24.02.2012 :: 10:19
«Укрзализныця» прощается с «совком»
Реформе «Укрзализныци» официально дан зеленый свет: Рада приняла необходимый для этого пакет документов. Следующим этапом станет корпоратизация железной дороги, что должно привести организационную структуру «Укрзалізниці» в соответствие с мировыми образцами операторских компаний в этой отрасли
Вчера парламент поддержал во втором чтении законопроекты №9337 «Об особенностях создания акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования» и №9377 «О внесении изменений в закон о железнодорожном транспорте». Нормативные акты закрепляют механизм корпоратизации «Укрзалізниці» и разделения хозяйственных и регуляторных функций на железнодорожном транспорте. Во время голосования не обошлось без депутатских баталий: оппозиционные фракции отказались поддержать законопроекты, но голосов фракций ПР, Народной партии и группы «Реформи заради майбутнього» хватило для принятия положительного решения.
Принятие данных законов - первый шаг в рамках комплексной железнодорожной реформы, концепция которой была разработана еще в 2004 г. Отсутствие политической воли, а также борьба многочисленных противоборствующих сил, заинтересованных в максимально длительном сохранении заниженных тарифов на грузоперевозки,- все это привело к тому, что долгие годы какие-либо практические шаги в направлении реформы не предпринимались. Однако с принятием законов будут созданы предпосылки для того, чтобы и железнодорожные перевозки могли стать полноценным бизнесом, приносящим прибыль собственнику.
Первый этап реформы, в ходе которого будет осуществлена реструктуризация «Укрзалізниці» по функциональному принципу, рассчитан на два года - 2012-2013. За этот период планируется создать публичное акционерное общество «Украинские железные дороги», 100% акций которого будут закреплены в госсобственности. По словам руководителей железной дороги, акционирование предприятия не равносильно его приватизации, как это трактуют представители отдельных политических сил.
«Понятия «акционерное общество», «дочернее предприятие», «инвестор» почему-то вызывают у наших людей аналогию с приватизацией. Это абсолютно ложное представление. Государство не допустит приватизации инфраструктуры»,- заверил в одном из своих недавних интервью первый замгендиректора «Укрзалізниці» Сергей Болоболин. В частности, согласно принятому законопроекту об акционировании, все ключевые объекты железнодорожной инфраструктуры, такие как колеи, контактная сеть, железнодорожные станции, системы управления движением, не будут принадлежать создаваемому ПАО, в уставный фонд которого вносится лишь право хозяйственного ведения перечисленными объектами.
Подготовку к реструктуризации системы железнодорожного транспорта по видам деятельности железная дорога начала в конце прошлого года, запустив процесс передачи вагонов государственным предприятиям - дочерним структурам «Укрзалізниці». Это мероприятие вызвало много нареканий со стороны пользователей вагонами. В свою очередь госадминистрация аргументировала свои действия необходимостью повышать эффективность управления парком вагонов.
Впрочем, несмотря на критику, многочисленные отраслевые эксперты и участники рынка перевозок оценили начало реформ позитивно. По словам зампроректора Государственного экономико-технологического университета транспорта Ивана Родионова, в разное время рассматривались альтернативные варианты реформы - например, преобразование «Укрзалізниці» в госпредприятие, концерн.
«Но АО - лучшая из возможных форм. Ее плюсы состоят в том, что акционерное общество может выводить свое имущество в дочерние структуры, создавая новые бизнесы. При этом стоимость этого бизнеса не соответствует стоимости переданного имущества, а создает эффект мультипликации, иногда многократно возрастая»,- отмечает эксперт.
Несмотря на то что начало преобразований оказалось достаточно болезненным для бизнеса, тем не менее, ряд объединений грузоотправителей уже признали, что на действующей модели далеко не уехать - ни в прямом, ни в переносном смысле. В поддержку реформы высказались «Федерация металлургов» и «Украинская зерновая ассоциация», которая подписала с железной дорогой соответствующий меморандум.
«Главное, чтобы был диалог и его удалось достичь. Все остальные проблемы решаемы»,- прокомментировал этот шаг глава зернотрейдерской компании «Нибулон» Алексей Вадатурский. Основные ожидания участников рынка связаны с преодолением проблемы дефицита грузовых вагонов.
Начало реформы должно стать сигналом для зарубежных банков, которые обещают возобновить кредитование отрасли под обновление основных фондов. Уже вчера ЕБРР заявил о размораживании программы займов для «Укрзалізниці» и готовности выделить ей новый кредитный транш на закупку вагонов в размере $62,5 млн.
Олег Кильницкий
24 февраля 2012 г.
Источник: Экономические Известия |