Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Инвестгазета
03.03.2008 :: 10:41
Властелины колец

Россия и Евросоюз увлеклись прокладыванием альтернативных трубопроводов. Новый виток активности спровоцировали проблемы со странами-транзитерами и нежелание ставить собственную энергетическую безопасность в зависимость от политических решений за рубежом. В результате «Южный», «Северный», «Голубой», «Белый» потоки и «Набукко» могут окружить двумя кольцами основных потребителей - европейцев, украинцев, поляков и прибалтов. Но суждено ли этим планам реализоваться, а газовым объятиям сомкнуться - пока неясно.

Рынок - это место встречи покупателя и продавца. Так сказано в экономической
теории Адама Смита. Однако в экономической практике между встречающимися часто вклинивается третья сторона, которая преследует свои интересы и пытается заработать на первых двух. В торговле это посредник, а в геополитических масштабах - страна-транзитер. Обойти ее и избавиться от навязанных услуг выгодно и покупателю, и продавцу товара. Но строительство «окружной» - слишком дорогостоящая затея, поэтому транзитера терпят, если он не нарушает весь процесс. Другое дело, если транзитная страна еще и потребитель транзитной продукции. В таких случаях риск срыва ее доставки в конечный пункт возрастает, а введение обходного маршрута иногда себя оправдывает. Именно под таким углом россияне-продавцы и европейцы-покупатели смотрят на Украину. Она зарекомендовала себя «вечным бунтарем» в деле энергоносителей и несколько раз в год меняет политический курс в энергетике. Президент России Владимир Путин когда-то вообще назвал страны-транзитеры паразитами, присосавшимися к России. «Под раздачу» Москвы тогда, кроме Украины, попали и Польша с Прибалтикой.

«Газпром» собирает друзей

Газопровод «Южный поток» - дорожка, которую россияне себе целенаправленно протаптывают на Запад, - постепенно обрастает новым «кругом друзей». Трубопроводная магистраль должна пройти из России через Черное море в Болгарию, а там разделиться на две ветки. Одна из них направится через Сербию и Венгрию в Австрию. Другая - через Грецию и Адриатическое море на юг Италии. Соответственно, с каждым из государств, находящихся на пути «Южного потока», «Газпром» (инициатор проекта и держатель контрольного пакета итальянско-российского СП South Stream AG) ведет отдельные переговоры. В ход идут и взаимовыгодные бизнес-предложения, и поддержка на политическом фронте.

Восемнадцатого января в ряды участников трубопроводного проекта вошла Болгария. Это произошло во время приезда делегации РФ во главе с Путиным на открытие Года России в Болгарии. В результате переговоров было принято решение о совместной эксплуатации нефте- и газопроводов, которые пройдут из России в южную Европу по болгарской территории. Кроме того, воспользовавшись моментом, стороны договорились о строительстве в Болгарии АЭС, которая отвечала бы европейским требованиям безопастности.

Спустя всего четыре дня после визита в Софию - 22 января - Путин посетил Белград. В результате Сербия также предоставила свою территорию для запланированной магистрали. Президент России и глава Сербии Борис Тадич подписали пакетное соглашение, благодаря которому Сербия приобрела весьма доходный статус газового транзитера в рамках «Южного потока», а «Газпром» отхватил лакомый кусочек в сербской нефтепереработке. Речь идет о 51% акций Naftna Indusrtija Srbije (NIS). Это компания, которая занимает монопольное положение на сербском рынке нефтепереработки и владеет крупнейшей сетью автозаправок в стране. При этом изначально сербские власти собирались выставить на продажу лишь миноритарный пакет NIS. Кроме того, на базе истощенного газового месторождения «Банатский двор» будет создано подземное хранилище газа объемом не менее 300 млн. куб. м. На прошлой неделе, 25 февраля, сотрудничество «Газпрома» и «Сербиягаза» было закреплено документально. Свои подписи под соглашением поставили глава «Газпрома» Алексей Миллер и и. о. гендиректора «Сербиягаза» Саша Илич.

Белград тоже остался в выигрыше - в виде будущих немалых доходов от транзита и возможности стать крупным энергетическим узлом в Европе. Вдобавок Россия активно поддержала позицию Сербии по вопросу сербского края Косово, который провозгласил 17 февраля независимость. Москва объявила, что не признает Косово в качестве суверенного государства и инициировала внеочередное заседание Совета безопасности ООН, призывая остальные страны-члены ООН поддержать сторону Белграда. Такая активная помощь со стороны России, несомненно, заслужила благодарность сербских властей во главе с Борисом Тадичем.

Среди последних государств, примкнувших к Южному потоку, Венгрия. 28 февраля в Кремле глава Минпром-

энерго РФ Виктор Христенко и министр финансов Венгрии Янош Вереш подписали документ, подтверждающий сотрудничество Будапешта с Москвой. Партнеры, как и в случае Сербии и Болгарии, создадут совместное предприятие на паритетных началах (50 на 50) для строительства венгерской части газопровода. Вдобавок в рамках проекта на территории Венгрии будет построено подземное газовое хранилище (ПГХ) объемом не менее 1 млрд. куб. м. Теперь дело за Грецией. Афины еще в июне прошлого года устно подтвердили свое участие в этом проекте. Первые официальные переговоры Москвы с греческими партнерами на межправительственном уровне были назначены на февраль.

Северо-южная окружная

«Кольцо власти» России над энергетикой Центральной, Южной и Восточной Европой вместе с «Южным потоком» (South Stream) призван замкнуть еще один амбициозный газопроводный проект Москвы - «Северный поток» (Nord Stream). «Северный и южный маршруты могут оказаться взаимодополняющими», - подчеркнул зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев во время подписания с концерном Eni меморандума о строительстве «Южного потока».

Частью «окружной» станет также «Голубой поток» (Blue Stream) - первый газопровод, построенный «Газпромом» за рубежом для экспорта газа. Он поставляет топливо из России в Турцию по дну Черного моря. Этот трубо-провод был запущен еще в 2003 году и, согласно подписанному между правительствами стран контракту, будет снабжать Анкару газом до 2025 года в утвержденном объеме независимо от потребностей турецкой стороны.

Верхняя половина этой энергетической «окружной» - Nord Stream, или как он еще называется - Североевропейский газопровод (СЕГ), - проляжет от России по дну Балтийского моря в Германию. Там газ будет поступать к немецким потребителям и закачиваться в подземное газовое хранилище (ПГХ). Предполагается, что крупнейшее в Европе ПГХ построят в городе Хинрихсхаген. Кроме того, рассматривается вопрос строительства второго ПГХ - в городе Швайнрих. Таким образом, совместными усилиями Москвы и Берлина Германия станет новым распределителем природного газа в Европе.

Несмотря на то, что строительство СЕГ уже начато, проект, в отличие от «Южного потока», стремительно теряет сторонников. Шведское Агентство по охране окружающей среды сообщило, что Nord Stream должен рассмотреть такие альтернативные варианты прокладки СЕГ, как полностью наземное строительство или строительство в обход морских природоохранных зон. В агентстве считают, что еще недостаточно исследовано негативное влияние на окружающую среду прокладки трубопровода по морскому дну, не учтены риски выброса в воду ядовитых веществ и срабатывания неразорвавшихся мин, оставшихся со времен Второй мировой войны.

За экологический аргумент ухватились Польша, Латвия, Литва, Эстония и Финляндия. Резолюцию по строительству СЕГ парламентарии Литвы, Латвии, Эстонии и Польши приняли еще в ноябре 2005 года на 24-й сессии президиума Балтийской ассамблеи. Они потребовали от России и Германии учесть их экологические и экономические интересы.

Шестнадцатого ноября того же года посол Латвии в России Андрис Тейкманис заявил, что считает целесообразным строить Североевропейский газопровод через Латвию, а не по дну Балтийского моря. При этом он подчеркнул, что на территории Латвии находятся вместительные подземные газохранилища, которые «было бы не очень умно не использовать». Очевидно, что за экологическими интересами Латвии и остальных стран-транзитеров стоят интересы экономические.

Так, в феврале 2007 года по тем же экологическим соображениям против Nord Stream выступила Литва. С февраля 2007 года против проекта выступает и Финляндия. «Для Финляндии вопрос строительства этого газопровода не политический, а экологический», - заявил посол Финляндии в России Харри Хелениус в декабре прошлого года. По его словам, Финляндия не заинтересована в присоединении к реализации данного проекта. Эстония категорически отказалась предоставить свои воды для прохождения Северного трубопровода в мае, а затем в сентябре прошлого года.

Наконец, официально восстали против «Северного потока» и поляки. Для них альтернативный трубопровод может обернуться падением доходов в связи с уменьшением объемов транзита голубого топлива и роста цен на газ, который Польша закупает для собственного потребления. Ведь раньше Россия продавала газ Польше и Украине по ценам, ниже установленных для Западной Европы. Если важность Польши как транзитного партнера для Москвы нивелируется, это может обернуться для поляков подорожанием топлива, поставляемого из России. Фактически теми же соображениями руководствуются украинские противники Nord Stream.

Второе кольцо

Большая часть новичков, присоединившихся к South Stream, - это страны, которых Москва (в большинстве случаев лично Владимир Путин) переманила у конкурирующих газопроводных проектов. Прежде всего, у Nabucco - проекта Евросоюза, чей путь во многих местах пересекается с «Южным потоком». Недаром в прессе оба проекта уже окрестили двойниками. Во-первых, они идут по практически одинаковому маршруту, поставляя каспийское топливо через Черное море, Болгарию и ряд стран ЦВЕ в Австрию. Во-вторых, оба газопровода имеют идентичную пропускную мощность на уровне 30 млрд. куб. м в год. Да и сроки строительства магистралей совпадают. Неудивительно, что успехи конкурентов лишь подстегивают участников каждого из проектов ускорить двусторонние переговоры со странами-транзитерами и поставщиками газа.

Nabucco, так же, как и South Stream, имеет свою вторую половинку. Точнее, может получить, если Евросоюз одобрит строительство газопровода «Белый поток» (White Stream). Это мифический проект, о котором все говорят, но который не оформлен ни на бумаге, ни в виде конкретных договоренностей на официальном уровне. Данный проект был предложен премьер-министром Украины Юлией Тимошенко в Брюсселе на заседании Комитета по вопросам иностранных дел Европарламента 28 января 2008 года.

White Stream должен пройти из Туркменистана через Азербайджан в грузинский порт Супса, оттуда - через Черное море и Крым. Затем газопровод присоединят к существующей украинской газотранспортной системе (ГТС) и далее будут прокачивать в направлении ЕС.

Правда, ни в Туркменистане, ни в Азербайджане о «Белом потоке» и «слыхом не слыхивали». Но это лишь вопрос времени. Евросоюз уже проявил интерес, поскольку этот газопровод может стать северо-западным ответвлением Nabucco. «White Stream - очень важный проект для Европейского Союза, и ЕС в настоящее время находится в процессе решения относительно его финансирования в рамках обеспечения развития центральноевропейского региона», - сказал Брендон Девлин, помощник координатора Еврокомиссии по вопросам южных газотранспортных проектов коридора Восток-Запад.

Поэтому вполне возможно, что на этот раз вопреки всем помехам, созданным конкурентами, и «Южному потоку» с «Северным», и Nabucco с «Белым» все-таки суждено сомкнуть свои газовые объятия.

Елена Снежко

03.03.2008 г.


Источник: Инвестгазета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}