Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
06.02.2013 :: 10:28
Украинский нефтерынок под российским присмотром

 Энергетическая зависимость Украины от России в 2013 году приобретет новый оттенок. Причем в то время, как правительство начало решать проблему диверсификации поставок газа с помощью закупок на европейском спотовом рынке и допуском американских компаний к разведке и добыче сланцевого газа.

В самом деле, в 2011-2012 гг., впервые с 1999 года, объем поставок нефтепродуктов российскими компаниями приблизился к 30%. В частности, ТНК (через Лисичанскиий НПЗ) контролирует 14% рынка, а на импорт из России приходится еще 14%. Если учесть, что поставки с белорусских НПЗ составляют еще
25% украинского рынка (а уже сейчас идут интенсивные переговоры об их продаже Роснефти и Газпромнефти), то в самой близкой перспективе Россия получит полный контроль над рынком нефтепродуктов в Украине.

Стоит отметить, что именно таким образом, с помощью экспансии в 1999-2000 гг., российские компании захватили два крупнейших на то время НПЗ в Одессе и Лисичанске. Пока было выгодно, русские использовали мощности заводов и стремительно захватывали оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами. Как только их поставили в равные условия с импортерами нефтепродуктов из ЕС и Беларуси, они остановили переработку и начали поочередно обрабатывать то Банковую, то Кремль, чтобы вернуть налоговые льготы или поднять импортные акцизы на бензин и дизтопливо.

Конфликт с татарскими инвесторами в Кременчуцком НПЗ закрыл дорогу для стабильного импорта и переработки нефти из альтернативных источников. Попытки, конечно, были, но контролирующая НПЗ группа «Приват» так и не нашла полноценной замены российской нефти.

За все годы работы ни «Лукойл», ни ТНК не провели обещанной модернизации заводов. Впрочем, это было бессмысленно на фоне отсутствия каких-либо стимулов со стороны государства или соответствующих вложений в конкурирующие НПЗ (группы «Континиум» или того же «Привата»).

Когда же украинские финансово-промышленные группы предлагают выкупить перерабатывающие мощности (как в случае предложения Group DF к ТНК о покупке Лисичанского НПЗ), то на их пути встает кремлевское лобби. Как сообщали СМИ, сделку о продаже Лисичанского НПЗ заблокировал лично Игорь Сечин – председатель правления «Роснефти» и близкий друг Владимира Путина. Кстати, уже после покупки «Роснефтью» ТНК россияне заявили о вложении 30 млн. долл. в развитие розничной сети АЗС в Украине.

В результате Украина оказалась в небезопасном положении. Поставки нефтепродуктов из стран Таможенного союза (России, Беларуси и Казахстана), по данным Минэнерго, облагаются вдвое меньшей экспортной пошлиной, чем поставки нефти на украинские НПЗ. Соответственно, себестоимость производства тонны бензина в Украине выше, чем в России и Белоруссии, на 39%, а тонны дизтоплива – на 47,5%. То есть, еще чуть-чуть и альтернативы дешевым поставкам из Таможенного союза не будет вообще.

Таким образом, Украина рискует потерять еще один козырь в переговорах с Россией. На бензиновой «игле» у россиян уже сегодня сидят и госкомпании, и большой бизнес, ориентированный на экспорт, а потому и формирующий госбюджет. При этом нужно учитывать, что «Лукойл» и ТНК (теперь «Роснефть), контролируют до 25% дизтоплива, а это почти каждый год приводило к сезонным скачкам цен во время посевной и уборочной кампаний.

А в авиационной отрасли вообще 100% зависимость от поставок из России. Сейчас авиатопливо в страну ввозят два основных поставщика – «ТНК-ВР-Авиа» (топливо «Рязанской нефтеперерабатывающей компании» и «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез») и «ЛукАвиа Ойл» (топливо Волгоградского НПЗ). При этом как только государство начинает наводить порядок и пытается установить справедливые акцизы на авиатопливо, импортеры сразу угрожают прекратить поставки и парализовать авиационное сообщение.

То же касается и потребностей такого государственного гиганта как Укрзализныця. Вне независимости от того, кто является поставщиком УЗ – группа «Континиум» или Первая топливная компания – обе компании покупают топливо «Лукойла». Соответственно, менеджмент нефтяной компании, оказавшейся единственной частной после поглощения ЮКОСа и ТНК, будет четко следовать политическим инструкциям из Кремля, продиктованным повесткой экономической экспансии в СНГ, а не прислушиваться к экономическим аргументам своих украинских партнеров. Чем это угрожает, хорошо видно на примерах «торговых» и «газовых» войн последних пяти лет между Украиной и Россией.

Сейчас на рынке циркулирует информация о том, что «Лукойл» уже начал делать своим украинским партнерам «предложение, от которого нельзя отказаться». При этом в разговорах с деловыми партнерами – «Континиумом» и ПТК - «лукойловцы» кивают на Кремль: мол на самом верху уже принято решение о вступлении Украины в Таможенный союз. Поэтому, или соглашаетесь на наши условия, или покидаете рынок сразу после вступления решения в силу. А потерять такого клиента, как Укрзализныця - вряд ли захочется.

Впрочем, несмотря на то, что доля поставок топлива Укрзализныце сейчас приблизительно равна («Континиум» сильно сократил свое влияние на УЗ), украинцев раздражает такой подход нефтяного гиганта. Рынок поставок топлива никогда нельзя было назвать прозрачным, но правила которые диктуют россияне – вызывают изумление даже у людей, которые в принципе всегда строили бизнес на личных договоренностях. Скоро станет понятно: действительно ли территория Украины, в частности УЗ, была отдана менеджерам «Лукойла» для «кормления» или это просто блеф накануне передела рынка.

Анна Веселова

06.02.2013 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}