аэросвит», однако из-за скандала с выделением земли и предоставлением гарантии инвестору строительство до сих пор не началось.

Аналогична судьба и другого проекта - строительство терминала за кредиты японских банков в сумме $180 млн. В 2006 г. по заверениям тогдашнего министра транспорта и связи Николая Рудьковского соглашение практически было подписано, - оставалось утрясти формальности и к 2008 г. первая очередь терминала должна была быть уже построена. Однако, по данным министерства, первый транш получен, но терминал не построен. В такой ситуации аэропорты уже становятся сдерживающим фактором в развитии авиации в целом. Если в этом году проблема не сдвинется с мертвой точки, то к Евро-2012 страна не подготовится и все обернется грандиозным скандалом, ибо аэропорты просто не смогут принять болельщиков.

Между тем правительство пока принимает «виртуальные» концепции, которые предполагают финансирование в несколько миллиардов долларов и которые в очередной раз могут оказаться мыльными пузырями.



Сергей Баталин

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2020

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua