07.05.2012 :: 10:26
Ведущие авиакомпании Европы недосчитались миллиарда
Суммарные операционные квартальные убытки трех крупнейших в Европе авиаперевозчиков - Lufthansa, Air France-KLM и International Airlines Group - могут превысить €1 млрд. При этом их заявления по поводу дороговизны авиационного керосина и недостаточное число пассажиров выглядят уже неубедительно. По мнению аналитиков, лидерам сектора необходимо брать пример с бюджетных авиакомпаний и сокращать собственные издержки.
Череда плохих новостей с европейского рынка авиаперевозок не прерывается: на следующий день после того, как Lufthansa по итогам первого квартала презентовала операционный убыток в 381 млн. евро, Air France-KLM заявила, что ее потери возросли сильнее прогнозов экспертов - с 403 млн. до 597 млн. евро. Что же касается материнского концерна British Airways и Iberia - третьего европейского гиганта-оператора International Airlines Group (IAG), то аналитики пророчат ему операционный убыток в 230 млн. евро.
Между тем Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует, что чистые убытки европейских компаний составят в текущем году 456 млн. евро. Ни в одном регионе мира дела в отрасли не идут так плохо. «Перспективы очень неважные, и прежде всего это касается авиакомпаний Европы», - констатирует глава IATA Тони Тайлер. При этом официальные представители «большой тройки» авиаперевозчиков продолжают твердить, что виноваты в их незавидном положении высокие цены на авиатопливо, полетные сборы, квоты на выброс парниковых газов и ограничения на ночные полеты.
Если бы вина лежала только на регуляторах, то убыточными были бы все без исключения европейские авиакомпании, утверждают аналитики. Однако, в отличие от «большой тройки», имеющие более совершенную структуру издержек и более высокую занятость кресел бюджетные операторы продолжают летать с прибылью. Так, Ryanair повысила свой годовой прогноз прибыли до 480 млн. евро.
Неудовлетворительные показатели нельзя теперь оправдать и падением числа авиапассажиров. В нынешнем году европейцы летают чаще, чем годом ранее. По данным IATA, в Европе пассажиропоток вырос в январе на 5,3%, а месяцем ранее, в декабре, - на 9,5%. Улучшился по сравнению с прошлым годом и показатель загруженности рейсов. Несмотря на это, авиакомпаниям никак не удается трансформировать рост числа пассажиров в более высокую прибыль. Все дело в том, что издержки перевозчиков растут быстрее, чем количество их клиентов: все авиакомпании несут в оперативном бизнесе убытки, хотя выручка и растет.
Главная проблема «большой тройки» заключается в том, что, если они хотят конкурировать с бюджетными операторами типа Ryanair или Easyjet в сегменте средне- и ближнемагистральных перевозок, им необходимо сокращать издержки. Но тогда они рискуют проиграть арабским авиакомпаниям в сегменте дальнемагистральных перевозок. «Положение дел просто угрожающее», - признал глава наблюдательного совета Lufthansa Юрген Вебер. Похоже, что борьба на нескольких фронтах сразу бесперспективна, но она все равно ведется.
Так, бюджетная «дочка» Lufthansa - авиакомпания Germanwings - не приносит никакого дохода уже настолько долго, что совсем недавно, как сообщали многие немецкие СМИ, появился план объединения Eurowings и Germanwings в одну бюджетную компанию под именем Direct 4 you. Lufthansa опровергла эту информацию, но при этом в концерне царит полное единодушие по поводу того, что в будущем роль Germanwings в средне- и ближнемагистральных перевозках должна значительно возрасти.
Перевод Александра Полоцкого
7 мая 2012 г.
Источник: РБК daily |