27.09.2013 :: 10:28
Выезд на шоссе инноваций
Согласно новому рейтингу самых инновационных компаний мира, позиции высокотехнологичных корпораций вроде Apple или Google остаются незыблемыми. Но совершенно неожиданно к ним вплотную приблизились компании из другого сектора. Автопроизводители резко увлеклись научными разработками.
Исследовательская фирма Boston Consulting Group опубликовала рейтинг самых инновационных компаний. Лидеры предсказуемы: на первом месте Apple, на втором - Samsung, на третьем - Google, на четвертом - Microsoft.
Всем этим компаниям, остро конкурирующим на рынке высоких технологий, просто необходимо вкладывать большие средства в научные исследования, поскольку от этого напрямую зависит их бизнес. Они являются, можно сказать, инициаторами гонки инноваций, наблюдающейся последние годы. Boston Consulting Group приводит сводные данные с 2005 по 2013 год, и картина по лидерам точно такая же.
Удивляет другое. В новом рейтинге резко усилились позиции автомобильных компаний. В топ-20 самых инновационных компаний мира 9 позиций - почти половина - занимают именно автопроизводители, причем со всего мира. 5-е место занимает Toyota, 8-е - Ford, 9-е - BMW, 13-е - General Motors, 14-е - Volkswagen, 17-е - Hyundai, 18-е - Honda, 19-е - Audi, 20-е - Daimler.
Стоит сказать, что из всех этих компаний только Toyota и BMW всегда попадали в рейтинги инновационных компаний с 2005 года. А, к примеру, General Motors, Hyundai и Audi побывали за эти годы там только три раза. Причем General Motors и Volkswagen стали лидерами среди компаний, которые значительно улучшили свои позиции по инновациям за последний год: они поднялись на 16 и 31 позицию соответственно. Как отмечают авторы рейтинга, впервые с того момента, когда он стал составляться, в топ-50 оказалось больше автомобильных компаний, чем потребительских, а в топ-20 их оказалось больше, чем компаний из технологического сектора.
«Это период интенсивных научных исследований в автомобильной индустрии, - сказал соавтор доклада Хади Заблит. - Для автопроизводителей единственный путь после кризиса 2009 года - это инновации. Концентрация на инновациях виделась как единственно верное решение, несмотря на все препятствия». По мнению авторов исследования, рост инвестиций автопроизводителей в инновации - это тренд, отчетливо проявившийся в прошлом году.
Больше 70% респондентов в автоиндустрии сказали, что они увеличат траты на инновации в этом году, пишет Financial Times. И это происходит в условиях, когда на развитых рынках наблюдается падение продаж автомобилей. По данным Ассоциации европейских автопроизводителей, в период с января по август 2013 года в Евросоюзе было продано 7,84 млн. автомобилей, что стало самым низким показателем с 1990 года. Во время кризиса 2009 года General Motors и Chrysler едва избежали банкротства и ликвидации.
Тем не менее, постоянно повышающиеся требования к экологичности и экономичности автомобилей толкают автопроизводителей вкладывать все больше денег в научные исследования. Особенно высоки такие требования в Европе. Инженеры компаний вынуждены думать над созданием все более эффективных двигателей, а также проектированием электромобилей или гибридов. Достаточно взглянуть на любой крупный автосалон, проводившийся в последние годы. На них стало модным показывать новые экологически чистые технологии, а гибридные автомобили включают в свою линейку все новые и новые производители.
Производитель спортивных суперкаров Ferrari в этом году заявил, что увеличит инвестиции в новые технологии до 2 млрд. евро, которые пойдут на разработку более экономичных двигателей. Volkswagen анонсировал, что займется вплотную электрокарами.
Наступают на автопроизводителей, заставляя вкладываться в инновации, и с совершенно другой стороны. Компании из сектора высоких технологий активно внедряются в автомобильный бизнес. Несколько лет уже муссируется тема появления автомобилей на автопилоте, и инноватором здесь выступает Google. В прошлом году в компании обещали, что автомобили с автопилотами появятся на дорогах через десять лет. Для тестов Google использует модели Toyota Prius и Audi TT, набив их собственной электроникой.
Пока автоматизированным «гугломобилям» запрещено выезжать на широкие трассы. Некоторые штаты, такие как Калифорния, разрешают им ездить на определенных и жестко контролируемых участках. Сейчас в Google заняты разработкой такси, которые будут ездить по городским дорогам самостоятельно, без участия водителя.
Появляются уже автопроизводители, заточенные исключительно на инновации, например, компания Tesla, впервые ворвавшаяся в рейтинг и занявшая 41-е место. Ходили слухи, что компанию может купить все та же Google или Apple. Крупным автопроизводителям ничего не остается, как включиться в эту гонку, чтобы избежать риска оказаться позади через несколько лет.
Многие автомобильные компании занимаются разработкой автопилотов: Mercedes-Benz, Volvo и другие. Недавно Nissan объявила о том, что она будет в состоянии вывести на рынок доступные, энергоэффективные, полностью самоуправляемые автомобили к 2020 году. Японская фирма в рамках проекта сотрудничает с ведущими мировыми университетами, в том числе с Массачусетским технологическим институтом, Стэнфордским университетом и Токийским университетом.
Компания Ford объявила о том, что собирается сотрудничать с компанией Spotify, лидером на рынке интернет-развлечений, а General Motors заявила о партнерстве с интернет-гигантом AT&T. Производители машин хотят установить на них высокоскоростной интернет, подключить к онлайн-сервисам, короче, превратить автомобиль в большой смартфон. «Технологические и телекоммуникационные фирмы по-прежнему задают тон в инновациях. Но еще мы наблюдаем возрождение осознания того, что традиционные промышленные производители могут развивать инновации в продуктах, процессах и технологиях. Автопроизводители оказались на этом пути среди лидеров», - сказал другой соавтор исследования Ким Вагнер.
Дмитрий Муравьев
27.09.2013 г.
Источник: Взгляд |