Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Взгляд
02.11.2012 :: 10:27
Ворованные крылья

Истребитель J-31 скоро должен поступить на вооружение ВВС Китая

Китай радует мир новым истребителем, который на поверку оказывается подозрительно похожим на некоторые российские и американские аналоги. Если учесть, что сам факт создания машины позволяет КНР вырваться в гонке вооружений вперед, а рынок торговли оружием с Поднебесной снижается, возникает логичный вопрос - зачем это все России?

Китайские трудящиеся преподнесли Родине и Партии очередной подарок: 31 октября 2012 года в преддверии XVIII съезда КПК состоялся первый полет нового китайского истребителя J-31,
построенного на авиационном предприятии в Шэнъяне.

Подробных сведений о самолете пока нет, но, судя по изображениям, перед нами легкий двухмоторный истребитель в массогабарите МиГ-29/F-16, построенный с использованием технологий снижения заметности, возможно - с внутренним размещением части вооружения. Внешний вид самолета позволяет говорить о заимствовании Китаем схемы американского истребителя F-35, за исключением силовой установки - «американец» использует один двигатель. Не имея собственного отработанного двигателя нужной тяги, китайские конструкторы пошли на использование двухдвигательной схемы. Новый самолет использует российские двигатели РД-93 или, что менее вероятно, по причине недостаточной надежности - их китайский аналог WS-13.

В целом можно сделать вывод, что, как и первая китайская машина нового поколения J-20, истребитель из Поднебесной сделан на основе прямого заимствования иностранных технологий, повторяя тем самым магистральный путь китайского авиапрома. Наиболее ярким выражением этого подхода сегодня является серийное производство в КНР истребителей J-11 - прямой пиратской копии поставленных Китаю в свое время Су-27СК советской разработки.

Нужно отметить, что проблема с копированием Китаем советского/российского вооружения возникла не вчера и отнюдь не сводится только к Су-27.

Получив большое количество советского вооружения и ряд производственных линий еще в 40-60-х годах прошлого века, Китай начал активно производить технику советской разработки, отнюдь не прекратив это производство после того, как отношения СССР и КНР в 60-х годах испортились и военно-техническое сотрудничество было разорвано.

Китай производил и в меру сил развивал образцы вооружений всех видов - стрелковое оружие, минометы, артиллерийские системы, бронированные боевые машины, включая танки, системы ПВО, наконец, летательные аппараты вплоть до дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16, которые под индексом H-6 составляют основу дальней авиации Китая и сегодня.

Вся эта продукция активно экспортировалась. Боевую технику и вооружение, созданные в Китае либо прямо по советским чертежам, либо «по мотивам», активно использовали (и используют) страны третьего мира, либо страны, которые по политическим причинам не могли закупать оружие у СССР или Запада, как Албания, Кампучия времен Пол Пота и другие. Следует отметить, что в отношении поставок оружия Китай был еще менее осторожен, чем главные игроки холодной войны - СССР и США, сами не брезговавшие поддерживать на международной арене «сомнительных личностей». Но Ак-47 и ДШК китайского производства находили себе пути к любым «движениям» и «освободительным фронтам» со сколь угодно людоедскими лозунгами и репутацией.

Это оружие использовалось и против СССР - оставляя в стороне проблему собственно советско-китайского противостояния 60-80-х годов, можно вспомнить десятилетний конфликт в Афганистане, где 9/10 стрелкового оружия и минометов, находившихся в распоряжении у душманов, были произведены в КНР.

Копирование советских систем продолжилось и после нормализации отношений между Москвой и Пекином. Китай демонстрировал аналоги современных крылатых ракет, авиационных двигателей, наконец - истребителя Су-27, о чем упоминалось выше, а также многих других видов техники.

Среди этих других образцов - и китайский аналог ЗРК С-300, который предлагается на экспорт под индексом FT-2000. Комплексы этого типа уже стоят на вооружении армии Китая. Одним из покупателей китайского ЗРК может стать Турция, проводящая тендер на поставку систем ПВО нового поколения.

К сожалению, урегулировать отношения между Россией и Китаем в этой сфере пока не удается. Активное бесплатное заимствование технологий давно стало одним из главных козырей китайской промышленности и в военной, и в гражданской сфере, и вряд ли КНР в обозримой перспективе откажется от этой политики.

Некоторой гарантией от несанкционированного копирования может быть заключение контрактов на поставку крупных партий оружия, которые будут закрывать потребности собственно Китая в тех или иных образцах.

Но, во-первых, сам Китай не проявляет склонности к подобным закупкам в последнее время, а во-вторых, это не защищает от копирования поставленных систем с целью экспорта в третьи страны. Подобный экспорт можно предотвратить лишь с помощью подписания обязывающего обе стороны соглашения о защите авторских прав.

Однако сегодня следует учитывать еще и тот фактор, что сотрудничество с КНР уже потеряло то значение основного источника доходов для российской оборонки, которое оно имело в 90-х годах прошлого века. И в этих условиях, когда объем заказов на российскую оборонную продукцию по внутренним и внешним контрактам без учета Китая уже значительно превышает сто миллиардов долларов, следует задаться вопросом: нужно ли России в принципе поддерживать с Китаем сотрудничество, неизменно заканчивающееся воровством российских разработок?

Особенно с учетом того, что Китай сегодня поднял на российских двигателях - и не исключено, что с использованием российских наработок по конструкции машины - новый легкий истребитель, которого у ВВС России пока что нет

Илья Крамник

2 ноября 2012 г.


Источник: Взгляд
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}