Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
28.03.2008 :: 13:21
Валютная реформа Винского

Вместо того чтобы адаптировать сборники тарифов для морских портов к нынешним реалиям, Минтранссвязи решило просто поменять слово «доллар» на «евро»

Неудачная попытка сконцентрировать финансовые потоки портов путем создания концерна «Укрморпорт», вынудили новое руководство Минтранссвязи начать более продуманную и многоходовую операцию по оптимизации портовых финансов. Недавно в Минтранссвязи были обнародованы проект постановления КМУ «О внесении изменений в Положение о портовых сборах» и проекты приказов Минтранссвязи «О внесении изменений в Сборник тарифов на комплекс работ,
связанных с обработкой грузов в портах Украины» и «Сборы и платы за услуги, которые предоставляются судам заграничного плавания в морских портах Украины». Речь идет об изменении валюты платежа в морских портах с доллара США на евро и замене во всех проектах слова «доллар» на слово «евро». В результате такой «корректировки» доходы портов автоматически возрастут в полтора раза.

В преддверии реформы

Поясним, что двумя основными источниками доходов портов являются поступления за переработку грузов и портовых сборов за заходы судов. Сейчас все средства поступают в общий котел порта. В дальнейшем после реформирования отрасли, в рамках которого планируется разделение хозяйственной деятельности (переработка грузов, обслуживание судов и т.п.) и функций госрегулирования и обеспечения безопасности мореплавания (служба капитана порта), эти статьи доходов будут распределены. На данный момент капитан порта, выполняя функции госрегулирования, подчиняется начальнику порта как государственного коммерческого предприятия. А после создания на базе служб капитана порта государственных морских администраций именно им будут поступать средства от портовых сборов. Существует восемь видов таких сборов - корабельный, канальный, маячный, грузовой, причальный, якорный, административный и санитарный, - каждый из которых имеет целевое назначение. Все они поступают в доход порта, за исключением административного сбора, который направляется в спецфонд «Укрморречфлота» и маячного, поступающего в «Госгидрографию». В 2007 году поступления от портовых сборов составили около 1,5 млрд. грн., а после перехода на евро превысят до 2 млрд. грн.

Впрочем, изменение валюты расчетов интересно рассматривать сквозь призму более глобальной реформы. Распределение финансовых потоков будет зависеть во многом от того, в какой форме Минтранссвязи планирует создание морских администраций и будет ли создана национальная морская администрация с подчинением администраций портов, либо же контроль за этими структурами в портах останется за морским департаментом министерства. Если будет реализовываться первый вариант, то должности руководителей морских администраций станут не менее популярными, нежели начальников портов. Особенно это актуально в крупных портах, где ежегодные поступления от портовых сборов будут составлять 200-300 млн. грн., за которые необходимо будет обеспечивать безопасность мореплавания, содержать и модернизировать гидротехнические сооружения, обеспечивать дноуглубительные работы в акваториях портов и на подходных каналах.

Удар по пассажирскому судоходству

Намерение Минтранссвязи повысить тарифы в полтора раза не вызвало публичной реакции у традиционных противников любых тарифных новаций транспортного ведомства. Это особенно странно выглядит на фоне серьезной публичной полемики, которая сопровождает повышение грузовых железнодорожных тарифов на 39%. Предполагается, что в случае повышения ставок доходы портов вырастут на 45%, то есть с 4865,2 млн. грн. в прошлом году до 7054,5 млн. грн. в этом, в том числе около 5 млрд. грн. за счет грузопереработки. А средняя доходная ставка грузопереработки вырастет с $5 до $8 за тонну. Хотя реально суммы доходов меньше. Ведь в финансовой отчетности портов до 50% доходов учитывается дважды. В первый раз, если порт получает платеж в валюте, а во второй - засчитывается аналогичная сумма после конвертации в гривню. Если учесть такие нюансы, то получается, что реальная средняя доходная ставка может вырасти с $3,5-4 до $5-6 за тонну.

Как сообщили «k:» руководители нескольких портов, отсутствие протестов против повышения тарифов на грузопереработку, вызвано тем, что тарифы вообще повышены не будут (Минтранс попросту не победит промышленное лобби).

А вот портовые сборы, скорее всего, будут повышены. Хотя сами начальники портов считают, что резкое повышение не оправдано, корректировка необходима разве что на процент инфляции. Тем более что уровень сборов в портах Украины далеко не демпинговый в регионе. Стоит также понимать, что 90% грузов доставляется и вывозится из украинских портов флотом под иностранным флагом, а значит, основная нагрузка придется на нерезидентов. При этом существует абсурдная ситуация: на портовые сборы, взимаемые с нерезидентов, начисляется НДС.

Если в отношении переработки грузов повышение тарифов на $2-3 за тонну не станет критическим, то о развитии круизного и грузопассажирского судоходства Украина может забыть. Так сегодня стоимость судозахода крупнейшего в Украине пассажирского теплохода «Южная Пальмира» (550 пассажиров, водоизмещение 12 тыс. т) составляет: Одесса - $7 тыс., Стамбул - $6 тыс., Сочи - $8 тыс., Варна - 5,5 тыс. евро, Констанца - 6 тыс. евро. После перехода на евро Одесса станет самым дорогим портом для пассажирских судов на Черном море. Правда, для Южной Пальмиры, выполняющей 50 рейсов в год на линии Одесса - Стамбул - Одесса, сделана скидка как для судна, работающего на линии до $5 тыс. Еще несколько украинских пассажирских судов выполняют рейсы в лучшем случае посезонно и платят полную стоимость. А вот для больших круизных компаний это повышение может закрыть Одессу и Ялту, ведь сейчас стоимость судозахода крупного круизного лайнера в Одессу обходится в $30-40 тыс.

Александр Арбузов

28 марта 2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}