Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
15.07.2013 :: 10:48
Westinghouse vs ТВЭЛ

Как только начинается сезон планово-предупредительных ремонтов на украинских атомных электростанциях, так с новой силой в СМИ разворачивается кампания против диверсификации поставок ядерного топлива на наши АЭС. Просто удивительная регулярность. Сейчас специалисты отрасли и журналисты, освещающие события в энергетической, в частности в атомной отрасли, бурно обсуждают статью Кристофера Миллера (Kyiv Post от 26 июня 2013 г.), в которой представитель американской компании Westinghouse объясняет - с его точки зрения - причины технических сложностей в процессе квалификации американского
ядерного топлива на Южно-Украинской АЭС.

История с альтернативным российскому американским топливом для АЭС Украины началась в апреле 2012 г., когда в ходепланово-предупредительных ремонтов (ППР) на энергоблоке №3 Южно-Украинской АЭС была обнаружена тепловыделяющая сборка (ТВС-W) производства компании Westinghouse с поврежденными дистанционирующими решетками.

Главный государственный инспектор по ядерной и радиационной безопасности Украины М.Гашев еще до окончания работы комиссии по расследованию причин возникновения проблемы во всеуслышание - через российские СМИ - заявил, что он запрещает использование этого топлива в украинских ядерных реакторах. Через неделю он, опять же в интервью российскому изданию, начал рассуждать о финансовых потерях НАЭК «Энергоатом» в связи с его запретом на использование этого вида топлива. Таким образом, М.Гашев дважды вышел за рамки своей компетенции: объявил свое решение до выводов соответствующей комиссии и «оценил» финансовые потери компании НАЭК «Энергоатом», хотя его компетенция - только оценка ядерной и радиационной безопасности.

За всем этим прозрачно просматривается интерес только одной стороны - российской компании ТВЭЛ. По странному стечению обстоятельств, еще за пару месяцев до обнародования вышеуказанной проблемы журналист одного из российских изданий интересовался у автора этих строк: что там с топливом Westinghouse? Такое редакционное задание он получил…

На самом деле технические сложности, возникшие у Westinghouse в процессе квалификации своего ядерного топлива, по мнению ряда специалистов, связаны не с его качеством, а с неудовлетворительным качеством как раз российского топлива, поскольку в одну активную зону загружается топливо двух этих производителей.

Дело в том, что в техническом задании для проектирования ТВС Westinghouse для наших реакторов в далеком 2005 г. рассматривались условия совместной эксплуатации с ТВСА, с которыми на тот момент не было достаточного опыта эксплуатации. В процессе эксплуатации ТВСА выяснилось, что на третий год они так деформируются, что находящиеся в их окружении более гибкие ТВС-W вынуждены принять их форму. Именно вследствие этого при попытке загрузки реактора энергоблока №3 ЮУАЭС были повреждены дистанционирующие решетки ТВС-W.

Когда нет полной информации о характеристиках рядом работающих ТВС, их поведении в процессе эксплуатации, трудно проектировать свои ТВС, и не удивительно, что у Westinghouse возникли проблемы.

С большим сожалением констатирую, что уважаемая мною Государственная инспекция ядерной и радиационной безопасности Украины применяет к этим двум компаниям - Westinghouse и ТВЭЛ - двойные стандарты.

Небольшой экскурс в историю. ТВСА на украинских АЭС эксплуатируют с 2003 г. И тут же начались проблемы: были обнаружены посторонние предметы внутри ТВС. Тогдашней Госатомрегулирования вместе с НАЭК «Энергоатом» даже пришлось разработать специальную программу, которая внутри структур называлась просто: «По поиску лишних болтов и гаек» (см. «Волна и цена, «выковырянные из носа», «ЗН» от 4 апреля 2008 г.). В 2003 г. была обнаружена 41 дефектная российская ТВС, из них целых 35 (!) негерметичных. Это значит, что тепловыделяющие элементы - урановые таблетки в оболочке из циркониевого сплава, из которых и состоит ТВС, - пропускают продукты радиоактивного распада и тем самым загрязняют первый контур энергоблока.

В результате возникает дополнительная головная боль у эксплуатирующей организации - надо очищать от загрязнения, а это время и дополнительные расходы.

После приложения определенных усилий российской стороной количество дефектных сборок стало уменьшаться (2004 г. - 34 шт., 2005 г. - 21 шт.), но они были. Минимум был достигнут только в 2009 г. - таких сборок было всего девять. Но затем количество дефектных ТВСА опять стало расти и достигло в 2011 г. аж 21 штуки.

Замечу при этом, что каждая ТВС стоит более миллиона долларов (!), а механизмов компенсации финансовых потерь нет: очень сложно доказать, по чьей вине «это» произошло - производителя или оператора.

Обращаю внимание, что при наличии таких проблем с российским топливом Госатомрегулирования не заявляла, что она запретит использовать это топливо в наших реакторах, и не говорила о финансовых потерях НАЭК «Энергоатом», а они значительно существеннее, чем от четырех ТВС-W. При этом подчеркну, что за все время эксплуатации ТВС-W в украинских реакторах ни разу не была выявлена их негерметичность с выходом радиоактивности.

Угрозу некоторых из бывших сотрудников НАЭК «Энергоатома» подать в суд на компанию Westinghouse всерьез рассматривать нельзя - топливо было повреждено во время транспортных операций, что является ответственностью эксплуатирующей организации. Вряд ли в контракте в таком случае ответственность перенесена на Westinghouse…

В любом случае в сложившейся (не первый раз) ситуации необходимо искать компромисс. Специалисты отрасли уверены, что топливо Westinghouse и она сама должны остаться на рынке Украины, потому что топливо, производимое этой компанией, по некоторым значимым показателям эффективнее российского.

Конечно, самый радикальный путь для диверсификации поставок ядерного топлива на украинский рынок - это строительство новых ядерных энергоблоков по нероссийским проектам, как рекомендуется в последнем послании президента Верховной Раде. Но это уже другая история.

P.S. Международное соглашение о достижении нулевого отказа ядерного топлива для АЭС российского дизайна было подписано в ходе форума «Атомэкспо», прошедшего в Санкт-Петербурге 26-28 июня. Ранее и.о. президента НАЭК «Энергоатом» В.Ким подписал меморандум о совместных действиях для достижения нулевого отказа ядерного топлива между ОАО «ТВЭЛ» (РФ), НАЭК «Энергоатом», АЭС «Козлодуй» (Болгария) и ЧЕЗ (Чехия). С российской стороны меморандум подписал президент ОАО «ТВЭЛ» Юрий Оленин. Если бы не было отказов российского топлива, о чем ТВЭЛ неоднократно публично заверял СМИ (что все отлично и претензий с украинской стороны не поступало), нужно ли было это соглашение? Фактом подписания этого соглашения ТВЭЛ по сути признал наличие серьезных проблем со своим топливом, причем не только в Украине.

При подготовке статьи использованы материалы презентации НАЭК «Энергоатом» от 27 сентября 2012 г. во время Дня атомной энергетики Украины «Эксплуатация ядерного топлива на АЭС Украины. Показатели топливоиспользования».Routes CIS 2013 в Донецке поможет украинским аэропортам нарастить пассажиропоток.

Темпы прироста пассажиропотока в украинских аэропортах в первом полугодии 2013 года демонстрируют существенное снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют предварительные данные Госавиаслужбы.

Так, в период январь-июнь этот показатель составил 3,5%, тогда как годом ранее рост пассажиропотока был зафиксирован на отметке 17,3%. «Сокращение общих объемов пассажирских перевозок вызвано прекращением деятельности в начале года ведущей украинской авиакомпании «Аэросвит», удельный вес которой в общем объеме в 2012 году составлял почти 38%», - поясняют в Госавиаслужбе. По информации ведомства, это стало причиной существенного падения объемов пассажирских авиаперевозок украинскими компаниями в первом квартале года - почти на 20%. Активная работа украинских игроков - возобновление временно прекращенных рейсов, расширение парка самолетов, эффективная маркетинговая деятельность - смогла несколько выровнять ситуацию только во втором квартале.

Также с уходом «Аэросвита» эксперты связывают отрицательную динамику главных воздушных ворот страны - аэропорта «Борисполь» (компания базировалось именно тут). Так, за пять месяцев этого года он обслужил 2,5 млн. пассажиров, что на 15,1% меньше показателей аналогичного периода прошлого года. В то же время, все другие авиатранспортные предприятия, модернизированные к Евро-2012, показали не просто прирост пассажиропотока, но и смогли значительно опередить общие темпы развития рынка. Речь идет об аэропортах Донецка, Львова, Харькова и Киева («Жуляны»). В первом полугодии позитивная динамика тут составляла от 9,4% до 168 (!) % (в зависимости от конкретного аэропорта). По мнению экспертов, это обусловлено тем, что подготовка страны к турниру ознаменовалась значительным расширением инфраструктуры, реконструкцией и строительством ВВП и терминалов, приходом на предприятия отрасли грамотного молодого менеджмента.

Руководители нового поколения, понимающие как работать в глобализированной экономике, смогли не только грамотно построить работу предприятий, но и привлечь новых перевозчиков. Именно благодаря энтузиазму топ-менеджмента Международного аэропорта Донецка им. С.С.Прокофьева во главе с директором Кириллом Осиповым, имеющим опыт работы в транснациональном консалтинговом бизнесе и подготовки Украины к Евро-2012, 21-23 июля в столице Донбасса пройдет престижнейший авиафорум - Routes CIS 2013. Это самое главное отраслевое событие года на постсоветском пространстве, направленное на развитие и расширение диапазона авиамаршрутов для десятков аэропортов мира. Принимающей стороной форума от Украины выступает Международный аэропорт Донецк имени С. Прокофьева. Участие в Routes CIS 2013 уже подтвердили более 250 компаний - авиаперевозчики, аэропорты, турагентства, специалисты отрасли из Европы, Азии, стран Ближнего Востока. Все они соберутся в Донецке 21-23 июля. Эксперты небезосновательно считают, что форум даст существенный импульс к развитию соответствующего рынка не только в донецком регионе, но и в Украине в целом. Это, как минимум, даст отечественной отрасли авиаперевозок выйти на прежние темпы развития, а по оптимистическому прогнозу - выведет страну на рекордные показатели прироста пассажиропотока

Ольга Кошарная

15.07.2013 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}