Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Экономические известия
04.04.2013 :: 10:14
В Украину возвращается большая нефть

Негативную динамику в развитии отечественной нефтепереработки Кабмину поможет преодолеть диверсификация поставок нефти и запуск Одесского НПЗ.

Политические баталии, которые продолжают бушевать в Верховной Раде, не сняли с повестки дня правительства сезонные хлопоты, связанные с подготовкой к весенне-полевым работам и поставками топлива для аграриев, а также решение вопроса об увеличении загрузки мощностей украинских НПЗ.

Вчера в Киеве состоялось заседание совместной межгосударственной украинско-казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству. Одной из главных тем в
этих переговорах стало возобновление транзита каспийской нефти и ее поставок для переработки в Украине.

И хотя о конкретных договоренностях по поставкам нефти Киев и Астана на официальном уровне речь пока не ведут, эксперты считают позитивным сигналом возвращение к переговорам по этому поводу, потому что в последние годы Казахстан не высказывал явной заинтересованности в развитии энергетического сотрудничества с Украиной.

Кроме того, актуальности этой теме добавляет факт, что украинская нефтепереработка сейчас находится в худшем за всю свою историю состоянии. По статистике Минэнергоуглепрома, в 2012 г. в Украине было переработано 4,57 млн. т нефти. при совокупной мощности украинских НПЗ 43,65 млн. т. Иными словами, суммарно предприятия были загружены всего на 10%.

Но в этом году этот показатель может улучшиться благодаря возобновлению работы Одесского НПЗ, на который в прошлом месяце пришел новый собственник - группа компаний ВЕТЭК молодого бизнесмена Сергея Курченко. В пятницу на прошлой неделе на этом предприятии начались пуско-наладочные работы для возобновления производства.

По словам исполнительного директора ВЕТЭК Александра Каплана, Одесский НПЗ будет получать нефть морем через терминал ЗАО «Синтез-Ойл» (входит в Одесский перевалочный комплекс, контролируемый группой «Приват» Игоря Коломойского). Также вчера стало известно, что госкомпания «Укртранснафта», монопольный оператор нефтепроводной системы в Украине, предложила альтернативные маршруты поставок нефти для НПЗ в Одессе - с моря и суши.

«Мы предложили два варианта - через морской нефтяной терминал «Южный» для нефти сорта Azeri Light или по нефтепроводу Кременчуг-Одесса для нефти сорта Urals. Сейчас они (ВЕТЭК - «i») принимают решение», - сообщил предправления «Укртранснафты» Александр Лазорко (ставленник «Привата»). Он уточнил, что перевод нефтепровода Кременчуг-Одесса в аверсный режим не составляет сложности и займет всего несколько дней.

«Если они (ВЕТЭК - «i») согласятся, то подпишут с нами контракт по принципу «транспортируй или плати», и будем работать. Именно по такому принципу работает Кременчугский НПЗ (контролируется группой «Приват» - «i») - он сейчас ничего не качает, но каждый месяц платит», - сказал Лазорко. Но на сегодняшний день, отметил он, ВЕТЭК видит более привлекательной поставку нефти сорта Urals морским путем с перевалкой на мощностях Одесского перевалочного комплекса.

По словам главы Минэнергоуглепрома Эдуарда Ставицкого, в ближайшее время на рассмотрение Кабмина будет подана программа поддержки и развития отечественной нефтепереработки, реализация которой должна привести к наращиванию доли бензинов украинского производства на рынке.

Министр отметил, что правительство планирует выйти на объемы нефтепереработки в 1 млн. тонн в месяц против нынешних 300 тыс. тонн. Эксперты называют эту цель реалистичной: такие объемы перерабатывались в 2003-2004 гг., когда Украина на 90% обеспечивала себя топливом за счет собственного производства.

Статистика же прошлого года весьма неутешительная. Производство нефтепродуктов в Украине в 2012 году упало на 42,6% по сравнению с 2011 г. На начало 2013 г. из семи производств по выпуску нефтепродуктов работали два. В связи с падением производства нишу стал активно занимать импорт, делая украинский внутренний рынок чрезмерно зависимым от ценовых настроений зарубежных производителей.

Поэтому Кабмин стал изучать вопрос о целесообразности введения заградительных пошлин на импортные нефтепродукты, а также повышения качества топлива, производимого на украинских заводах. Как правило, их производство соответствует стандартам Евро-2, Евро-3 и Евро-4. А Одесский НПЗ, как уверяет Александр Каплан, сможет выпускать высокооктановые бензины качества Евро-5.

Комментируя перспективы развития украинской нефтепереработки и, в частности, Одесского НПЗ, директор Киевского института энергетических стратегий Дмитрий Марунич отметил, что работа этого предприятия принесет населению бюджетный энергоресурс внутреннего производства, а Одесскому региону - дополнительные налоги в местный бюджет.

«Завод начал пусково-наладочные работы, вскоре предприятие заработает на полную мощность. Как я понимаю, они используют российскую нефть. В этом есть свои плюсы, так как она более дешевая по сравнению с той же азербайджанской, которую изначально планировали закупать. Однако более дорогая азербайджанская нефть далеко не всегда значит качественное сырье. Так что не вижу причин, чтобы завод работал с перебоями», - считает эксперт.

До запуска Одесского НПЗ переработку нефтяного сырья в Украине осуществляли два предприятия: Шебелинское отделение по переработке газового конденсата и нефти из структуры НАК «Нафтогаз Украины» и Кременчугский НПЗ «Укртатнафта» (56,8% акций завода разделены пополам между структурами группы «Приват» и бизнесмена Александра Ярославского, остальное - у «Нафтогаза»).

Херсонский НПЗ (контролируется группой «Континиум» украинского бизнесмена Игоря Еремеева) не осуществляет переработку сырья с 2005 г. Также производством продукции не занимаются технически отсталые Дрогобычский и Надворнянский НПЗ (контролируются группой «Приват»).

Лисичанский НПЗ, подконтрольный российской компании ТНК-ВР, был остановлен весной прошлого года из-за убыточности. А в конце октября прошлого года стало известно о заключении крупнейшей сделки в истории России по покупке активов ТНК-ВР компанией «Роснефть».

Светлана Долинчук

04.04.2013 г.


Источник: Экономические известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}