Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

26.05.2020 :: 21:04

«Укрзализныця» открыла продажу билетов на ряд поездов Интерсити+ ©
26.05.2020 :: 20:55

Правление «Укрзализныци» уволило директора по развитию А.Рязанцева
26.05.2020 :: 17:26

Агентство Fitch ухудшило прогноз падения мировой экономики
26.05.2020 :: 17:21

Пункты пропуска на Донбассе останутся закрытыми до 22 июня
26.05.2020 :: 17:11

Летом авиакомпания Ryanair возобновит лишь половину маршрутов из Украины
26.05.2020 :: 16:48

ГП «Антонов» стал участником Совета экспортеров и инвесторов при МИД Украины ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
04.02.2014 :: 10:32
Зачем реанимировали идею о новом НПЗ

На днях, еще будучи министром энергетики и угольной промышленности, Эдуард Ставицкий завил о том, что крупнейшая нефтяная госкомпания Китая - PetroChina - рассматривает возможность создания в Украине нового нефтеперерабатывающего предприятия. «У нас подготовлен и подписан план о намерениях, меморандум между PetroChina и Министерством энергетики, в котором описан этот вопрос», - заявил чиновник. Таким образом, можно констатировать, что власти решили вернуться к старой «оранжевой» идее о необходимости строительства в Украине нового НПЗ.

Более семи лет кряду тема строительства новых
мощностей переработки нефти в Киеве не поднималась. Причины столь затяжной паузы очевидны: надежды отдельно взятых чиновников на помощь российских владельцев украинских НПЗ в вопросе обеспечения Украины отечественным топливом в обмен на таможенные преференции и налоговые льготы. Однако к 2014-му 100% этих владельцев по разным причинам были вынуждены ретироваться с украинского рынка переработки нефти, и идея строительства нового завода возродилась сама собой.

В первый период подготовки проекта нового НПЗ (2005-2007 годы) в качестве приоритетной площадки для его строительства рассматривалось три локации: первая - между терминалами Одесского припортового завода (ОПЗ) и «Укртранснафты» в порту Южный, вторая - возле узла учета нефти Броды международного нефтепровода «Дружба» во Львовской области и третья - на землях между железнодорожной станцией Айвазовская и пгт Приморский в Крыму. Вариант с Южным тогда рассматривался как наихудший изза прогнозируемых сложностей с трафиком танкерных поставок сырья, в том числе сложностей экологического, навигационного и сезоннометеорологического характера. А уже в 2007 году, во время второго по счету правительства Виктора Януковича, был отброшен и вариант строительства в Бродах по причине невнятной политической ориентации некоторых депутатов местной власти, тогда владевших землеотводами под будущее строительство. Кроме этого, вариант в Бродах был слишком сложен изза значительных внешнеполитических рисков. Они состояли в экспромтах во взаимоотношениях официального Киева и ливийского фонда Libyan African Investment Fund (LAIF), который был заинтересован в вытеснении российской нефти с «Дружбы». После того как распорядитель фонда Муаммар Каддафи был казнен оппозицией, эту нефть с южных веток «Дружбы» вытеснили ресурсы Ирака и стран Персидского залива, которые ныне успешно поступают в Венгрию, Словакию и Австрию по схеме замещения российского импорта. В итоге в качестве наиболее оптимального варианта размещения площадки строительства НПЗ «на будущее» остались предместья Феодосии.

Привлекательность варианта строительства возле пгт Приморский обосновывалась близостью так называемого Керченского нефтяного пути, наличием свободных мощностей местного выносного морского терминала и относительно свободным судоходным трафиком. Вместе с тем привлекательность проекта для вероятных инвесторов рассчитывалась, исходя и из близости будущего НПЗ к перспективной сырьевой базе, которой считаются углеводородные структуры Субботина, Палласа и других площадей Прикерченского участка Черного моря. Однако среди негативных сторон феодосийского варианта эксперты отмечали полное отсутствие в Крыму магистральных нефтепроводов, необходимых для полноценной работы НПЗ, а также широко известную перегруженность крымских железных дорог.

Нынешние власти, судя по всему, учли эти недостатки и решили вернуться к одесскому варианту.Его былой негатив, состоявший в перегруженном трафике танкерных поставок, сам по себе исчез после того как транзит нефти через порт Одессы и Южного за несколько лет сократился более чем на 50%. И до последнего времени единственным официальным инструментом борьбы Киева с падением доходов этих городов изза оттока транзита нефти был широко известный прессе неоднозначный проект строительства СПГтерминала в порту Южном. Но после того как этот проект превратился в разменную монету на прошлогодних декабрьских украинскороссийских газовых переговорах, землеотвод под СПГтерминал стал привлекательным для его перепрофилирования под проект строительства НПЗ. О росте привлекательности к этому явно «осиротевшему» землеотводу в Южном свидетельствуют первые уточнения, выданные прессе главой Минэнерго. Заявив о начатых еще летом украинскокитайских переговорах о выработке ТЕО нового НПЗ, Эдуард Ставицкий рассказал, что в качестве вероятных площадок рассматриваются Херсонский НПЗ и Одесская область.

Первый, херсонский, вариант строительства невыгоден изза недоступности для крупнотоннажных танкеров дедвейтом более 30 тыс. т. По данным нескольких экспертиз, в случае расширения и углубления существующего судоходного канала Херсонского морского торгового порта и перевалочных сооружений Карантинного острова тяжелые соленые морские воды поступят в пресные плавни и полностью уничтожат уникальную водную и донную биосферу дельты Днепра. Ввиду этого обстоятельства, наиболее вероятным вариантом для китайских инвесторов выглядит порт Южный. Некоторые украинские эксперты предположили, что на выбор китайской стороны в пользу этого варианта может повлиять не столько сам проект строительства НПЗ, сколько перспектива расширения влияния китайских компаний на сам порт и идущий в него из РФ аммиакопровод, который считается одним из ключевых элементов мирового рынка азотных удобрений.

Нефть нефтью, но до последнего времени управление внешнеторговыми операциями работающего в Южном ОПЗ эксперты относили к сфере влияния компаний Дмитрия Фирташа и Юрия Иванющенко, которые якобы постоянно конкурировали за первенство в этом вопросе. Однако к 2014-му влияние обоих бизнесменов в украинских политических сферах серьезно пошатнулось. В свете этого обстоятельства ожидаемый приход в Южный китайских компаний под видом строительства НПЗ выглядит вполне логичным завершением длительной внутривидовой конкуренции за порт и ОПЗ между крупными украинскими инвесторами.

Для компании PetroСhina, которая была анонсирована и.о. министра энергетики как партнер Украины по строительству нового НПЗ, ее доминирование на мировом рынке азотных удобрений официально называется просто - побочное направление развитой химии и переработки нефти и природного газа. И при этом товарные потоки нитратов, поставляемые на мировые рынки предприятиями этой компании, достигают нескольких миллионов тонн и существенно превышают параметры работы всех украинских азотных активов Дмитрия Фирташа. С учетом таких тонкостей ныне анонсированный проект разработки ТЕО нового НПЗ, конечно, может и состояться в заявленном формате. Однако гораздо вероятнее, что привлечение в Украину PetroСhina может оказаться всего лишь элементом выяснения отношений власти с Дмитрием Фирташем накануне в который раз заявленной приватизации ОПЗ. Как это воспримет менеджмент крупнейшей корпорации КНР, не известно. Впрочем, следует отметить, что эта китайская компания умеет работать на очень сложных локальных рынках: например, она является крупнейшим иностранным инвестором в Республике Южный Судан и области Дарфур, которые причислены к зонам ведения боевых действий.

Андрей Старостин

04.02.2014 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2020

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов