Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

18.01.2021 :: 17:09

Одесский порт сократил грузооборот до 23,37 млн. т в 2020 г.
18.01.2021 :: 16:28

Украинские морпорты увеличили контейнерооборот на 4,2% в 2020 г.
18.01.2021 :: 16:20

УДП просит МИУ передать ему порты на Днепре
18.01.2021 :: 15:55

Авиакомпания SkyUp перевезла в декабре 2020 г. 58849 пассажиров
18.01.2021 :: 15:48

Названо первое направление нового украинского лоу-коста Bees Airlines
18.01.2021 :: 15:39

Производство сельхозпродукции в Украине в 2020 г. по сравнению с 2019 г. упало на 11,5%



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
09.12.2013 :: 10:48
Вторая молодость

Рынок сжиженного газа (LPG) переживает новую волну подъема. В 2013 г. потребление этого энергоресурса в Украине обещает поставить рекорд - более 900 тыс. т. На данный момент именно пропан-бутан является основной альтернативой бензину, о чем говорят и события в Европе, где различные эксперименты, в частности с биоэтанолом и биодизелем, заставляют все больше говорить о разочаровании. В пользу применения сжиженного газа на транспорте говорит и тот факт, что современные технологии и растущее качество сжиженного газа дают владельцу автомобиля все больше возможностей значительно экономить на топливе без ущерба для автомобиля.

Набирает силы для рывка и коммунально-бытовой сектор рынка сжиженного газа, который обещает раскрыться в течение ближайших нескольких лет. Основным сдерживающим фактором здесь остается требующее кардинального пересмотра законодательство.

Если существующие инициативы будут реализованы в их нынешнем виде, Украина сможет уверенно закрепиться в тройке европейских лидеров по потреблению сжиженного газа.

Мотокоса, лодочный мотор, ездовая газонокосилка, барбекю, спортивный автомобиль. Все это, как показывает передовой опыт, может работать на сжиженном углеводородном (нефтяном) газе. И не только может, но и работает! Выставка, проведенная 1-4 октября с.г. в рамках совместного саммита Европейской (AEGPL) и Мировой (WLPGA) ассоциаций сжиженного газа в Лондоне, показала: любой бензобак можно заместить или дополнить пропановым баллоном. Об этом перспективном топливе шел профессиональный разговор и в Киеве, где в конце ноября состоялся один из крупнейших в СНГ форумов участников рынка сжиженного газа - конференция LPG Ukraine 2013.

Посетивший Киев генеральный менеджер AEGPL Самуэль Маубанк рассказал, что в 2012-м Европа потребила более 31 млн. т сжиженных газов. Главная тенденция - рост рынка автогаза, который в большинстве стран пару лет назад считался исчерпавшим свой потенциал. За прошлый год в баки европейцев было заправлено около 9 млн. т LPG, что составило 29% общего баланса. Таким образом, в 2012 г. автомобильный сектор стал самым крупным в европейской структуре потребления и, по предварительным данным, в 2013-м тенденция укрепится.

Успех базируется на нескольких факторах. Во-первых, в мире остается проблема перепроизводства газа, за что необходимо благодарить, прежде всего, Россию и США. Около 15 млн. т этого ресурса ежегодно «ищет дом» в Европе, которым, как правило, становится переработка на нефтехимических производствах по сравнительно невысоким ценам. Это тянет цену газа вниз во всем мире. И если еще несколько лет назад избыточный американский газ был лишь страшилкой для рыночных «быков», то сегодня это реальные танкеры. По словам Ивана Марченкова, руководителя редакции «Углеводородное сырье и нефтехимия» московского журнала «Хим-Курьер», в 2011 г. поставки газа из США в Европу составили 457 тыс. т, в то время как в первом полугодии 2013-го этот объем уже составляет 555 тыс. т. «Спред между бутаном и нефтью (основной конкурент сжиженных газов в нефтехимии. - А.К.) с каждым годом растет. То есть газ дешевеет», - отметил специалист в своем выступлении на LPG Ukraine 2013.

С.Маубанк считает, что в будущем падение цен на газ сохранится, поскольку новые проекты по добыче сланцевого газа в Европе лишь увеличат объем предложения пропан-бутана на рынке.

Еще одним очень интересным веянием в европейской топливной сфере стало охлаждение фанатически «зеленых» политиков к биотопливам. Очевидно, что планка в 10% возобновляемых компонентов в европейском балансе моторных топлив в ближайшее время будет пересмотрена. В поисках другой замены «ископаемым» бензину и дизтопливу политики снова обращают взоры на сжиженный газ. При этом сжатый природный газ (метан), несмотря на меньшее влияние на окружающую среду, лоббистами сжиженного газа как конкурент не рассматривается - неразвитая заправочная и транспортная инфраструктура оставляют его вне рынка.

gaz1.png

Другое дело - LPG. Сеть АГЗС постоянно растет, технологии транспортировки и использования давно обкатаны и доказали свою безопасность. И, как говорилось выше, его действительно много. Греет европейцев тот факт, что с активизацией добычи сланцевого газа попутно увеличится и внутреннее производство LPG, а это реальный уход от импорта. В связи с этим в AEGPL ожидают, что потребление LPG в Европе покажет новые рекорды уже в ближайшем будущем.

gaz2.png

В авангарде этого процесса идет Украина. Промежуточные итоги говорят, что 2013-й обещает стать рекордным годом для украинского рынка автогаза. По оценке «Консалтинговой группы А-95», по итогам текущего года объем потребления пропан-бутана в автомобильном и коммунально-бытовом секторах может превысить 915 тыс. т, что на 7% больше показателя рекордного до сих пор 2011 г. и на 10% - 2012 г.

Рост рынка в 2013-м обусловила, главным образом, приятная для потребителя цена на газ, которая летом «занырнула» намного ниже 50% от стоимости бензина А-95. Особенно значительный прирост потребления это обеспечило в столичном регионе - крупнейшем по емкости в стране.

Не в последнюю очередь развитие рынка было обусловлено преобразованиями в розничной сети реализации сжиженного газа за последние три года. Главным образом они заключаются в наращивании точек реализации крупными сетями АЗС, что несет с собой новые, более высокие стандарты.

Четкой статистики сети автогазозаправочных пунктов (АГЗП) в Украине нет, однако, по оценкам ведущих игроков, с 2008 г. она выросла более чем вдвое. По состоянию на ноябрь 2013-го, в стране функционировало около 2600 АГЗП, чуть больше половины которых приходится на крупные сети. Лидер расширения сети АГЗП - WOG. Только за январь-ноябрь нынешнего года сеть приросла 58 новыми газовыми станциями (до 202).

Достаточно быстро и уверенно расширяется газовая сеть «БРСМ-Нафта». Оператор со штаб-квартирой в Киеве, известный своей агрессивной ценовой политикой, за 2013 г. вырос на 52 модуля. На начало декабря 2013 г. из 130 станций БРСМ 123 имели газовый пистолет.

На 49 АГЗП вырос пока недосягаемый по размерам оператор - мультибрендовая сеть «Привата» (до 325 модулей).

По прогнозам операторов, рынок автогаза в ближайшее время должен продолжить рост. Например, «Роснефть» в ноябрьской презентации по рынку Украины на конференции Petroleum Ukraine 2013 показала, что ожидает увеличение рынка LPG к 2021 г. почти вдвое - до 1,5 млн. т в год. Это означает, что газом будет замещено около трети розничных продаж бензинов, как это уже произошло, в частности, в Литве и Польше.

Однако, как показывает опыт передовиков LPG-движения, этот рынок может расти только в случае непрерывной работы по популяризации «нашего энергоносителя», как называют его газовики. При этом экономическая привлекательность - это необходимое, но отнюдь не достаточное условие успеха.

«Для того чтобы газ стал полноценным продуктом на заправке, его качество должно быть не хуже качества бензина или дизтоплива. Введение стандарта EN 589 и появление премиальных марок газа стало одной из исторических вех рынка Турции», - заявил Бурак Пала, менеджер по маркетингу компании AyGaz, крупнейшего игрока на крупнейшем рынке автогаза в Европе и второго в мире (после Южной Кореи).

В остальном турки работают с потребителем, где только могут: создали собственный клуб центров по переоборудованию транспорта на газ, ведут рекламную кампанию, показывая, что LPG - это полноценный энергоноситель для автомобиля, лоббируют законодательные изменения.

Движутся по этому пути и украинские газотрейдеры. Один из лидеров рынка, компания «Надежда», уже запустила брендовую марку пропан-бутана «Евростандарт», обкатывает фирменный Mustang LPG сеть WOG, вынашивает планы по запуску фирменного газа ОККО. Операторы также озаботились вопросами создания собственных современных хранилищ газа, без которых обеспечение должного качества продукта крайне проблематично.

И если с качеством газа как с одним из необходимых условий для развития рынка в Украине кое-какие подвижки наблюдаются, то с широкой популяризацией газа как моторного топлива дела идут ни шатко ни валко. Продвижением газа операторы не занимаются, поэтому многих потенциальных потребителей по-прежнему удерживают от перехода на более дешевый ресурс множественные «страшилки».

Еще более печально обстоят дела с переоборудованием транспорта, а именно - с его качеством. Значительная часть конверсии автомобилей на газ происходит «в гаражах», а купить газобаллонное оборудование в интернет-магазине не труднее, чем микроволновку.

«Наведение порядка в сфере переоборудования транспорта на пропан-бутан - одна из наших приоритетных задач, - говорит Олег Широков, исполнительный директор «Украинской ассоциации сжиженного газа» (УАСГ). - Недавно мы создали рабочую группу, в которую вошли поставщики оборудования, розничные торговцы, сервисные компании, автодилеры и другие заинтересованные стороны. Думаю, что уже в 2014 г. мы получим первые плоды ее работы».

Пока конкуренция на рынке автогаза задает новые темпы развития рынка, в коммунально-бытовом секторе и нефтехимической отрасли дела обстоят иначе. По оценке экспертов, объем баллонного рынка в Украине относительно стабилен на протяжении последних лет и ежегодно составляет порядка 85-100 тыс. т, а степень развития рынка сжиженного газа большинства регионов характеризуется как крайне низкая.

Если в секторе автогаза развитие рынка зависит главным образом от его операторов, а государство полностью отстранено от процесса, то в случае с комбытом государственная зарегулированность остается основным тормозом, считают эксперты. «Около 70% нормативно-правовых актов здесь не соответствуют европейским стандартам», - констатировал директор компании Business and Law Игорь Телишевский.

Между тем опыт развития коммунально-бытового сектора рынка в странах ЕС свидетельствует, что в Украине потенциал бытовой сферы использования сжиженного газа не раскрыт и на 15%. «В Польше на одно домохозяйство в год приходится 24 кг сжиженного газа, в Украине - от 2 до 3 кг», - приводит оценки экспертов Анджей Олеховски, исполнительный директор «Польской ассоциации сжиженного газа».

При этом базовые условия для развития баллонного газа в Польше и большей части Украины схожи: ограниченная сеть магистральных газопроводов, плотность расположения сел и их населения, старый парк баллонов и т.д. А это значит, что этот сектор в украинском варианте имеет потенциал роста, как минимум, до 500 тыс. т.

Не будет преувеличением сказать, что выход на рынок такого ресурса позволит заметно уменьшить спрос на природный газ, потребление которого Украина так старается сократить.

Окончательно осознав, что ждать движения со стороны государства не стоит, в развитие рынка активно включилась «Украинская ассоциация сжиженного газа». В частности, УАСГ инициировала разработку ряда нормативных документов, которые позволят розничным операторам продавать газовые баллоны в собственных сетях, как это происходит в абсолютном большинстве развитых стран.

Впрочем, украинцы пошли немного дальше. Так, новый ДСТУ позволяет не только продавать наполненные баллоны, но и заправлять баллоны клиента прямо на АГЗС. Технологически схема обкатывается компанией «Надежда» в Крыму.

«При содействии ведущих мировых производителей оборудования мы создали заправочный шкаф, который показал свою эффективность как с технической, так и с экономической точки зрения», - рассказал заместитель директора «Надежды», по совместительству - президент «Украинской ассоциации сжиженного газа» Станислав Батраченко. По его словам, несмотря на дороговизну по сравнению с нелегальной заправкой баллонов, все больше потребителей предпочитают безопасность и цивилизованный сервис.

По расчетам С.Батраченко, в случае выхода баллонов в свободную реализацию к 2016 г. украинский рынок бытового газа вырастет до 225 тыс. т., а безопасность в этой сфере повысится кардинальным образом.

Аналогичные объемы потребления может показать в течение пары лет нефтехимический сектор, также целиком и полностью зависящий от государственного регулирования. В данное время в парламенте ищет нужные подходы закон о безакцизном импорте сжиженных газов для нужд нефтехимии. Реализация проекта позволит полной грудью глотнуть воздуха (в смысле газа) «Карпатнефтехиму», основному предприятию-потребителю сжиженного газа в Украине.

gaz3.png

***

Украинский рынок сжиженного газа значительно преобразился за последние годы. Много сделано, однако для сохранения темпов роста еще предстоит решить немало задач. И если эволюция розничного рынка, наполненного крупными современными компаниями, идет свои чередом, то для развития других, не менее перспективных секторов потребления газа необходимо участие государства. Чего стоит один тот факт, что в топливно-энергетическом балансе страны не значится ресурс, на который уже приходится около 12% розничного рынка моторных топлив. Между тем, как показывает опыт целого ряда стран Европы, именно грамотная государственная политика стала фундаментом для развития рынка, позволившего очень выгодно изменить корзину энергопотребления государства.

Артем Куюн

09.12.2013 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2021

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов

{DOWN}