29.05.2014 :: 10:43
«Заэлпиджить» Европу
В средине мая прошел ежегодный конгресс Европейской ассоциации сжиженного газа (AEGPL). Участники рынка газа со всей Европы собрались для обсуждения путей развития рынка, острых вопросов в законодательстве, а также ознакомления с новинками оборудования на традиционно сопутствующей конгрессу выставке. Как это обычно бывает на подобных слетах, много говорили о высоком - тонкости работы Европарламента, экологической ситуации, энергетической независимости и т.д. Но если вкратце, то европейская сжиженногазовая общественность, как и прежде, обеспокоена главным вопросом - где бы применить это чудо-топливо или, говоря на отраслевом жаргоне, чтобы еще «заэлпиджить». За происходящим наблюдал и корреспондент OilNews, выступающего в статусе медиа-партнера мероприятия.
Для проведения ежегодного конгресса AEGPL обыкновенно выбирает столицы государств-участниц ассоциации - Бухарест, Брюссель, Лондон, Берлин. С этой точки зрения 2014 г. стал исключительным, поскольку ассоциация собралась в Генуе - городе на севере Италии, где расположен один из крупнейших портов Средиземноморского региона. Итальянская кухня и легкий майский бриз стали отличным бэкграудом для продуктивного общения на вечные для европейского рынка темы.
Повышая градус
Газонокосилками и машинами для гольфа, работающими на пропан-бутане, в Европе уже давно никого не удивить. Но и далеко на них не уехать: ощущая снижение спроса в автогазовом и коммунально-бытовом секторах - крупнейших традиционных сферах потребления пропан-бутана, его продавцы думают, куда бы еще пристроить свой продукт. Если в мировом масштабе баллонный газ - основная перспектива, то в Европе на него не рассчитывают.
«Сжиженный газ понемногу исчерпывает традиционные пути роста: Франция и Англия не прирастают по автогазу, бытовой сектор также ограничен в Европе, поскольку люди не готовят дома. Нужно искать новые сферы применения», - отметил в своем выступлении Пол Лэндер, вице-президент по маркетингу UGI International (крупный европейский газовый холдинг, объединяющий ряд брендов).
Последний конгресс достаточно явно показал отказ рынка от идеи стратегически развивать разнокалиберное производство электричества из пропана, о чем достаточно серьезно говорили в 2012 г. в Брюсселе. Вместо этого первые умы отрасли развернулись в сторону увеличения роли пропана в отоплении домов и промышленных помещений. По словам П. Лэндера, все прелести пропан-бутана отлично укладываются в этой сфере применения.
Главным и первым фактором привлекательности остается экономия. Не без усилий AEGPL, сдерживающей натиск налоговиков, пропан остается достаточно привлекательным в большинстве стран ЕС за счет щадящей фискальной нагрузки по сравнению с традиционными нефтепродуктами. Итальянские производители нагревательного оборудования Ferolli, к примеру, говорят, что при нынешней ценовой конъюнктуре перевод отопления домашнего хозяйства с печного топлива или ДТ на пропан-бутан окупится за 6-8 месяцев. Все это, конечно же, актуально в местности, где доступ к газовой трубе отсутствует.
Впрочем, напоминают поставщики пропан-бутана, дешеветь метан вряд ли станет, а вот падение цен на сжиженный газ не исключается. Кроме того, Россию, крупного поставщика природного газа в Европу, там не очень жалуют, уповая на сжиженный газ LNG из Африки и Ближнего Востока. Однако внедрение технологий применения LNG основательно отстает от графика.
Мощным козырем газа в Европе остается экологическая озабоченность ее жителей. Говоря о переводе отопления на газ, прежде всего имеется в виду замещение мазута и дизтоплива. Последние во всех агитматериалах изображаются как черт в религиозных писаниях - грязный, коварный и очень вредный для всего окружающего. Пропан же наоборот - голубой и благоухающий.
Стоит сказать, что добрая треть выступлений на конгрессе была посвящена требованиям сжижения выбросов, их изменения и работы над этим многих-многих людей в Европарламенте, топливных компаниях и других ведомствах. Выбросы от сжигания сжиженного газа в 8-10 раз ниже, чем от дизтоплива, и можно с уверенностью сказать, что эта карта будет разыгрываться лоббистами AEGPL еще долго.
Нельзя сказать, что рядовые европейцы ставят во главу угла экологический аспект использования газа, но по обнародованным на конгрессе данным, забота об экологии интересует не менее 10% перешедших на газ людей. У нас таких исследований не проводилось - видимо по причине их очевидной неактуальности.
Всяческое ущемление прав бензина и так любимого европейцами дизтоплива играет газовикам на руку, поскольку новые ограничения снова и снова ставят потребителя перед выбором энергоресурса. Например, недавно власти Швейцарии постановили полностью заменить в домохозяйствах дизельные резервуары с одним клапаном. Раньше фермер и не задумался бы о переходе на пропан, однако теперь, став перед необходимостью замены «железа», он сможет обратить внимание на сжиженный газ. Поставщики данного нефтепродукта и сопутствующего экономного оборудования, естественно, тут как тут.
Успехи производителей «железа» пока очевидны - 80% выставочных площадей на следующей ежегодной выставке оборудования в Берлине уже продано.
Надежда на технологии
И хотя рынки автогаза в Европе прекратили бурное развитие еще несколько лет назад, технологии в этом секторе движутся, дабы удержать объемы потребления. Основным конкурентом LPG в сфере альтернативного моторного топлива остается сжатый метан. Он дешевле пропана, однако на этом его плюсы заканчиваются.
Например, не подыгрывают метану тенденции в автомобилестроении. «Абсолютное большинство автопроизводителей в Европе полностью переходят на технологии прямого впрыска, а тут жидкое топливо всегда будет выигрывать у газообразного», - говорит специалист AEGPL по автогазу Александр Штоер.
На киевской конференции LPG Ukraine 2013 г-н Штоер рассказывал, что важным элементом развития рынка автогаза является развитая заправочная инфраструктура. И в этом аспекте метан в Европе тоже далек от LPG - как и в Украине, сеть АГНКС сильно уступает LPG по размерам.
Эксперты не скрывают, что составить серьезную конкуренцию LPG метан сможет только в сжиженном состоянии, однако технологии и инфраструктура LNG еще далеки от угрожающего уровня.
Что касается такого важного аспекта развития рынка как автопарк, то все участники рынка (газотрейдеры, производители ГБО, автодилеры) сходятся во мнении, что будущее за ОЕМ (Original equipment manufacturer, производством машин с предустановленным газовым оборудованием). Послепродажная установка в Европе, в отличие от Украины, себя постепенно изживает, на что есть веские причины - большинство автопроизводителей (независимо от страны и континента сборки) имеют в своих модельных рядах машины на сжиженном газе. Например, в салонах Opel представлены 10 моделей с ГБО: от экономных Astra (1,4 л) до спортивных Insignia (2,8 л турбо). Последнее достижение Opel - двигатель экологического класса Евро-6 объемом 1,4 л с турбонаддувом. Аппарат на газу работает без изменения крутящего момента, мощности и потребления, а разгон до 100 км/ч занимает всего на 0,4 с больше, чем на бензине. При этом одной заправки такой Zafira хватает на 1 300 км хода. Привлекательно, не так ли?
К сожалению, в Украине такие экспонаты мы сможем увидеть не скоро. Как говорит А. Штоер, для этого автодилерам необходима гарантия стабильного европейского качества газа на колонках, а не коммунально-бытовая смесь.
Откусить немного дизеля
Не без ущербности нормативной базы отстаем мы и по части применения газодизельных технологий. Между тем именно на них возлагают основные надежды газотрейдеры Старого света. По словам Герхарда Олсингера, управляющего директора крупного европейского трейдера Flaga Group, сегодня удается доводить долю пропана в газодизельной смеси до 33%. При этом расход топливного микса не отличается от потребления чистого ДТ, а запас хода увеличивается на 30%. Да, экономия не такая большая, как на бензиновых двигателях - всего 15%, однако в случае с прожорливыми грузовиками она оказывается более чем существенной.
Как пример менеджер Flaga привел одного из клиентов компании, перевозчика Havi Logistics (обслуживает McDonalds в Скандинавии). Оборудование на каждый из 22 грузовиков «затянуло» на €350, а среднее замещение дизтоплива газом составило 28,3%. За 14 месяцев эксперимента грузовики намотали суммарно 2 830 тыс. км, сэкономив в результате €120 тыс. на топливе. Более чем красноречивые цифры. Снижение выбросов в атмосферу - приятный бонус.
Но с газодизелем пока не все так гладко, как хотелось бы многим участникам конгресса. Так, законодательство разных стран ЕС не гармонизировано, и работа на газодизельных двигателей в некоторых странах ограничена. Кроме того, говорят производители ГБО и газотрейдеры, лоббистам природного газа в Европарламенте порой удается вставлять палки в колеса. Так, государственной поддержки газодизеля во многих странах нет, даже несмотря на его очевидную пользу для экологии. Еще одна важная проблема - недостаток коммуникации с потенциальными потребителями. «Нередко перевозчики не хотят связываться с газодизелем из-за негативного опыта работы с ранними несовершенными технологиями, а эффективная слаженная система информирования пока отсутствует», - говорит представитель Prins. Впрочем, признает он, большинство сегодняшних проблем решаемы.
В то время как на лондонском объединенном слете европейской и мировой ассоциаций сжиженного газа в 2013 г. делегация Украины превысила 20 человек, представительство в Генуе было минимальным. Безусловно, сегодня есть проблемы важнее, чем глобальные тенденции развития рынка и технологий. С другой стороны, с каждым посещением подобных мероприятий приходится все больше осознавать, что период «дикого» роста рынка, когда потребление растет само по себе как бурьян (как это происходит в Украине), закончится неожиданно. После него за каждую тонну продаж придется бороться. Очевидно, что в этой ситуации опыт уже прошедших этот этап европейцев станет очень хорошим примером для операторов украинского рынка.
Артем Куюн
29.05.2014 г. [AT]
Источник: Оilnews |