Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
23.07.2013 :: 10:58
Украинский рапс не нужен Европе

Совсем недавно в ЕС планировали активизировать разработку биотоплива. Официально цель «зеленой революции»: увеличить использование биотоплива в транспортных средствах до 10% к 2020 году. Теперь же концепция европейского парламента кардинально поменялась. Долю использования биотоплива на основе продовольственных культур решено ограничить до 5,5% от общего объема топлива, необходимого для транспортного сектора. Финальное голосование в ЕС относительно утверждения новых правил состоится в сентябре. Однако уже сейчас отечественные аграрии озабочены происходящим. Ведь в Украине рапс выращивают
преимущественно для энергетических нужд Европы, где доля «био» дизеля в каждом баке не менее 2-4%.

Еще несколько лет назад специалисты агросектора забили тревогу: посевы рапса в Украине росли не просто быстро, а стремительно. Площадь рапсовых посевов увеличилась почти до 4 млн. га, тогда как еще десять лет назад рапс занимал не более 50 тыс. га Казалось, еще немного - и эта «тяжелая» для почвы техническая культура вытеснит с наших полей все остальные.

Всплеск спроса был вызван экспортом культуры в страны ЕС - в Нидерланды (20%), Бельгию (20%), Польшу (18%), Францию (17%) и Германию (12%). Из необработанных семян в Европе производят масла, которые добавляют в топливо. В 2008-2009 годах на долю Украины приходилось свыше 20% всего мирового экспорта рапса, а рентабельность приближалась к 270%. На пике спроса тонна рапса стоила 600 евро, в то время как пшеница высшего сорта - 160 евро. Но три года назад в Германии были отменены льготы на производство биотоплива, и в 2011-м выпуск биодизеля в Евросоюзе сократился более чем на 6%. Местные власти разрешили использовать в качестве сырья для биодизеля генномодифицированный канадский рапс - канолу, а приоритетом был назван импорт готового биодизеля. В результате европейское биотопливо уступил место аргентинскому соевому и индонезийскому пальмовому метиловым эфирам. Соответственно спрос на украинское сырье упал, а вслед за ним упала и рентабельность выращивания отечественного рапса - в среднем до 30%.

Перспективы еще менее радужны. Евросоюз обещает отменить дотации на производство биотоплива к 2020 году, и хотя на данный момент этот вопрос остается открытым, неопределенность негативно отражается на посевных площадях и валовом сборе урожая. По данным ИА «АПКИнформ», в текущем сезоне уборочные площади под рапсом составили 547 тыс. га. (Для сравнения: в 2011/12 - 832,7 тыс. га, а в сезоне-2010/11 - 862,5 тыс. га.) Валовой сбор украинского рапса тоже снижается: ежегодно собирают на 220-250 тыс. т меньше. А нынешний год вообще обещает стать «антирекордным» - сбор может недотянуть до заветного 1 млн. т. И хотя закупочные цены озвучиваются в пределах 430-450 евро/т, опрошенные «k:» производители отмечают, что форвардных контрактов на закупку этой культуры, традиционно заключаемых в июне, в этом году было очень мало.

Заместить падающий европейский спрос могли бы украинские переработчики, но - увы. «В этом сезоне объем переработки семян на масло, по прогнозам экспертов, сократится до мизерного объема 10 тыс. т. Спрос на продукты переработки рапса (масло и шрот/жмых) на внутреннем рынке минимальный», - объясняет эксперт украинского рынка масличных культур ИА «АПКИнформ» Светлана Гноевец.

Нивелировать последствия ценовых перепадов на топливном рынке можно было бы за счет перехода тех же аграриев на биотопливо. «Распробовавшие» биодизель сельхозпроизводители (в основном те, кто специализируется на выращивании рапса) закупают бэушные установки в Германии и Чехии и утверждают, что ничего сложного в этой технологии нет. По словам директора сельхозпредприятия «Рапсодия» Игоря Антоника, технология производства биодизеля не сложнее, чем технология производства самогона. Однако даже такая простота почемуто не является стимулом для крупного бизнеса. В целесообразность «зеленых» технологий на отечественном рынке по-прежнему верят единицы.

Формально в нашей стране существуют программы поддержки производства биотоплива. Например, еще при Леониде Кучме была разработана программа, предусматривавшая не только увеличение посевных площадей под рапсом (что по факту и произошло), но и строительство к 2010 году двадцати заводов по производству биодизеля. Позднее было принято множество иных документов во благо энергонезависимости страны. На этом реформы закончились. Так что резкое снижение Европой закупок украинского рапса к активному росту внутреннего рынка биодизеля приведет еще не скоро.

Светлана Попель

23.07.2013 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}