Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes.ua
20.08.2014 :: 10:26
Второе пришествие LNG-терминала

С обострением политического противостояния между Украиной и Российской Федерацией тема диверсификации поставок газа в Украину актуализировалась. Высшее руководство Украины уже обратило внимание на морской путь импорта энергоносителя как на реальную альтернативу трубопроводам.

Так, председатель Верховной рады Александр Турчинов 18 августа, выступая в городе Паланга (Литва), отметил, что использование новых технологических приемов строительства, в частности, плавучей платформы, которая будет перерабатывать сжиженный газ, «позволит сэкономить средства, и, что особенно важно для нас, сэкономить время строительства таких терминалов». «И главное - не позволит «Газпрому» и дальше шантажировать нашу страну, поскольку она сможет получать диверсифицированные поставки энергетических ресурсов», - добавил Турчинов.

Идея строительства на Черноморском побережье Украины терминала по приему сжиженного природного газа (LNG-терминал) была закреплена постановлением Кабмина в декабре 2010 года, а презентована - 31 января 2011 года рабочей группой «Национальные проекты» при комитете по экономическим реформам. Вскоре было создано госпредприятие «Национальный проект «LNG-терминал», и объявлен тендер на разработку технико-экономического обоснования.

Весь 2012 год и первая половина 2013-го прошли под эгидой «шагов по реализации» упомянутого нацпроекта. Однако бурная деятельность, включая широко разрекламированное начало строительных работ, к сожалению, не привела к конкретным результатам.

Во-первых, не был найден стабильный источник финансирования. Причин скепсиса потенциальных инвесторов множество, но одна из главных - дороговизна проекта. Строительство наземного завода по разжижению газа, по различным оценкам, обошлось бы в сумму свыше $900 млн. И финал в виде подписания договоров с сомнительными личностями вовсе не укрепил доверие к «национальному проекту».

Во-вторых, не были найдены источники газа. Нацпроект предполагал импортировать азербайджанский газ, но в Азербайджане завода по сжатию газа попросту нет. Как нет и четких планов его строительства в ближайшее время.

В-третьих, не были достигнуты четкие договоренности с Турцией о гарантированном проходе газовозов. Что, в принципе, и стало одной из причин ориентации на Азербайджан.

Однако идея терминала вновь стала актуальной, теперь уже благодаря украинским частным инвесторам. С инициативой вложить средства в строительство терминала выступили партнеры - портовый оператор «Группа Морских Терминалов ТИС» (г. Южный Одесской области) и АО «Одессагаз».

Об основных особенностях нового-старого проекта и о том, когда и как его предполагается реализовать, Forbes рассказал генеральный директор ТИС Андрей Ставницер.

- Расскажите о сути проекта. Какова мощность терминала, кто инвестор, каковы объемы необходимого финансирования?

- В процессе работы над проектом мы пришли к выводу, что нет необходимости строить наземный завод. Для того чтобы импортировать 5 млрд. куб. м газа в год, нам достаточно арендовать судно-регазификатор.

По нашим подсчетам, необходимые инвестиции оцениваются в сумму $60-65 млн. Это капитальные затраты для строительства причальной инфраструктуры и газопровода. Операционные затраты - это в первую очередь аренда судна-регазификатора. Инвесторами проекта выступают в партнерстве украинские предприятия, группа ТИС и «Одессагаз».

Кто платит

- Вы инвестируете собственные средства или привлекаете финансирование?

- Частично мы используем собственные средства. Также мы привлекаем финансирование из-за рубежа. К сожалению, неадекватные процентные ставки украинских банков препятствуют сотрудничеству над масштабными проектами. За границей нам удалось привлечь финансирование под разумные ставки.

- Если есть источники финансирования, то почему отказались от постройки полноценного наземного завода? Ведь потребности Украины намного больше 5 млрд. куб. м в год.

- Завод - это принципиально другие деньги, сотни миллионов долларов. По некоторым оценкам - до миллиарда. Кроме того, это значительно более долгие сроки строительства. В сумме это дает нам большие сроки окупаемости проекта. А значит, увеличивает стоимость заемных средств.

Что до потребностей Украины, то 5 млрд. куб. м - это примерно 17% от годовых закупок. С точки зрения диверсификации, 1/6 - вовсе немало.

Кроме того, есть и еще один аспект. Правительству очень трудно торговаться с «Газпромом», когда российским поставкам нет альтернатив в серьезных объемах. Если же есть другой надежный источник, то, мне кажется, переговорная позиция Кабмина и «Нафтогаза» усилится.

- Каковы сроки реализации вашего проекта?

- Варианта два.

Первый - срочный. Нужно учитывать надвигающуюся зиму, наличие запасов газа в ПХГ до ноября-декабря и термин «энергетическое чрезвычайное положение», употребленный премьер-министром Украины Арсением Яценюком. В этом варианте мы берем регазификационное судно в чартер (аренду. - Forbes), и ставим его на один из существующих причалов. Нам, конечно, придется изменить внутреннюю логистику терминалов. То есть, переориентировать суда с уже налаженными грузопотоками на другие причалы. Учитывая важность проекта для страны, мы готовы начать этот процесс. Реализация такого варианта займет всего 4-6 месяцев.

Второй вариант - среднесрочный. В идеале, плавучему регазификтору нужен свой причал. Все равно ведь судно постоянно на нем будет стоять длительный срок. Реализация такого варианта займет около года.

- Кто может предоставить судно-регазификатор?

- Мы ведем переговоры об аренде регазификатора с лидерами отрасли, фирмами из США и Норвегии. В частности, с BW из Норвегии (BW Offshore - лидирующая морская группа по транспортировке нефти и газа. - Forbes) уже подписали меморандум.

- Каким образом газ попадет в газотранспортную систему?

- Это большое преимущество порта Южный. Здесь проходит газопровод высокого давления, ведущий к Одесскому припортовому заводу. А также уже есть газораспределительная станция, которая сможет ликвидировать перепад давления. Для соединения с государственным газопроводом достаточно построить трубопровод длиной 7 км.

- По чьей земле пройдет газопровод?

- Частично по нашей. Частично - по государственной, частично - по земле других частных собственников.

- С вашей и государственной землей понятно. А готовы ли частники продать землю под проект?

- Ну, ее вообще-то незачем продавать. Обычно при постройке газопровода просто заключается договор сервитута, и все (сервитут - ограниченное право пользования чужой собственностью в земельных отношениях. - Forbes).

Покупатели и продавцы газа

- Кто будет покупать газ? В Южном расположен Одесский припортовый завод с его гигантскими объемами потребления, в Одесском регионе есть другие промышленные и коммунальные потребители.

- Это не наше дело. Мы стивидорная компания, наше дело - доставка грузов. Газотрейдерами мы становиться вовсе не собираемся. Стивидору груз не принадлежит ни секунды времени. До погрузки он принадлежит одним, после погрузки - другим. Нам - никогда.

На мой взгляд, покупателем газа должна стать НАК «Нафтогаз Украины». Меморандум с компанией уже заключен, мы сотрудничаем в этом вопросе, и весьма конструктивно.

- А кто может выступить продавцом газа?

- В краткосрочной перспективе речь идет об Алжире, Нигерии и Катаре. Вместе с доставкой их газ обойдется в $330-360 за 1000 куб. м.

В среднесрочной перспективе можно рассчитывать на импорт газа из США. Это сопряжено с рядом трудностей. Ведь пока еще не принят Конгрессом закон об экспорте газа. Да и завод по его сжатию планируется закончить только в 2016 году. Мы уже ведем переговоры с потенциальными американскими партнерами. Честно скажу, это непросто. Но и приз велик - цена газа с доставкой в Украину может составить всего $250 за 1000 куб. м.

- Вообще-то эксперты ранее называли куда большую цену газа - около $450-500.

- Это потому что речь шла о закупках на спотовом рынке. Я не очень понимаю, как эксперты вышли на эту цифру. Могу лишь предположить, что оценка делалась в тот период, когда спот был на пике. Учтите, это же очень волатильный рынок, азиатские продажи очень сильно влияют на колебания цен. Во время изучения мы вышли на суммы именно $330-360 за 1000 куб. м. Кроме того, имея терминал, можно работать над заключением форвардных контрактов, там условия выгоднее.

- Что вы думаете об азербайджанском маршруте? Министр топлива и энергетики Юрий Продан оценил его скептически.

- С министром трудно не согласиться. В перспективе Азербайджан, конечно, заинтересован в диверсификации своих покупателей. Но завода по сжатию газа сейчас там нет. Работа по активной подготовке к его сооружению также не наблюдается.

- Какой будет стоимость процесса регазификации?

- Суммарно регазификация обойдется около $28-35 за 1000 куб. м.

Турция пропустит газовозы

- Одним из главных возражений к проекту LNG-терминала в Украине всегда были опасения, что Турция откажется пропускать суда-газовозы через Босфор из соображений безопасности.

- Турция не может не пропустить гражданское судно, это было бы нарушением Конвенции Монтре (Конвенция о режиме проливов от 20.07.1936 г. Согласно ст. 2 Конвенции, в мирное время торговые суда будут пользоваться полной свободой судоходства и транзита в проливах днем и ночью, независимо от флага и груза без каких-либо формальностей с соблюдением постановлений. - Forbes).

Но турецкие власти могут задержать их на долгий срок различными проверками и сделать операцию по перевозке убыточной, это правда.

Однако мы считаем, что такие опасения сильно преувеличены. На самом деле, согласно Инструкции о применении правил судоходства в проливах (от 2002 года), для проводки газовоза достаточно одного лоцмана и одного буксира. И предупреждения о проходе за 48 часов. Это все - выполнимые условия.

Сейчас через пролив регулярно проходят амиаковозы. Также проходят газовозы со сжиженным газом пропан-бутан (LPG).

Мы ведем переговоры с турецкой стороной, на сегодняшний день весьма успешно. Уверен, что мы придем к соглашению, которое бы обеспечивало оперативность и безопасность поставок.

Экологические аспекты

- Не опасен ли такой объект в городе? Одесситы, например, на нефтеперерабатывающий завод постоянно жалуются. Да и на нефтеперевалке разливы случаются нередко.

- Порт Южный, в отличие от Одесского порта, находится очень далеко от жилой застройки.

Судно-регазификатор постоянно подключено к трубе. В отличие от танкеров, которые приходят и уходят. Так что риска утечек тут нет вовсе.

Кроме того, регазификация происходит без участия химических реагентов и прочих опасных веществ, это просто сброс давления.

Интересно то, что регазификация не требует использования посторонней энергии. Все установки судна работают на газе. На регазификацию тратится в среднем 1,5% перевозимого газа.

Проект пройдет Оценку влияния на окружающую среду (ОВОС). Об ее результатах мы проинформируем общественность. Но в мире таких терминалов немало, и пока что аварийных ситуаций не было.

Государственный интерес

- Как проходит взаимодействие с государственными органами, с Минэнерго?

- С этой стороны, основной движущей силой проекта является НАК «Нафтогаз». Коллеги, как и мы, убеждены в стратегической значимости проекта. Министерство топлива и энергетики тоже позитивно относится к проекту.

Большая работа предстоит с ПАО «Укртрансгаз». Нужно проработать документацию на принятие и учет газа, на 7-километровый участок газопровода, на подключение к газораспределительной станции.

- Мининфраструктуры участвует в проекте?

- Министерство инфраструктуры также настроено на работу. Посодействовать должна и Администрация морских портов Украины. Учитывая, что цена газа - вопрос национальной безопасности, мы предлагаем АМПУ уменьшить портовые сборы для этой категории судов в три раза. Такие меры уже предпринимали некоторые страны. Есть интересный опыт шведского Гетеборга (Порт Гетеборг намерен ввести 30%-ю скидку для заходящих в порт судов на СПГ-топливе. - Forbes). Сейчас сборы для судов класса Capesize (к которому относятся газовозы с LNG, обслуживающие подобные терминалы. - Forbes) в Украине составят до $280 000 с каждого судна, это очень много.

В принципе, необходимо, чтобы правительство целостно взглянуло на проблему и объединило поручения различным органам в единое постановление. Чтобы была дана однозначная команда. Пора переходить от меморандумов к обязательствам.

Справочно.

Группа морских терминалов ТИС является крупнейшим частным портом Украины. Грузооборот терминалов ТИС по итогам 2013 года составил 21,4 млн. тонн. В состав группы входят терминалы ТИС-Зерно, ТИС-Минеральные Удобрения, ТИС-Руда, ТИС-Уголь, ТИС-Инфраструктура и ТИС-Контейнерный терминал. ТИС принадлежит группе одесских бизнесменов: Андрею Ставницеру, Олегу Кукателадзе, Алексею Федорычеву.

Публичное акционерное общество «Одессагаз» - одно из крупнейших независимых региональных предприятий по газоснабжению и газификации в Украине. Объем транспортировки природного газа через инфраструктуру «Одессагаз» составил в 2013 году 2,8 млрд. куб. м. По информации компании, протяженность сетей «Одессагаз» превышает 20 000 км, а количество абонентов составило 594 000 физических лиц и организаций.

Максим Гардус

20.08.2014 г.


Источник: Forbes.ua
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}