06.06.2023 :: 16:57
«Зерновий коридор» - Мінагрополітики прод має «план Б» без участі РФії
Україна буде готова продовжити експорт агропродукції Чорним морем в рамках «плану Б», якщо РФія вирішить вийти з Чорноморської зернової ініціативи. Про це заявив міністр аграрної політики Микола Сольський в інтерв’ю Reuters.
За словами М.Сольського, РФія вже заблокувала використання головного чорноморського порту «Південний» та, попри домовленості, загалом випускає з портів Великої Одеси лише одне судно з українським продовольством на день.
«Останні дії, які відбуваються там протягом вчорашнього, позавчорашнього, сьогоднішнього дня, більше говорять про те, що насправді лише юридично виглядає так, що цей коридор працює, а насправді там нічого особливого не відбувається. (…) Якщо ситуація залишатиметься без змін й надалі, то ми будемо готові до плану Б, який залежить від нас, залежить від ООН», - сказав міністр.
Він додав також, що «план Б» виключає четверту сторону (РФію) у цих відносинах».
За словами М.Сольського, український уряд може запропонувати страхові гарантії для компаній-перевізників. З цією метою уже створено спеціальний страховий фонд у розмірі близько $547 млн. для компаній, чиї судна будуть заходити в українські чорноморські порти за новою угодою.
«Якщо нас повністю заблокують, а це вже майже сталося, то перевізники можуть йти цим коридором, маючи гарантоване страхування від нашого уряду», - сказав міністр.
Він додав, що судновласники можуть бути «достатньо впевненими» в тому, що українські військові та їхня протиповітряна оборона «можуть виконати свою роботу».
М.Сольський сказав, що Україна все ще сподівається, що нинішня Чорноморська зернова ініціатива буде працювати, незважаючи на нинішні труднощі, в той час як будь-який новий варіант потребуватиме нової угоди або нового формату.
«Оскільки з юридичної точки зору перший формат працює, і у нас є на нього надія, ми будемо намагатися зробити так, щоб він працював, і вже якщо нам нічого втрачати, то, очевидно, ми будемо обговорювати деталі «плану Б», - підсумував міністр.
17 травня Україна, ООН, Туреччина і РФія домовилися про продовження дії Ініціативи щодо безпечного транспортування агропродукції через Чорне море ще на два місяці.
19 травня Спільний координаційний центр (СКЦ) у Стамбулі відновив інспекції суден, які рухаються до портів Одеса та Чорноморськ у рамках Ініціативи щодо безпечного транспортування агропродукції через Чорне море, проте рух до найбільш глибоководного порту «Південний» продовжує блокуватися представниками РФії.
Постійний представник України при ООН Сергій Кислиця заявляв на засіданні Ради Безпеки ООН, що РФія вдає, ніби має збитки від Чорноморської зернової ініціативи, хоча насправді вдвічі збільшила експорт свого зерна.
«Зернова ініціатива» дозволила розблокувати порти Великої Одеси, які до війни на 80% були воротами для агроекспорту, підтримати українських аграріїв, збільшити надходження валютної виручки в Україну, стабілізувати світові ціни на продовольство та запобігти суттєвому погіршенню гуманітарної ситуації в державах, які знаходяться на межі голоду, зокрема Ефіопії, Сомалі, Афганістану.
З початку дії «зернової ініціативи» (з початку серпня 2022 р.), за даними ООН, з українських портів у Чорному морі відправлено 959 суден, які транспортували до країн Африки, Азії та Європи 30,6 млн. т агропродукції, у тому числі кукурудзи - 15,5 млн. т, пшениці - 8,4 млн. т, соняшникової олії - 1,5 млн. т.
Джерело: Порти України
«Зерновой коридор» - Минагрополитики прод имеет «план Б» без участия РФии
Украина будет готова продолжить экспорт агропродукции по Черному морю в рамках «плана Б», если РФия решит выйти по Черноморской зерновой инициативе. Об этом заявил министр аграрной политики Николай Сольский в интервью Reuters.
По словам М.Сольского, РФ уже заблокировала использование главного черноморского порта «Пивденный» и, несмотря на договоренности, в целом выпускает из портов Большой Одессы только одно судно с украинским продовольствием в день.
«Последние действия, которые происходят там в течение вчерашнего, позавчерашнего, сегодняшнего дня, больше говорят о том, что на самом деле только юридически выглядит так, что этот коридор работает, а на самом деле там ничего особенного не происходит. (…) Если ситуация будет оставаться без изменений и дальше, то мы будем готовы к плану Б, который зависит от нас, зависит от ООН», - сказал министр.
Он добавил также, что «план Б» исключает четвертую сторону (РФ) в этих отношениях».
По словам Сольского, украинское правительство может предложить страховые гарантии для компаний-перевозчиков. С этой целью уже создан специальный страховой фонд в размере около $547 млн для компаний, чьи суда будут заходить в украинские черноморские порты по новому соглашению.
«Если нас полностью заблокируют, а это уже почти произошло, то перевозчики могут идти по этому коридору, имея гарантированное страхование от нашего правительства», - сказал министр.
Он добавил, что судовладельцы могут быть достаточно уверенными в том, что украинские военные и их противовоздушная оборона могут выполнить свою работу.
Н.Сольский сказал, что Украина все еще надеется, что нынешняя Черноморская зерновая инициатива будет работать, несмотря на нынешние трудности, в то время как любой новый вариант потребует нового соглашения или нового формата.
«Поскольку с юридической точки зрения первый формат работает, и у нас есть на него надежда, мы будем пытаться сделать так, чтобы он работал, и уж если нам нечего терять, то, очевидно, мы будем обсуждать детали «плана Б», - подытожил министр.
17 мая Украина, ООН, Турция и РФ договорились о продолжении действия Инициативы по безопасной транспортировке агропродукции через Черное море еще на два месяца.
19 мая Совместный координационный центр (СКЦ) в Стамбуле возобновил инспекции судов, движущихся в порты Одесса и Черноморск в рамках Инициативы безопасной транспортировки агропродукции через Черное море, однако движение в наиболее глубоководный порт «Южный» продолжает блокироваться представителями РФии.
Постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица заявлял на заседании Совета Безопасности ООН, что РФия делает вид, что имеет убытки от Черноморской зерновой инициативы, хотя на самом деле вдвое увеличила экспорт своего зерна.
«Зерновая инициатива» позволила разблокировать порты Великой Одессы, которые до войны на 80% были воротами для агроэкспорта, поддержать украинских аграриев, увеличить поступление валютной выручки в Украину, стабилизировать мировые цены на продовольствие и предотвратить существенное ухудшение гуманитарной ситуации в государствах, находящихся на грани голода, в том числе Эфиопии, Сомали, Афганистана.
С начала действия «зерновой инициативы» (с начала августа 2022 г.), по данным ООН, из украинских портов в Черном море отправлено 959 судов, транспортировавших в страны Африки, Азии и Европы 30,6 млн. т агропродукции, в т.ч. кукурузы. - 15,5 млн. т, пшеницы - 8,4 млн. т, подсолнечного масла - 1,5 млн. т.
Источник: Порти України |