Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

18.01.2018 :: 18:33

Авиакомпания Emirates Airlines заказала 36 самолетов Airbus 380
18.01.2018 :: 17:48

Грузооборот Измаильского порта в 2017 г. составил 5,097 млн. т
18.01.2018 :: 17:37

Несмотря на сложные метеоусловия движение поездов осуществляется в штатном режиме - «Укрзализныця» ©
18.01.2018 :: 17:28

Цена нефтяной корзины ОПЕК 17 января составила $67,07 за баррель
18.01.2018 :: 17:23

Введено ограничение движения на автодороге М-13 Кропивницкий - Платоново ©
18.01.2018 :: 17:17

На Одесской ЖД в 2017 г. погружено 32,4 млн. т грузов ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes.ua
29.01.2015 :: 10:52
Второй пошел: Минэнерго против ДТЭК Ахметова

Чрезвычайные меры на электроэнергетическом рынке Украины продлены еще на месяц, фактически до конца зимы. Несмотря на то, что с Нового года в стране не было аварийных отключений, и энергосистему удается держать в балансе, Кабмин принял такое решение 14 января 2015 года, а 24 января оно вступило в силу.

Это уже четвертое решение правительства о продлении временных чрезвычайных мер, предыдущие были приняты, соответственно, 1 октября, 7 ноября и 8 декабря 2014 года. Согласно постановлению КМ №372 от 13 августа 2014 года, эти меры могут применяться на период, не превышающий один месяц,
но Кабмин вправе продлевать срок их действия столько раз, сколько считает нужным.

Не последнюю роль в поддержании баланса украинского энергорынка, помимо достаточно высоких температур, как для января, сыграл импорт электроэнергии из России. Как писал Forbes, скандал с подписанием соответствующего контракта между ГП «Укринтерэнерго» и российским «Интер РАО» разгорелся сразу после новогодних праздников.

«Широкая общественность», включая премьер-министра Арсения Яценюка, узнала, что в контракте и цена закупки четко не прописана, и график поставок абсолютно невыгодный для страны, и система расчетов не соответствует законодательно закрепленной в Украине, и юрисдикция документа - Россия.

21 января Яценюк дал поручение провести служебное расследование в отношении должностных лиц Минэнергоугля и руководства госкомпании, подписавшей этот договор. Расследование должно установить, кто согласовывал условия контракта и почему в нем указано место рассмотрения споров - город Москва. Срок расследования - 10 дней.

Длинное замыкание

Вместе с Яценюком крайне недоволен контрактом оказался и регулятор всей коммерческой деятельности на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ) - госпредприятие «Энергорынок», куда входят представители практически всех генерирующих компаний Украины. До такой степени недоволен, что 23 января в повестке дня собрания совета ОРЭ был заявлен вопрос о лишении ГП «Укринтерэнерго» членства в этой структуре. Аннулирование членства в ОРЭ влечет за собой аннулирование лицензии на деятельность и блокировку контракта.

Но, в отличие от премьера Яценюка, совет ОРЭ знал содержание контракта - по крайней мере, его технологические и финансовые аспекты - еще до его подписания. Просто потому, что ряд параметров перед внесением в контракт должен быть согласован и принят на заседании совета ОРЭ.

29 декабря 2014 года с 13.00 до 14.00 проходило внеочередное заседание совета, где было принято два важных решения. Первое - при составлении графика импорта электроэнергии приоритет отдается отечественной генерации; второе - цена на импортную электроэнергию устанавливается в размере 79 коп. за 1 кВ/ч (точнее - 78,993 коп. без НДС). Совет ОРЭ проголосовал единогласно - 9 голосов «за» из 10 голосующих директоров.

По странному совпадению, в это же самое время, 29 декабря, Минэнергоугля назначило четвертого (!!!) за декабрь директора ГП «Укринтерэнерго». И.о. директора стал Василий Андриенко, генерал-майор службы гражданской защиты, бывший директор Госдепартамента пожарной безопасности, «служивый человек» с большим опытом, но…мягко говоря, не особо сведущий в электроэнергетике, за исключением коротких замыканий. Стоит ли говорить, что 30 декабря, подписывая в Москве контракт, Андриенко понятия не имел о решениях совета ОРЭ и об их последствиях.

Но совет ОРЭ следит за развитием ситуации. После Нового года там уже были на руках копии оригиналов подписанного контракта со всеми приложениями и по импорту в Украину, и по поставкам в Крым. 15 января 2015 года ОРЭ снова созывает внеплановое заседание, чтобы обсудить детали контракта. Туда приглашается и Владимир Демчишин, министр энергетики и угольной промышленности Украины. В совете ОРЭ понимают, что разговаривать с Андриенко просто не имеет смысла.

Дьявол кроется в деталях

Демчишин на заседание не пришел. А на совете ОРЭ выясняется, что опасения рынка насчет графика поставок подтверждаются: Россия закрепила за собой право поставлять электроэнергию равномерно в течение суток, в результате чего ночью вынуждены снижать производство блоки на угольных ТЭС. Снижается производство - меньше денег с энергорынка поступает отечественным энергетикам за продукцию.

Кроме того, Леона Авиженис, начальник управления коммерческой деятельности ГП «Укринтерэнерго», сообщает, что импортная цена зависит от суточных поставок и корректируется в сторону повышения при невыполнении графика. Даже базовая цена контракта - 85 коп. за 1 кВ/ч - выше цены, установленной советом ОРЭ в протоколе от 29 декабря 2014 года.

При этом долг «Укринтерэнерго» за поставки электроэнергии в Крым в 2014 году перед ГП «Энергорынок» составляет 200 млн. грн. Совет принимает решение обязать «Укринтерэнерго» внести изменения в действующий контракт, в противном случае будет поднят вопрос о соответствии ГП «Укринтерэнерго» требованиям, предъявляемым к членам ОРЭ, и исключении его из членов ОРЭ на следующем заседании.

На заседание совета ОРЭ 23 января Владимир Демчишин опаздывает на 20 минут, но почти сразу же ему дают слово - и он вступает в бой. Оказывается, что официальное письмо-приглашение на предыдущее заседание 15 января глава совета Борис Лисовой оформил «не так». Демчишин уверяет, что Лисовой должен был просто позвонить ему на мобильный, а не писать официальное письмо через канцелярию министерства, которое министр так и не получил.

Увы, аргумент весомый: в госструктурах бюрократическая вертикаль - серьезная проблема. Вместе с тем министр реально мог не получить письмо-приглашение, но он не мог не знать о внеочередном заседании от своих помощников. О чем говорит тот факт, что Демчишин серьезно подготовился к противостоянию 23 января. Главная мишень - компания ДТЭК.

Многоголосое единогласие

По мнению Демчишина, претензии к ГП «Укринтерэнерго» совет ОРЭ инициировал, потому что из 10 голосующих представителей в совете 4 голоса представляют генерирующие компании, принадлежащие ДТЭК. А ДТЭК, как известно, сама хотела импортировать из России электроэнергию, и еще в конце ноября 2014 года получила согласование Минэнергоугля на экспорт до 1,5 тыс. МВт.

Также министру не понравилось распределение голосов в совете ОРЭ: одна компания - один голос. В итоге получается, заявил он, что НАЭК «Энергоатом», производящая сейчас до 60% электроэнергии от общего объема, имеет всего один голос, в то время как ДТЭК - по одному голосу на каждую свою генкомпанию: «Востокэнерго», «Днепроэнерго», «Западэнерго» и «Киевэнерго». К следующему заседанию, в начале февраля, глава Минэнергоугля пообещал внести изменения в структуру формирования совета.

Кроме того, Владимир Демчишин публично поставил под сомнение тот факт, что в декабре 2014 года блоки ТЭС, принадлежащие ДТЭК - а это почти 75% угольной электрогенерации - действительно находились в аварийном ремонте, как это заявлялось, а не использовались для шантажа министерства, когда 20 дней энергосистема страны балансировала на грани полного коллапса. «Мы выделяем по 2 млрд. грн. на реконструкцию, а потом станции останавливаются посреди отопительного сезона, при том, что топлива достаточно для работы. Понимаю, есть форс-мажоры, но не по два блока на четырех станциях одновременно», - подчеркнул министр на заседании.

Так, если отключение блоков, работающих на антраците, еще можно объяснить дефицитом этой марки угля на станции, то перебои в работе блоков, работающих на простом угле марки «Г» - газовом, которого в Украине с избытком - выглядят, как минимум, необоснованными. Еще в декабре, в беседах с корреспондентом Forbes, об этом говорили различные игроки энергорынка.

К сожалению, Forbes не удалось получить в свое распоряжение полный сведенный ежедневный график отключения угольных блоков на станциях в декабре 2014 года. На сайте НЭК «Укрэнерго» сведенной таблицы отключения блоков нет, а доступные данные очень неполные. К тому же с середины декабря предприятие начало давать сведенные данные по отключению блоков в ремонт или из-за отсутствия угля не только ТЭС, но и ТЭЦ, что еще больше усложняет анализ.

Но последовавшие за этим «совпадения» способны вызвать еще больше вопросов.

Проще купить, чем объяснить, почему тяжело...

14 ноября 2014 года президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение СНБО от 4 ноября «О состоянии обеспечения энергетической безопасности государства и неотложных мерах по устойчивому проведению отопительного сезона 2014/15 года», которым Минэнергоугля поручалось проработать вопрос импорта электроэнергии из России.

А 24 ноября 2014 года появляется информация, что Россия прекратила отгрузку и поставку купленного ДТЭК антрацита на территорию Украины. Информацию о запрете поставок Forbes подтвердила тогда и «Центрэнерго». При этом уже 26 ноября 2014 года становится известно, что ДТЭК и неизвестная компания «Энергосеть», зарегистрированная за пару недель до этого, получили согласование заявок на импорт электроэнергии из России. Кстати, разрешение подписал замминистра Вадим Улида, за что поплатился должностью того же 26 ноября.

В то же время «Укрзализниця» на официальный запрос Forbes предоставила такие данные: в период с 21 по 30 ноября 2014 года со станции Западно-Сибирской железной дороги назначением на станции Украины отгружено 3626 вагонов с углем, что при унифицированной длине состава поезда 57 условных единиц, ориентировочно, составляет 64 состава, в том числе на порты - 1913 вагонов. Часть угля была принята на промежуточную станцию Купянск (более 2500 вагонов). Между Россией и Украиной существуют следующие перегрузочные станции: Хутор-Михайловский, Харьков-Сортировочная, Купянск-Сортировочная, Иловайск и Красная Могила.

Впрочем, когда контракт «Укринтерэнерго» уже начал действовать и баланс энергосистемы выровнялся, оказалось, что проблемы с поставками антрацита для ДТЭК не так уж и критичны. И связаны они не только с блокировкой импорта из России. Так, 24 января нынешнего года ДТЭК публично обратилась к министру энергетики и угольной промышленности Украины, правоохранительным и силовым органам с просьбой разблокировать поставки угля на украинские теплоэлектростанции - Приднепровскую и Криворожскую ТЭС, которые находятся на грани остановки.

В компании сообщили, что на железнодорожной станции Красный Лиман в Донецкой области (город подконтролен Украине) в настоящее время заблокированы и стоят уже неделю 200 вагонов с углем. Это уголь антрацитовой группы - единственно возможное топливо для Приднепровской и Криворожской ТЭС. На заблокированный уголь есть все необходимые документы, подтверждающие, что он следует именно на указанные украинские теплоэлектростанции. Зачем и кто его заблокировал - осталось непонятным.

Корректировщики угля

В связи с озвученными выше аспектами напрашивается вывод, что при желании дефицитный антрацит можно поставлять и без участия России, а поддерживать баланс украинской энергосистемы реально и без импорта российской электроэнергии. Кстати, Владимир Демчишин со своей стороны тоже пообещал, что как только украинская энергосистема стабилизируется и угля на складах будет достаточно, контракт с «Интер РАО» будет подкорректирован в сторону значительного сокращения объемов закупки.

Ведь импорт электроэнергии не так уж и выгоден. По словам Светланы Голиковой, директора компании «Трансэнергоконсалтинг», импорт имеет смысл, если есть возможность договориться с Россией покупать дешевле, а потом продавать на украинском рынке в пик потребления по гораздо более высокой цене. Или какому-то крупному стабильному потребителю - тоже по более высокой цене. Возможно, ДТЭК и могла бы организовать такую сделку, но существующий контракт этого явно не обеспечивает.

Зачем его подписали, и кто и какую выгоду, кроме России, от него получает - непонятно. Поручение Яценюка о служебном расследовании игнорируется. Глава комиссии по служебному расследованию Роман Греба заявил, что представители Минэнергоугля так и не предоставили оригиналы документов и не дали никаких пояснений относительно их подписания. А докладывать премьер-министру о результатах нужно уже в конце текущей недели.

Впрочем, Иван Плачков, глава наблюдательного совета «Киевэнерго», предложил радикальное решение: «Считаю необходимым рассмотреть вопрос о прекращении параллельной работы энергосистем Украины и России. Надо провести разъединение энергосистем и работать на сбалансированной нагрузке потребителей Украины. Условия поставки электроэнергии в Крым рассматривать с учетом отсутствия импорта российской электроэнергии и на условиях, выгодных Украине».

Плачков предупреждает, что сначала надежность работы украинской энергосистемы снизится, но введение четких графиков отключения даст время и возможность выйти на оптимальный режим. Понадобится 1,5-2 месяца для урегулирования всех технических вопросов с Россией, и на физическое разделение и отключение сечений на восточной границе Украины. Зато Украина снизит зависимость от России и сможет начать интеграцию в европейскую энергосистему.

Эксперт уверен, что до конца 2015 года Украина может провести все необходимые мероприятия для такой интеграции. К тому же это будет выгодно и самой Украине с целью поддержания баланса: если взаимодействие с российской энергосистемой возможно в пределах мощности на 3500 МВт, то с европейской - на 5300 МВт.

Инна Коваль

29.01.2015 г.


Источник: Forbes.ua
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2018

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов