Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
КоммерсантЪ-Украина
20.05.2008 :: 12:41
Узлы противоречий

Производство автомобилей в Украине вынуждено переходить на мелкоузловую сборку

Украинские автопроизводители открывают полноценное производство автомобилей. После снижения ввозной пошлины на импортные автомобили в связи со вступлением страны в ВТО заниматься крупноузловой сборкой станет невыгодно. Чтобы не потерять рынок, компании переходят на мелкоузловую сборку. Впрочем, автокомпании могут и не успеть переоборудовать производство - законопроект, которым предлагается перенести снижение пошлин на следующий год, на прошлой неделе был принят только в первом чтении. А на долю
крупноузловой сборки приходится 67% всего производства автомобилей в стране.

Ввоз ограничен

До вступления Украины во всемирный торговый клуб ввоз в страну готовых автомобилей (SBU) облагался пошлиной в размере 25% от их таможенной стоимости. Согласно тарифным приложениям к протоколу о вступлении Украины в ВТО, с 16 мая эта пошлина должна была быть снижена до 10%. При этом неизменной, в размере 3-5%, останется пошлина на автомобильные комплектующие (готовый кузов, двигатель и отдельно взятая ходовая), используемые в крупноузловой сборке (SKD) автомобиля. Комплектующие для мелкоузловой сборки (CKD) автомобиля, которая предполагает полномасштабное производство, включая сварку и покраску, облагаться пошлиной не будут.

Введение новых таможенных пошлин уже с 16 мая не поддержали парламентарии. В пятницу Верховная рада приняла в первом чтении законопроект #2351-1 «О внесении изменений в закон 'О таможенном тарифе'« народного депутата Сергея Терехина (БЮТ). Документ предполагает установление «адаптационного периода» в том числе для автомобилестроителей и, как следствие, предлагает не снижать таможенные ставки до 1 января 2009 года. Отметим, что в день голосования поддержать законопроект депутатов убеждал народный депутат Тариэл Васадзе (БЮТ), считающийся основным владельцем корпорации «Укравто» - крупнейшего в Украине автодилера и контролирующего собственника крупнейшего украинского автозавода - Запорожского. По мнению господина Васадзе, без адаптационного периода автомобилестроительная промышленность может потерять от вступления в ВТО около 2,5 млрд. грн только в этом году. Рассмотреть законопроект во втором чтении и в целом планируется в ближайшее время.

В крупном узле

Производители беспокоятся не случайно. На сегодняшний день из четырех автопроизводителей Украины - а это корпорация «Богдан» (контролирует ЛуАЗ и «Черкасский автобус»), «Автоинвестстрой» (АИС; КрАСЗ), «Еврокар» и ЗАЗ - только последний занимается CKD-сборкой, да и то всего нескольких моделей (ВАЗ-2193, ВАЗ-2199, Lanos, «Славута», «Таврия-Пикап» и I-VAN). Остальные участники рынка специализируются на SKD-сборке, при которой автомобили, поставляемые на украинский завод, собраны на 70-80%. «Крупноузловая сборка - это сборка, как правило, семи элементов, что на определенном этапе является оптимизацией ценообразования автомобиля»,- говорит директор консалтинговой компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий. Очевидно, именно этим объясняется тот факт, что из 390 тыс. произведенных в 2007 году автомобилей в Украине 67% пришлось на SKD-сборку. Но господин Омельницкий уверен, что именно членство Украины в ВТО будет способствовать переводу мощностей от SKD- к CKD-сборке. С необходимостью замены производства на мелкоузловую сборку автомобилей соглашаются и участники рынка. «Есть риск резкого, почти наполовину, сокращения SKD-сборки, так как при десятипроцентной пошлине во многих случаях она станет просто бессмысленной»,- говорят в «Укравто».

Гонка перевооружения

Процесс перевода мощностей от крупноузловой сборки на полномасштабное производство украинские автопроизводители начали еще несколько лет назад. В этом году корпорация «Богдан» намерена запустить новый автомобильный завод в Черкассах мощностью 120 тыс. единиц в год. Первая очередь предполагает CKD-сборку автомобилей ВАЗ-2110 и ВАЗ-2111, а вторая - перевод трех моделей автомобилей марки Hyundai от SKD к CKD-сборке. «В дальнейшем 'Богдан' готов рассмотреть возможность перевода всех моделей автомобилей Hyundai и Kia, собираемых сейчас в Украине, на CKD-сборку»,- говорят в компании.

«Укравто» также намерена полностью отказаться от SKD-сборки автомобилей на подконтрольном ей Ильичевском заводе автомобильных агрегатов (ИЗАА). В 2009-2010 годах компания планирует наладить на ИЗАА CKD-сборку автобусов I-VAN и грузовиков Tata. «Укравто» собирается производить около 5 тыс. автобусов и 12 тыс. грузовиков в год. Кроме того, «Укравто» заявила о планах строительства нового завода в Запорожской области мощностью 300 тыс. автомобилей в год. Для этого компания просит Запорожскую облгосадминистрацию выделить земельный участок площадью 400 га.

Еще один украинский автопроизводитель - компания «Атолл Холдинг», владеющая заводом «Еврокар» в Закарпатской области,- реализует сейчас программу перевода производства от SKD- к CKD-сборке. По словам главы набсовета «Еврокара» и мажоритарного собственника завода Олега Боярина, в конце 2009-го-начале 2010 года планируется запустить первую очередь CKD-сборки отдельных моделей автомобилей марки Skoda мощностью 50 тыс. единиц в год. Вторая очередь позволит увеличить выпуск автомобилей до 100-120 тыс. единиц в год.

Единственной компанией, которая до сих пор не объявила о своих планах в связи со вступлением Украины в ВТО, остается АИС Дмитрия Святаша.

Деньги в перспективу

Увеличение объемов производства автомобилей в Украине - логичный шаг, отмечают эксперты. По данным AUTO-Consulting, в ближайшие год-три темпы роста объема потребления автомобилей будут только расти, и уже к 2010 году потребление достигнет 1 млн. единиц в год (в 2007 году - 542 тыс.). «В Украине насыщенность рынка не превышает 150 автомобилей на тысячу человек населения, что в два-три раза ниже показателя развитых стран. Это значит, что как минимум 2-2,5 млн. новых автомобилей наш рынок способен поглотить»,- говорит начальник департамента промышленных товаров ГП «Держзовнишинформ» Артур Полищук.

В то же время ожидать понижения цен на новые автомобили не стоит, отмечает господин Полищук. «Повышение цен на автомобили наблюдается во всем мире - это показатель так называемой автомобильной инфляции. Каждый новый автомобиль становится более технологичным, имеет более широкую комплектацию, кроме того, не стоит забывать о постоянном росте цен на энергоносители и сырье»,- соглашается Олег Омельницкий из AUTO-Consulting.

Эксперты отмечают, что украинский рынок интересен для мировых автогигантов, поскольку по итогам 2007 года являлся седьмым в Европе по объемам продаж. «С другой стороны, Украины 'проспала' всех иностранных инвесторов из-за своей неопределенной политики в отношении автопроизводителей»,- говорит господин Омельницкий. По его мнению, из мировых лидеров никто не будет размещать здесь производство, поскольку оно уже есть в сопредельных странах либо странах Восточной Европы. «Теперь остается ждать китайцев или индийцев. Рано или поздно они выйдут на рынки развитых стран и захотят строить сборочные и производственные предприятия поближе к потребителю, что даст нам новый шанс, если, конечно, мы снова не проиграем конкурентную борьбу за новые заводы странам-соседям»,- говорит Артур Полищук.

Александр Черновалов

Вступление Украины в ВТО сопровождается снижением ставок импортных пошлин на новые легковые автомобили с существующих 25% до 10%. Ожидается, что оно приведет к обострению конкурентной борьбы между отечественными автопроизводителями и импортерами. Конкуренция будет особенно заметна в сегменте недорогих марок, которые в настоящее время собирают методом крупноузловой сборки на украинских заводах. Большинство украинских автомобильных холдингов, будучи производителями, одновременно являются и официальными дилерами собираемых ими иностранных марок. С учетом того, что импортные пошлины на машинокомплекты и комплектующие по-прежнему остаются на уровне 5%, введение низких ввозных пошлин на готовые автомобили существенно снижает привлекательность для отечественного автопроизводителя крупноузловой сборки, для которой характерна сравнительно невысокая добавленная стоимость в общей структуре стоимости автомобиля. В итоге импортировать новые машины становится более выгодно, нежели продолжать их сборку крупноузловым методом. В то же время мелкоузловая сборка остается привлекательной для отечественного автопрома, хотя ее развитие требует значительных инвестиций. С локализацией производства до 50% и выше организация мелкоузловой сборки существенно увеличивает долю добавленной стоимости отечественных производителей, позволяя сокращать производственные затраты за счет использования сравнительно дешевой рабочей силы и отечественных комплектующих. Это дает производителям возможность использовать более гибкую ценовую политику. Именно в связи с перспективой вступления Украины в ВТО отечественные автопроизводители всерьез задумались о строительстве производственных мощностей для мелкоузловой сборки. Так, автозавод «Богдан» еще в 2005 году инициировал строительство завода мелкоузловой сборки автомобилей в Черкассах мощностью 120 тыс. машин в год, который планируется запустить уже в июне этого года. Вслед за «Богданом» о реализации крупномасштабных проектов по организации полного цикла производства заявили и остальные отечественные производители, включая ЗАЗ, «Еврокар» и АИС.

Аналитик Dragon Capital Таисия Шепетко

20.05.2008 г.


Источник: КоммерсантЪ-Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}