15.03.2012 :: 10:36
«Укрзализныця» определилась с правилами
Госмонополист сформировал цену и порядок расчетов за пользование государственными вагонами при транзитных перевозках
Утвержденные профильным министерством инициативы железнодорожного монополиста определяют условия и порядок пользования собственными вагонами для перевозок транзитных грузов.
В частности, после нескольких месяцев экспериментов «Укрзалізниця» определилась с тем, как будет функционировать структура, которая предоставляет в пользование грузовые вагоны, пребывающие в госсобственности. Особых новшеств в схеме нет - на бумаге лишь закреплены действующие в последнее время правила внутренних и экспортно-импортных перевозок.
Так, основным исполнителем услуги по предоставлению вагонов определен ГП «Украинский транспортно-логистический центр» (УТЛЦ). При этом основной исполнитель может делегировать свои функции третьим лицам. Вагонные операторы «Укрзалізниці» - ГП «Дарницкий вагоноремонтный завод» и ГП «Укрспецвагон» - будут выступать в статусе соисполнителей. К их функциям отнесено предоставление вагонов в технически исправном состоянии, а также выполнение полного комплекса ремонтных работ.
Получателем платы от заказчиков услуги определено ГП УТЛЦ; соисполнители получают плату от основного исполнителя. Цена услуг по предоставлению полувагонов является договорной, утверждаемой протоколом согласования между клиентом и УТЛЦ.
Несмотря на то, что роли транспортных предприятий расписаны, ясности в том, кто и как будет распоряжаться полученными от грузоотправителей деньгами, нет.
«В документах более четко определяется плата исполнителю услуги - ГП УТЛЦ. Однако логистический центр волен привлекать посредников и делиться с ними денежными поступлениями. Для этого и были созданы шесть обществ с ограниченной ответственностью - по одной для каждой железной дороги. После чего на внутренних перевозках плата посредникам выросла с 0,3% до 3%. По транзитным плата ГП УТЛЦ будет несколько меньшей, так как тарифы выше»,- рассказывает аналитик ИГ «Арт Капитал» Алексей Андрейченко.
Пакет новых документов также содержит информацию о нормах расчетов за услуги, связанные с грузовыми перевозками железной дорогой. Так, цена для крытого вагона является фиксированной, включающей плату за пользование вагоном ($24 в сутки, без НДС) и плату за услуги ГП УТЛЦ ($1 в сутки, без НДС). Примечательно, что в этой модели отсутствует привязка тарифа к типу груза.
«Цены «Укрзалізниці» остаются самыми низкими на рынке железнодорожных перевозок, по некоторым видам грузов и вовсе демпинговыми. В связи с этим и предлагаются модели тарифов без привязки к типу груза. Они будут зависеть только от типа вагона. Однако вряд ли новые нормы поспособствуют установлению более прозрачной ценовой политики. Ведь вводятся новые сборы, которых раньше не было,- например, суточный сбор за использование вагона. При этом в тарифе уже есть вагонная составляющая, которая определяется в зависимости от типа вагона и расстояния»,- отмечает Алексей Андрейченко.
В целом эксперт полагает, что грузоотправителям следует готовиться к тому, что их затраты в очередной раз возрастут.
Виктория Подолянец
15 марта 2012 г.
Источник: Экономические Известия |