Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

21.09.2019 :: 12:41

Экспорт из Украины зерновых, зернобобовых и муки 2019/20 МГ на 20 сентября составил 11971 тыс. т ©
21.09.2019 :: 12:30

ВР хочет внести изменения в Таможенный кодекс для борьбы с контрафактными товарами
21.09.2019 :: 12:25

Пилоты авиакомпании Ryanair отменили забастовку
21.09.2019 :: 12:18

Ан-178 заинтересовал уже более десяти стран - С.Кривонос
21.09.2019 :: 11:51

Погода на 21 сентября - на большей части территории Украины переменная облачность, температура до +15
20.09.2019 :: 17:24

В Одесском порту завершается реконструкция первого пускового комплекса причала №7



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
14.04.2014 :: 10:39
За гранью

Не успела страна выдохнуть одни схемы на нефтяном рынке, как на смену им спешат новые. Не менее примитивные, но от этого не менее масштабные. Дело дошло до святого - выкачки стратегического запаса нефти, хранящегося в обширной системе украинских нефтепроводов. Одновременно это будет означать безвозвратную их потерю.

Главные действующие лица - группа «Приват» и ее лидер Игорь Коломойский плюс коррумпированные чиновники. Чувства крайне противоречивые, поскольку Игорь Валерьевич продемонстрировал крайнюю гражданскую самоотверженность после февральских событий, оказав стране неоценимую услугу по нормализации ситуации в ряде проблемных областей, а крупнейшую из них - Днепропетровскую - возглавил.

Конечно, многие полагают, что сделал он это не только по велению гражданской позиции. Также очевидно, что в проекте опустошения украинских нефтепроводов выгодополучателем будет не только он, в наше-то предвыборное и неспокойное время. Но как бы там ни было, должна же быть грань, которую нельзя переходить. Если даже днепропетровский губернатор к этому не причастен, он в силах остановить крах трубопроводной системы.

ZN.UA предвидело начало этой истории несколько недель назад. Подтверждение пришло 1 апреля, когда стало не до смеха. Председатель правления госкомпании «Укртранснафта» Александр Лазорко, известный в нефтяном мире как топ-менеджер группы «Приват», обратился к министру энергетики Юрию Продану с обращением благословить проект по выкачке технологической нефти из системы нефтепроводов, ее дальнейшей переработке, реализации и хранению нефтепродуктов (см. документ). Как это обычно происходит, аргументация подкреплена исключительно благими намерениями, которые, впрочем, исчезают при первом же прикосновении к теме. И следа от них не остается, если ознакомиться с новой и новейшей предысторией вопроса. Для затравки отметим, что стоимость технологической нефти в текущих ценах составляет более 15 млрд. грн.

Александр Лазорко зашел в «Укртранснафту» с большим скандалом в 2009 г., сменив на этом посту Игоря Кирюшина (запомним эту деталь). Зачем Коломойскому понадобилась трубопроводная компания? Во-первых, это колоссальная система, в которой теряются и появляются всякие, в том числе и «левые», объемы украинских месторождений. «Официальные объемы добычи нефти в Украине в последние годы падают, а может, все больше нефти просто не учитывается?» - намекает авторитетный источник в отрасли. Между тем вся украинская нефть идет на кременчугскую «Укртатнафту», управляемую группой «Приват». Есть над чем подумать, не так ли?

Во-вторых, труба - это оружие борьбы с конкурентами. Через несколько месяцев после назначения Лазорко, осенью 2009 г., от исконного маршрута поставок нефти был отрезан Одесский НПЗ «Лукойла» (помимо прочего, из-за дороговизны альтернативного маршрута через год завод остановился). А по этому маршруту, но в обратном направлении, с моря нефть пошла… в Кременчуг.

В-третьих, тендеры. В-четвертых, их усовершенствованная модификация в виде имитации бурной деятельности с непонятной эффективностью, естественно, для госкомпании. В последние годы нефтетранспортная компания превратилась в нефтеперерабатывающую, хотя всем известна убыточность этой отрасли. Кстати, а как успехи в основной деятельности? За время правления Александра Ивановича прокачка нефти по системе «Укртранснафты» снизилась более чем вдвое, с 38,5 млн. т в 2009 г. до 17,5 млн. т - в минувшем. Естественно, во всем виновата конъюнктура.

Тем не менее контракты с Лазорко акционер в лице «Нафтогаза Украины» подписывал при любых властях. Вот и Юрий Продан, говорят, шел на второй срок в Минэнерго с четким пониманием лишь одной кадровой позиции, «которая не обсуждается». Кадр действительно не подвел.

Аргументация проекта по выкачке технологической нефти по своей бездарности и наглости может сравниться разве что с подготовкой «тендера» по покупке «вышек Бойко» (что впоследствии и сгубило махинаторов). Необходимость опустошения трубопроводной системы аргументируется заботой о состоянии нефтепроводов и выполнением требований Закона «О трубопроводном транспорте». Согласно ему «Укртранснафта» якобы обязана предпринять меры по консервации нефтепроводов, которые не функционируют более года. К таковым на сегодняшний день относятся все нефтепроводы, за исключением нефтепровода «Дружба». «Укртранснафта» предлагает заместить нефть водной и/или азотной смесью.

На самом деле А.Лазорко элементарно ищет, за что можно зацепиться. Зачем, спрашивается, консервировать нефтепровод с нефтью, если нефть сама по себе - один из лучших природных и официально регламентированных консервантов! Это следует из приказа Минтопэнерго №290 от 26 мая 2008 г. «Об утверждении и введении в действие стандарта Минтопэнерго Украины «Магистральные нефтепроводы. Порядок выведения из эксплуатации, консервирования и поддержания режима консервирования отключенных участков нефтепроводов. Условия остановки и выведения из режима консервирования отключенных участков магистральных нефтепроводов».

По словам специалистов нефтяной отрасли, любая альтернатива нефти в виде предлагаемого азота или водного раствора однозначно хуже, так как требует затрат либо не так надежно противостоит коррозии. «Трубу вы потеряете, - говорит специалист из белорусского ОАО «Гомельтранснефть Дружба», попросивший не называть его имени. - Азот можно использовать временно и на небольших участках трубы, так как постоянно необходимо поддерживать давление. Водный раствор зимой будет рвать трубы». Подтверждение этому находим в упомянутом приказе Минтопэнерго, где относительно «водных» консервантов черным по белому написано: «Невозможность использования при температуре окружающей среды ниже 273 К (0°С)».

Но самое главное - в приказе Минтопэнерго всюду фигурирует слово «временно». То есть консервировать можно временно, тогда как в своем письме Лазорко четко дает понять, что возвращать нефть в систему никто не собирается.

Здесь возникает еще один крайне интересный момент. В письме глава «Укртранснафты» заверяет, что, мол, в случае заявок на прокачку компания будет готова возобновить ее. Минуточку, а как быть с закупкой технологической нефти, ведь без нее ничего в трубе не «толкнешь»? Ответа предложение Лазорко не содержит. Его находим в приказе №290 от 26 мая 2008 г.: « В случае, если расходы на консервацию (расконсервацию) основных фондов предприятий предлагается финансировать за счет средств государственного бюджета, решение о включении соответствующих расходов в проект государственного бюджета на планируемый год принимает Кабинет министров в ходе рассмотрения проекта бюджета». Сейчас этот механизм непонятен, но полностью очевидно, что нефть придется закупать по рыночной цене и за счет госбюджета. Спрашивается, зачем сегодня выкачивать нефть, балансовая стоимость которой в зависимости от участка составляет 380-840 грн./т, чтобы потом закупать ее по 10000 грн./т, которые она стоит сегодня и еще неизвестно, сколько будет стоить завтра?

«Предложение выкачать нефть на участке от границы до Кременчуга формально может быть подано как мера безопасности ввиду возможной агрессии России, однако в целом здесь, скорее, действует принцип «война все спишет», - говорит бывший управленец «Укртранснафты», один из ведущих отечественных специалистов в нефтетранспортной отрасли Михаил Гончар.

Есть все основания считать, что «первоапрельская шутка» Лазорко призвана решить сразу несколько проблем, в том числе перспективы уголовного преследования. Есть все основания полагать, что по факту опустошение нефтепроводов началось уже давно, а нынешняя попытка обставить все по закону, с согласованием на самом высоком уровне, поможет скрыть освоенное вчера.

Начнем с того, что согласно обнаруженной в архивах справке, по состоянию на 31 декабря 2012 г. объем технологической нефти на балансе «Укртранснафты» составлял 1,89 млн. т. А в своем первоапрельском письме г-н Лазорко пишет о 1,35 млн. т. Почти треть объема куда-то «испарилась».

Сигналов было предостаточно. В 2009 г. официально для проведения ремонтных работ был опустошен участок нефтепровода Мичуринск-Кременчуг, вытесненный объем - более 100 тыс. т нефти. Вместо сырья в трубу ушел один из живописных прудов. Через пару лет «Укртранснафта» официально заявила, что вернула нефть в систему. Вот только пруд на своем месте так и не появился. А в 2012 г. Сумская прокуратура обнаружила выкачку нефти из нефтепровода работниками «Укртранснафты» в бензовозы с днепропетровскими номерами…

Источники уверяют, что давным-давно нет нефти на участках, прилегающих к «приватовским» заводам в Западной Украине, в частности, Долина-Надворная-Жулин-Дрогобыч (согласно данным компании, там находится до 40 тыс. т азербайджанской нефти Azeri Light). В общем-то, говорят много, но никто не проверял.

Однако есть один достоверный факт, который, скорее всего, и стал катализатором мега-аферы с технологической нефтью. Точно нет нефти в нефтепроводе Херсон-Снегиревка, который, тем не менее, фигурирует в проекте от 1 апреля. Об этом свидетельствуют материалы уголовного дела, открытого херсонской милицией по факту выкачки нефти из упомянутого нефтепровода. В них указывается, что 21 марта 2014 г. неподалеку от Херсонского НПЗ две передвижные компрессорные станции начали вытеснение нефти из нефтепровода в направлении Снегиревки. За четыре дня таким образом удалось выкачать более 20 тыс. т нефти. На данный момент орудия производства «Укртранснафты» стали вещественными доказательствами. Интересно, а почему Лазорко не обращался за разрешением о выкачке данной нефти, а сделал это только 1 апреля? Может, потому, что в Херсоне хотелось сделать все по-тихому?

Пришлось срочно принимать меры. О явной спешке говорит тот факт, что вслед за письмом от 1 апреля на следующий день пришло другое, уточняющее, так сказать, с перечнем первоочередных этапов опустошения трубы. Разумеется, оказался в этом перечне и нефтепровод Херсон-Снегиревка. Однако здесь возникла новая проблема: взбунтовался директор профильного департамента Минэнергоугольпрома и по совместительству глава наблюдательного совета «Укртранснафты» Игорь Рубан, пришедший впервые на госдолжность в 2013 г.

Рубан оказался крепким орешком. Апрельские тезисы Лазорко новый министр Продан начал расписывать не на профильный «рубановский» департамент, а на Игоря Кирюшина, который является всего-то советником министра (хотя и заместителем главы набсовета «Укртранснафты»). Работа закипела. В распоряжении редакции оказались проекты решений набсовета и задания на голосования главе и членам набсовета по вопросам выкачки и переработки технологической нефти. Все это должно быть утверждено на одном из ближайших заседаний Кабмина, и таким образом будет легализована уже выкачанная нефть и открыт путь для дальнейшей деятельности в этом направлении. В связи с этим Игорь Рубан был вынужден обратиться в СБУ с заявлением, в котором изложил суть предлагаемой схемы и потенциальные многомиллиардные потери государства.

zn11.jpg

В эксклюзивном комментарии нашему изданию он заявил: «Никто не знает, сколько реально нефти в системе, эффект для государства неочевиден, вероятность безвозвратной утраты нефтепроводной системы в случае реализации данного плана стопроцентна». Судя по всему, не ожидал такой принципиальности от сотрудников и Юрий Продан. «Мы пока этот вопрос отрабатываем. Может быть, стоит не всю взять, а частично. Первое: надо проверить, сколько там действительно есть этой нефти, ее количество мы перепроверим и только после такой проверки примем решение», - сказал министр.

zn12.png

Итак, какова цена вопроса? Оценить потери государства так же сложно, как и в случае с аннексией Крыма. Вот сколько стоит для Украины ликвидация последних шансов на запуск Лисичанского НПЗ и проекта Одесса-Броды? Без технологической нефти на этих проектах уже точно можно будет ставить крест. А сколько стоит нефтетранспортная система страны, которая без нефти начнет гнить и разворовываться на металлолом?

Легче подсчитать доходы «Привата». Из писем Лазорко следует, что переработка нефти на «Укртатнафте» будет стоить 730 млн. грн., или более 1000 грн. за тонну. (В 2011 г. ЛИНИК перерабатывал нефть для «Нафтогаза» по 288 грн./т.) Затем, согласно алгоритму «Укртранснафты», полученные нефтепродукты будут отвезены на хранение на заводы «Привата» в Дрогобыче и Надворной. Согласно заявленной стоимости и оценочной мощности хранилищ на этих предприятиях, заработок составит скромные 50 млн. грн. в год.

Однако нефтепереработчики знают, что методов заработка более чем достаточно. Какой выход продукции получит «Укртранснафта», по каким ценам будут реализовываться не только бензин и дизтопливо, но и мазут, сжиженный газ, реактивное топливо и т.д.? О двух последних продуктах «Укртранснафта» вообще не вспоминает в своих многочисленных письмах…

Ну и центральный риторический вопрос: кто-то еще верит, что на таких колоссальных объемах нефти и нефтепродуктов никто не «прикурит»?

До сих пор непонятно, где предел тому беспределу, который происходил в последние годы? Сам г-н Коломойский поставил четкий диагноз той системе в своем первом «губернаторском» интервью, которое стоило ему российского бизнеса и еще не понятно, каким будет итоговый чек «на кассе». Может, давайте все-таки попробуем жить по-новому?

Сергей Куюн

14.04.2014 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов