Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

27.05.2020 :: 17:18

Турция возобновляет железнодорожное сообщение внутри страны
27.05.2020 :: 16:36

В НБУ уточнили масштабы обвала экономики в 2020 г.
27.05.2020 :: 16:34

Кабмин одобрил меморандум о возможных поставках СПГ из США
27.05.2020 :: 16:05

В Николаеве с 10 июня возобновятся пригородные речные перевозки пассажиров
27.05.2020 :: 16:00

С начала сезона экспортировано 4,5 млн. тонн подсолнечного масла на $3,3 млрд. - «Укролияпром»
27.05.2020 :: 15:45

С 1 июня жд билеты можно будет купить за 90 дней до отправления - В.Криклий



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
OilNews
07.04.2014 :: 12:20
В шаге от пропасти

Все плохо. С таким тезисом новый менеджмент «Укргаздобычи» вышел на свою первую пресс-конференцию, спустя всего три недели после своего назначения. Учитывая столь незначительный срок, говорить о каких-либо результатах и достижениях рановато, поэтому основной целью мероприятия, очевидно, было подведение своеобразной черты и обозначение исходных позиций. Глава правления Сергей Костюк и его зам Вадим Шленчак рассказали немало, показав, что финансовое состояние компании близко к коме. Особой паники по этому поводу нет, сложилось впечатление, что скорее наоборот - предельно ясно, что делать. Правда, несколько настораживает крен молодой команды в сторону коммерциализации, тогда как «Укргаздобыча» истосковалась по крепким рукам буровиков и геологов.

Cначала несколько цифр для тех, кто не в теме и не в доле. «Укргаздобыча» - это 75% добычи газа в стране (14,8 млрд. м3 газа в 2013 г.), 20 тыс. сотрудников, 5,7 млрд. грн. налогов в год и формирование около 2% госбюджета страны, говорится в презентации компании, подготовленной к мероприятию.

Привели выступающие и другие цифры, со знаком минус. Чистая прибыль компании с 2011 года снизилась в 471 раз - с 4,239 млрд. грн. до 9 млн. грн. в 2013 г. При этом кредитный портфель увеличился в 6,52 раза, до 3,055 млрд. грн. Это, по сути, пропорционально росту задолженности перед компанией со стороны акционера - НАК «Нафтогаз Украины», которая с 2011 по 2013 г. выросла с 362 млн. грн. до 2,742 млрд. грн.

Центральным слайдом можно считать структуру утраченных доходов за последние 3 года. Общая сумма составляет 13,5 млрд. грн. Из них львиную долю, или 11 млрд. грн. составляет реализация газа ниже себестоимости. По оценкам выступающих, на сегодня цена реализации газа государству вдвое ниже затрат на его добычу. 2 млрд. грн. пришлось на пресловутую схему Курченко по легализации отъема сжиженного газа на спецаукционах. В полмиллиарда обошлись УГД необоснованные затраты на лицензирование. Отличием подачи такой информации от распространенного шаблона стал отказ от прямых обвинений «папередников», хотя очевидно, что именно они приложили к этим «результатам» немало усилий.

Белая полоса, черная, а потом ж…

Однако самым неприятным сюрпризом, о котором не было сказано на пресс-конференции, будет другое. Констатируем: с приходом в 2010 г. команды Дмитрия Фирташа во главе с Юрием Борисовым развитие УГД как добывающей компании остановилось. Сегодня, когда с того дня прошло четыре года, отложенные проблемы начнут напоминать о себе с каждым днем. Первый звоночек прозвенел в ноябре 2013 г., когда впервые в новейшей истории компании был отмечен спад добычи газа. За 2 месяца 2014 г. снижение объемов добычи газа составило 1%. Куда показательней ситуация с добычей конденсата. За два месяца падение составило рекордные 22,1% (24,9 тыс. т). Лишенная инвестиций компания исчерпала свой запас прочности и начинает «сыпаться».

Костюк и особенно Шленчак взяли на вооружение модную нынче радикальную риторику «камикадзе» Арсения Яценюка, не подбирая особых эпитетов для описания глубины ситуации, в которой мы все оказались. «Если ситуацию не изменить, компания «Укргаздобыча» перестанет существовать», - с этих обнадеживающих слов начал общение с аудиторией Шленчак. По мере его выступления не раз были видны признаки искреннего непонимания того, как можно было угробить такую машину.

Не отставал от веяний времени и Костюк. «Вопрос наращивания добычи даже не стоит на повестке дня», - отрезал новый глава УГД, но поспешил пояснить, что в сложившихся условиях основной задачей является хотя бы удержание уровня добычи на текущем показателе. За неимением средств УГД будет вынуждена максимально задействовать недорогие технические решения, позволяющие стимулировать отдачу скважин. Одним из них остается строительство ДКС (дожимных компрессорных станций), что, впрочем, также требует немалых средств.

«Количество полученных лицензий в последние пять лет смехотворно. Сейчас мы предпринимаем максимум усилий для того, чтобы вернуть лицензии, отобранные у нас», - обозначил Костюк еще одно направление движения.

Следует отметить, что при всем желании нового руководства и даже титанических усилиях инерционное падение добычи, условия для которого активно закладывались на протяжении четырех лет, остановить в ближайшее время не удастся. Несколько высказываний Костюка позволяют предположить, что он тоже это понимает.

Кризис, который невозможно победить быстрыми инвестициями, - кадровый. Известно, что компанию покинуло большое количество инженерно-технического персонала. По словам Костюка, прошлым менеджментом даже была упразднена должность главного инженера. Увольняя специалистов, на работу принимали юристов, охранников, прочий обслуживающий персонал. Сегодня управленцы озвучивают задачу вернуть кадры в строй. О ком конкретно идет речь, пока не ясно. И что особенно насторожило в этом контексте, так это повторение распространенных тезисов о сокращении административных расходов на 20%. Ведь именно под такими лозунгами предыдущий менеджмент «зачистил» компанию от профессиональных кадров. Что вкладывают новые руководители в эти слова, вероятно, узнаем со временем.

Важный посыл был обращен к украинским геофизикам. По словам Костюка, эффективность бурения госкомпании находится на критически низком уровне. УГД планирует возобновить практику использования расширенной геофизической информации до начала работ. Однако сил государственной «Укргеофизики» достаточно только на 65% необходимого объема работ. «Поэтому мы будем привлекать другие украинские компании для проведения геофизических исследований», - сообщил Костюк. Напомним, в Украине две частные компании способны вести работы подобной сложности - «Надра Групп» и «Викоил ЛТД». Учредители обеих - «дети» НАКа разных каденций.

Эффективность бурения также подорвана состоянием материально-технической базы. Костюк заявил о необходимости списания 12 из 81 станка, оперируемого компанией.

Большие надежды менеджмент возлагает на Shell, которая недавно отчиталась об окончании бурения второй скважины в Харьковской области. Впрочем, на данный момент западный инвестор промышленной добычи не ведет, и первый эффект от инвестиций будет ощутим только в ближайшие годы.

Не уставая говорить о финансовых проблемах и путях поиска средств даже не на инвестиции, а хотя бы на зарплаты сотрудникам, на конференции новые менеджеры получили первую серьезную взбучку от журналистов. «Укргаздобыча» работает с 8 независимыми операторами на условиях совместной деятельности. На эти предприятия не распространяется обязанность продажи добываемого газа по заниженным государственным ценам, поэтому реализуют они газ по рынку, отдавая УГД причитающуюся долю деньгами. Однако «Укргаздобыча» уже инициировала поднятие вопроса о получении своей доли в натуральном виде, то бишь газом. «Зачем забирать газ и продавать его по 419 грн. за 1 000 кубов, которую вы сами считаете заниженной, если сегодня вам дают за него рыночную цену?», - не унимался нефтегазовый журналист, посчитавший, что на этом УГД потеряет более 500 млн. грн./г. Парируя, Костюк заявил, что генеральной задачей УГД было и остается обеспечение населения газом и, оказывается, это не та сумма, которая делает погоду в финансах компании. Между тем «пол-ярда» за три года (не за один), потраченные на необоснованные затраты на лицензирование, были выделены в презентации нового менеджмента среди ключевых пунктов недополученной прибыли. «Закрывайте компанию сразу с такими подходами», - посоветовал менеджерам неравнодушный журналист, неудовлетворенный ответом на свой вопрос. Между тем абсолютно понятно, что такие решения Костюк сам бы никогда не принял, так как их абсурдность для компании очевидна. По имеющимся данным, так постановил НАК, который хочет тем самым восполнить запасы чужого газа, взятого «во временное пользование» и не корысти ради у частных владельцев в газохранилищах. Видимо, новый глава «Укргаздобычи» просто не захотел выдавать такого же нового главу «Нафтогаза», а может и кого повыше.

Недопереработка

Не менее сложная ситуация сложилась и в перерабатывающем сегменте. Шебелинка, которая и без того работает в половину мощности, теряет на падении собственной добычи, а теперь еще потеряла давальческий ресурс «Черноморнефтегаза». Шленчак подтвердил информацию о том, что компания не прочь привлечь на заводы давальцев: «Мы ведем переговоры с рядом компаний о дозагрузке мощностей». В личной беседе он также сообщил, что компания планирует привлекать казахское давальческое ШФЛУ на газоперерабатывающее предприятие в Селещине. И хотя для начала этих работ необходимо несколько месяцев для технического согласования, Шленчак выразил уверенность, что давальческий конденсат на Шебелинке, и ШФЛУ на Селещине будут. Более того, он озвучил возможность привлечения до 6 тыс. т газового сырья.

Другое дело, что «Укргаздобыча» может предложить давальцам на выходе? Надо ли напоминать, что с прошлого года по ДСТУ не проходит шебелинский бензин, а летом этого года перестанет в них помещаться и дизельное топливо. Кому нужен такой продукт? При этом Шленчак в духе времени отрезал: «Денег на модернизацию завода нет и не предвидится». Но тут же ошарашил присутствующих: в мае шебелинский бензин снова будет на внутреннем рынке! Каким именно образом это произойдет, было обещано рассказать в конце апреля - начале мае. Интригу он усилил тем, что о возврате старых ДСТУ речь не идет, мол, власти глухи к данным просьбам. Можно предположить, что «Укргаздобыча» вернется к теме выпуска альтернативных топлив, чем ранее уже занималась со смесевиками-биотехнологами из БРСМ. Очень кстати в этой связи будет упомянуть, что попытка правительства ввести акциз на «альтернативу» в размере €139/т была успешно похоронена в парламентском комитете по экономической политике.

Подвесив одну, Шленчак снял с повестки другую интригу. Вопросом «не места и не времени» назвал он тему о развитии розничной сети «Укргаздобычи». В 2011 г. менеджмент госкомпании вознамерился приобрести бизнес автозаправочной сети «Калина» ни много ни мало за миллиард с лишним долларов. Был скандал, сделка сорвалась. Шленчак тогда работал одним из «топов» «Калины». Мог ли он подумать, что спустя три года он окажется на своем сегодняшнем месте? Вряд ли, иначе бы «Калина» не распродала в 2012-2013 гг. свой бизнес…

В завершение отметим, что коммерческий уклон нового менеджмента несколько смущает. Костюк работал в отделе реализации «Укргаздобычи», Шленчак торговал топливом и углем. Люди этой формации, как правило, или не хотят, или не умеют играть в длинную, ищут простые и быстрые решения, результат которых можно быстро ощутить. Лучший пример - Борисов и его команда, оставившие за собой «нули» по прибыли и долги. Конечно, опыт зарабатывания денег тоже ценен, ведь компании деньги нужны как никогда. Но все бывает впервые, и коммерсанты также могут стать хорошими производственниками. Воспользуются новые менеджеры своим шансом переломить ситуацию в компании и вернуть ей былую мощь или станут очередной бригадой по обналичиванию государственного достояния в интересах чиновников и финансово-промышленных групп? Опыт учит не спешить с выводами. Ждем.

Сергей Куюн, Евгений Мочалов

7 апреля 2014 г.


Источник: OilNews
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2020

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов