Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

13.10.2019 :: 20:36

В Токийском заливе затонуло грузовое судно
13.10.2019 :: 12:49

Эсминец ВМС США вошел в Черное море
13.10.2019 :: 11:40

ЕС может ввести оружейное эмбарго против Турции
13.10.2019 :: 11:33

Погода на 13 октября - на всей территории Украины солнечно, температура до +23
12.10.2019 :: 21:44

На базе ВМС Украины открыли Водолазную школу
12.10.2019 :: 21:34

В Киеве частично приостановили движение скоростного трамвая



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
11.03.2014 :: 10:48
В Европу со своей ГТС и за газом

События последних дней показали, что вопрос энергетической безопасности Украины стоит крайне остро. Прежде всего, это безопасность снабжения страны природным газом. Конечно, определяющими в этом направлении являются энергоэффективность и повышение объема внутренней добычи газа. Но не следует сбрасывать со счетов и вопросы диверсификации источников и маршрутов поставки природного газа в Украину.

Остановимся на этом вопросе подробнее. В частности на обеспечении дополнительных возможностей поставки газа в Украину из европейских стран.

С этой целью необходимо предпринять
конкретные шаги по расширению существующей инфраструктуры, т.е. газопроводов-интерконнекторов, соединяющих Украину с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией.

По поводу реверса газа из этих стран написано уже достаточно много. Остановлюсь на относительно новых предложениях.

Ввод в эксплуатацию первой очереди польского терминала по регазификации сжиженного газа в г. Свиноустье, возможности его расширения до 7,5-10 млрд. кубометров газа в год позволяют, по моему мнению, говорить о возможности реализации полномасштабной поставки этого газа (как, впрочем, и иного «европейского» газа) в Украину. Поэтому первоочередной задачей становится расширение имеющейся инфраструктуры с Польшей.

Необходимо согласовать с польскими коллегами (компанией-оператором польской ГТС Gaz-System) учет интересов Украины при реализации планов Польши по расширению польской газотранспортной сети (в том числе газопровод Страханина-Погорска Воля).

Кроме проектов, рассматриваемых в Польше, было бы целесообразным оценить и ряд дополнительных возможностей. По мнению специалистов ПАО «Укртрансгаз», главной среди них является использование незагруженной системы газопроводов, соединяющей белорусский город Ивацевичи и украинский Долина. Система построена в 1987 г., протяженность - 550 км, диаметр 1020-1220 мм. По ней предполагалось транспортировать до 30 млрд. кубометров российского газа в год для дальнейшего его экспорта в Европу. Так вот, идея заключается в том, чтобы соединить эту систему газопроводов с польской газотранспортной системой новым интерконнектором.

Наши расчеты показывают, что для транспортировки около 10-15 млрд. кубометров в год необходимо построить газопровод протяженностью около 135-200 км и диаметром 1020-1220 мм из района города Пшеворск (Польша). Ориентировочная стоимость реализации этого проекта составляет 630-800 млн. долл. За два-три года этот проект можно осуществить.

Надо отметить, что обеспечение возможности транспортировки около 15 млрд. кубометров в год через территорию Украины в направлении с севера на юг - это, по сути, составная часть реализации проекта газотранспортного коридора «Север-Юг», осуществляемого в Европейском Союзе.

Что интересно, поставка 15 млрд. кубометров газа в год через газопроводы Ивацевичи-Долина, подключенные к западноукраинским подземным хранилищам газа (ПХГ), позволяет обеспечить хранение в них стратегических резервов для европейских стран. Ведь газ из этих хранилищ может быть поставлен практически в любую страну Европейского Союза.

Отметим, что согласно директивам ЕС страны - члены Евросоюза в соответствии со своим законодательством создали стратегические резервы нефти и нефтепродуктов. При этом только Венгрия законодательно включила в этот перечень и стратегические резервы природного газа. Видимо, в ближайшей перспективе требование создавать и хранить стратегические резервы природного газа будет распространено и на другие страны ЕС. Западноукраинские ПХГ идеально подходят для этой цели.

Следующий пример реальных проектов диверсификации - это участие Украины в строительстве Трансанатолийского газопровода (TANAP) в Турции. С помощью этого газопровода возможна подача в Украину суммарно 10 млрд. кубометров в год, в том числе 5 млрд. - азербайджанского газа через ГТС Болгарии и Румынии и до 5 млрд. - через газопровод-отвод до г. Трабзон и далее в сжатом виде морем до Одессы или Феодосии. В этом направлении необходимо эффективно работать.

Вопрос реверса газа из Европы в Украину связан не только с трансграничными переходами, но и с обеспечением (в условиях ограниченной или нулевой поставки и транзита газа из России) реверсных потоков газа в самой Украине - с запада на восток. Этот вопрос требует детальной проработки с расчетом потоков газа и необходимых капитальных вложений. Особенно если при этом будет существовать и транзитный поток российского газа с востока на запад.

Теперь рассмотрим еще одно необходимое условие повышения энергетической безопасности нашей страны.

Реальную диверсификацию поставки газа в Украину, на мой взгляд, невозможно реализовать без рассмотрения вопросов интеграции. Интеграции, прежде всего, с газовыми рынками стран Вышеградской группы - Польши, Словакии и Венгрии.

В первую очередь, для этого необходимо обеспечить методологическое единство наших рынков. Мы все понимаем, что структура, система отношений, нормативная база нашего внутреннего рынка природного газа далеки от желаемого и еще дальше от европейских стандартов и практик. В оправдание можно отметить, что если мы начали движение в сторону конкурентного рынка, по сути, в 2010 г., то европейские страны - в 1998-м и пока все еще не достигли желаемого результата.

В статье в ZN.UA (№9 от 9 августа 2013 г.) я подробно останавливался на вопросе о том, что необходимо сделать для создания методологического единства нашего и европейских региональных рынков. Сейчас затрону лишь специфические вопросы, связанные со странами Вышеградской группы.

В июне 2013 г. эти страны рассмотрели дорожную карту работ, которые необходимо выполнить для объединения региональных рынков природного газа. Было бы целесообразным включить в эту карту и предложения Украины об использовании украинской ГТС для реализации коридора «Север-Юг», что позволит в долгосрочной перспективе говорить о создании единого регионального рынка с общим объемом потребления более 100 млрд. кубометров газа в год.

Также необходимо:

- разработать (если нужно) и согласовать национальные кодексы сетей;

- определить оптимальные возможности для соединения интерконнекторами ГТС Украины и стран Вышеградской группы для обеспечения как аверсных, так и реверсных потоков газа;

- согласовать национальные законодательства относительно трансграничной торговли;

- обеспечить законодательные, нормативные и физические условия для надежного хранения стратегических резервов природного газа и объемов для спотовой торговли в западноукраинских ПХГ;

- проанализировать возможности снижения затрат на строительство интерконнекторов между странами Вышеградской группы за счет использования своп-процедур с украинской ГТС;

- создать общую для стран Вышеградской группы и Украины электронную платформу для резервирования/продажи пропускных мощностей газотранспортных систем (аналог системы PRISMA);

- согласовать типовые контракты для торговли природным газом и резервирования/продажи пропускных мощностей;

- создать и запустить в опытную эксплуатацию общую виртуальную торговую площадку, сначала для трансграничной торговли и затем - для торговли природным газом на рынках стран Вышеградской группы и Украины.

28 февраля 2014 г. на заседании Экспертного совета по проблемам газовой промышленности и рынка природного газа были приняты «Основные направления развития газовой промышленности Украины», часть из которых упомянута в этой статье. В ближайшее время совет постарается полностью опубликовать этот документ в СМИ и направит его в органы исполнительной власти.

В статье приведены лишь основные задачи, которые необходимо, на мой взгляд, решить для обеспечения нашей энергетической безопасности в газовой сфере. Думаю, что большая часть из них может быть выполнена не позже 2016 г. Но времени на раскачку нет.

Леонид Униговский

11.03.2014 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов