Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета
21.02.2013 :: 10:59
Застрявшие между Луной и Марсом

Как бы нам ни было обидно, но сегодня необходимо признать, что критика состояния космической деятельности современной России в СМИ во многом справедлива. При этом стандартный набор причин этого более чем впечатляющ: здесь и коррупция, технологическая отсталость, низкий уровень зарплаты и кадровый дефицит. Вероятно, все это в той или иной мере верно, но верно также и то, что российская космонавтика сегодня переживает кризис стратегического планирования.

В качестве целей ее развития все чаще ставятся текущие тактические задачи: восстановление отраслевой системы качества и
надежности, борьба с той же коррупцией, очередная структурная и кадровая перестройка. В научном сообществе и в промышленности не сложилось ясного понимания долгосрочной стратегии и целей развития космонавтики с учетом реалий сегодняшнего дня.

Анализ космической деятельности и космических программ различных стран (включая Россию) позволяет выделить в их составе три крупных структурных блока.

Прежде всего это совокупность проектов и программ в области практической космонавтики, реализация которых направлена на достижение эффекта от использования их результатов в социально-экономической сфере. Соответственно при рыночно ориентированной экономике эта сфера космической деятельности должна иметь объективные стимулы и финансовые источники своего развития, не зависящие от государственных бюджетных программ. Исключение составляют задачи обороны и обеспечения безопасности страны, которые по-прежнему должны реализовываться при государственном, бюджетном финансировании.

Другое направление - космические исследования, направленные на получение фундаментальных знаний о строении космического пространства, истории и физических основах его развития. Важнейшее условие для повышения эффективности фундаментальных космических исследований - координация и сотрудничество космических агентств разных стран при планировании этих программ. Эти условия кардинальным образом определяют различия в методах планирования и реализации проектов практической космонавтики и фундаментальных космических исследований.

Программы пилотируемых космических полетов - наиболее амбициозная часть космической деятельности. Для человечества как биологического вида в целом не важно, какая нация или государство планирует и реализует эти программы. Если отбросить в сторону политические и амбициозные мотивы, то реализация этих программ не приносит в краткосрочной перспективе заметных социально-экономических дивидендов. Как правило, их влияние на экономику и производство опосредовано и осуществляется путем приспособления созданных материалов и технологий для нужд социально-экономической сферы.

Таким образом, мы видим, что практическая космонавтика, фундаментальные космические исследования и пилотируемые программы освоения космического пространства имеют различные мотивационные стимулы и условия их реализации. Это позволяет сделать вывод о целесообразности планирования и разработки трех различных подпрограмм в рамках Федеральной космической программы, каждая из которых имела бы свои приоритеты, условия финансирования и реализации.

Для каждого этапа освоения космического пространства (освоение околоземных орбит, полеты на Марс, освоение Луны и окололунных орбит и т.д.) необходимо решение пяти типовых задач: определение целей, условий и ограничений по реализации рассматриваемого этапа (исследовательская задача); разработка и создание технологий и средств транспортировки и перемещений объектов космической инфраструктуры (транспортная задача); разработка и создание технологий и средств обеспечения необходимой энергией объектов космической инфраструктуры (задача энергетики); разработка и создание информационных технологий и средств обеспечения связи, навигации и управления для объектов космической инфраструктуры (задача связи, навигации и управления); разработка и создание технологий и средств обеспечения жизнедеятельности человека (задача жизнедеятельности).

Если с этих позиций рассматривать современное состояние пилотируемых космических программ, то можно отметить, что первый этап продвижения человечества в космос, освоение околоземного пространства на низких орбитах искусственных спутников Земли (ОИСЗ) практически реализован.

В соответствии с опубликованным проектом «Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу» и Федеральной космической программой России в рамках пилотируемых подпрограмм в ближайший период времени (до 2025 года) планируется продолжение этапа освоения ОИСЗ с последующим возможным переходом к освоению Луны. Для этого запланировано создание пилотируемого корабля нового поколения, новой ракеты-носителя (РН), космодрома «Восточный», пилотируемой орбитальной станции нового поколения, обслуживаемого на орбите технологического космического аппарата «ОКА-Т», исследования и разработка многоразовых РН, разработка более эффективной низкоорбитальной транспортной системы.

По существу перечисленные проекты призваны в основном обеспечить более эффективную и экономичную реализацию текущей космической деятельности России без обозначения перспективных, долгосрочных целей. То есть предусматривается лишь совершенствование средств и инфраструктуры для уже реализованного этапа освоения космического пространства. Понятно, что такие «приземленные» практические цели ближайшего развития пилотируемой космонавтики да еще и при достаточно высокой цене их реализации в глазах общественности не обладают особой привлекательностью.

Кстати, вероятно, по этой причине уже в конце 2011 года потребовалась коррекция программы и приоритетов финансирования ФКП в пользу практической космонавтики и фундаментальных космических исследований.

Может показаться, что ключевой вопрос сегодня - выбор следующего этапа освоения человеком космического пространства и связанного с ним направления дальнейшего развития космической инфраструктуры пилотируемых программ. При этом естественным кажется выбор из двух альтернатив: заняться освоением Луны и окололунного пространства либо ориентироваться на осуществление пилотируемых полетов на Марс. Именно по этим двум альтернативам сегодня проходит водораздел и идет спор в российском и международном научном сообществах.

Однако существующая сегодня точка зрения, что выбор из этих альтернатив может быть однозначно определен в результате сравнительного анализа значимости научных задач и ожидаемых практических результатов этих двух программ, - иллюзия. В такой постановке строгих методов решения этой проблемы не существует. В любом случае выбор будет неким компромиссом между мнениями группы (или групп) экспертов.

Более точным прогнозам и оценкам поддается сравнение технико-экономических характеристик конкретных проектов осуществления марсианской или лунной программ. Но и в этом случае сравнимый масштаб финансовых затрат и научно-технических проблем по реализации каждой из альтернатив не позволяет примирить сторонников каждого из этих двух направлений. Вероятно, в основе этого лежат опасения, что выбор одного из вариантов надолго, если не навсегда (в обозримом будущем!), поставит крест на реализации второй альтернативы. И эти опасения действительно имеют место при практической реализации дорогостоящих космических программ.

Более современным представляется планирование на большую длительность и глубину прогноза, чем сроки создания и реализации отдельно взятого проекта. При этом выбор и создание этих технологий становятся определяющим звеном такого планирования. То есть планирование освоения космического пространства на длительную перспективу должно предусматривать как стратегическую цель отбор и разработку таких технологий и технических решений, которые являются наиболее эффективными при реализации совокупности проектов нескольких программ (или последовательных этапов) освоения космического пространства.

Валерий Борисов

21.02.2013 г.


Источник: Независимая газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}