Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

24.11.2020 :: 18:00

МИУ готовит к объявлению новые концессионные конкурсы ©
24.11.2020 :: 17:47

Украина развивает сотрудничество в рамках ОЧЭС для реализации перспективных проектов в Черноморском регионе МИУ ©
24.11.2020 :: 17:45

«Госгидрография» сняла сезонные буи на Кременчугском и Каменском водохранилищах
24.11.2020 :: 17:39

Комитет IMO одобрил запрет на мазут в Арктике с некоторыми исключениями
24.11.2020 :: 17:32

«Укроборонпром» меняет систему корпоративного управления ГП «Антонов» по итогам аудита ©
24.11.2020 :: 16:11

Зерновые и зернобобовые собраны с 96% засеянных площадей - Минэкономики



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes Украина
04.06.2014 :: 11:34
Украинская ГТС: Европе - вершки, РФ - корешки

и почему ЕС резко изменил свою однозначную политику поддержки Украины и перешел на сторону РФ

Украина потихоньку начала двигаться в сторону приватизации газотранспортной системы. Это еще не означает, что украинские магистральные газопроводы и подземные хранилища доживают свои последние дни в собственности государства. Но Минэнерго уже сделало конкретные шаги для разделения ГТС, что станет первым этапом продажи «трубы». Премьер Арсений Яценюк также подтвердил, что в Украине появятся различные компании, которые будут заниматься транзитом и хранением
газа.

Разделение ГТС

Весьма поспешно − и как раз во время переговоров с «Газпромом» − правительство и Министерство энергетики и угольной промышленности инициировало процесс корпоратизации ГТС. Ведь раньше руководители отрасли никого не ставили в известность о своих планах по поводу такого серьезного шага, который будет иметь решающее значение как для транзитной, так и добывающей отрасли.

Наконец, еще в апреле о корпоратизации ГТС никто даже не заикался. Более того, корпоратизация подземных хранилищ и газопроводов даже не была конкретно предусмотрена в официальных планах развития энергетики Украины. В отличие, например, от корпоратизации «Энергоатома» и «Укрэнерго», о которой прямо сказано в «Энергетической стратегии Украины до 2030 года».

Что касается ГТС, то в Стратегии и речи не было о корпоратизации. Обсуждались варианты создания консорциума, но как будет решаться вопрос принадлежности имущества в консорциуме (ПХГ, магистральные газопроводы) − этот вопрос не раскрывался. «В управлении ГТС государству нужно выбрать модель, которая приведет к максимизации объемов транзита в долгосрочной перспективе. Одним из возможных решений может быть создание консорциума с участием стратегических инвесторов с сохранением стратегического контроля над ГТС со стороны государства», − буквально сказано в Энергостратегии государства.

Но факт имеет место, и реформа стартовала. На базе Управления единой газотранспортной системы Украины предусмотрено создание двух публичных акционерных обществ: «Магистральные газопроводы Украины» и «Подземные газовые хранилища Украины». Фактически компания «Укртрансгаз» прекратит свое существование в нынешнем виде. Новые акционерные общества будут созданы со 100% собственностью государства.

Собственно, уже и сам премьер-министр Яценюк подтвердил такие намерения. «Украина создаст ОАО «Украинская газотранспортная система», которое будет заниматься исключительно прокачкой газа по территории Украины», − заявил глава правительства. Слова премьера касаются только магистральных газопроводов, но такая же судьба ожидает и ПХГ.

В то же время, согласно статье 7 закона «О трубопроводном транспорте», правительство Украины будет иметь право предлагать вносить существующие предприятия, например, в совместное предприятие с европейскими или российскими компаниями.

Формально корпоратизация не означает приватизацию. Точно так же имущество будущего ПАО «Магистральные газопроводы Украины» и ОАО «Подземные газовые хранилища Украины» не подлежит приватизации.

Процесс инициирования корпоратизации ГТС совпал с заявлениями соответствующего «настроения», сделанными премьером Арсением Яценюком. Только за последний месяц он трижды фиксировал необходимость инвестиций в ГТС Украины со стороны ЕС и США. И всего лишь раз в премьерских репликах появились упоминания и о России как возможном пользователе услуг отечественной ГТС.

«Украина готова к широкому сотрудничеству в энергетическом секторе с американскими и европейскими компаниями. Лучшим ответом на энергетическую зависимость Украины от России будет присутствие в Украине европейских и американских инвесторов. В том числе мы готовы рассматривать вопрос совместной эксплуатации и модернизации украинской газотранспортной системы», − сказал Яценюк во время встречи с вице-президентом США Джо Байденом 22 апреля этого года.

Подобная позиция высказывалась и в письме Арсения Яценюка странам ЕС и Еврокомиссии, датированном 20 мая.

«Украина как участник Европейской Энергетической Хартии и Энергетического Сообщества официально заявляет свою позицию о необходимости совместной модернизации и эксплуатации украинской газотранспортной системы, включая подземные газохранилища, украинским государством с привлечением инвесторов из Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки. Отдельно отмечаем, что Российская Федерация не является стороной упомянутых международных инструментов, которые устанавливают прозрачные правила обеспечения энергетической безопасности европейского континента. В этом контексте предлагаем подписать новые соответствующие договоры, которые позволят европейским газовым компаниям использовать свободные мощности украинских подземных хранилищ газа в общих интересах энергетической безопасности», − было сказано в документе.

А уже через неделю, 27 мая, в своем выступлении на заседании правительства премьер упомянул Россию как возможного партнера в пользовании ГТС.

«В условиях газового кризиса мы должны по-новому построить энергетический рынок Европы. Это означает, что украинская газотранспортная система должна совместно эксплуатироваться и модернизироваться нашими европейскими партнерами и партнерами из США. Это означает, что украинские хранилища должны быть наполнены газом. И этот газ должен принадлежать украинским, европейским, американским компаниям. Если хочет Россия заходить − пожалуйста. Мы дадим всем доступ, как этого требует международное законодательство», − сообщил Яценюк.

По нашей информации, инициаторами и мотиваторами такого шага стала совместная позиция ЕС и России на последних газовых переговорах. Третий большой газовый конфликт за последние 8 лет (до этого − газовые войны 2006 и 2009 гг.) поставил Евросоюз перед фактом: во избежание повторения конфликтов нужно контролировать деятельность ГТС. Безусловно, речь идет о совместном контроле Украины, ЕС и России.

К тому же, за короткое время мы стали свидетелями того, как ЕС резко изменил свою однозначную политику поддержки Украины и перешел на сторону России. Сначала в вопросе погашения долга, а уже потом в вечном вопросе надежности транзита газа через Украину.

Не менее важным фактом стали активные консультации премьер-министра Яценюка с США по дальнейшей эксплуатации ГТС. Это лишь ускорило процесс консолидации ЕС и России.

Фактически, на наших глазах разыгрывается очередная попытка создания компаний для транзита газа в ЕС и хранения газа в ПХГ. Однако от изменения слагаемых сумма не меняется, поэтому в результате Украина может увидеть старую идею консорциума в новой европейско-российской обертке.

ПАО «Магистральные газопроводы Украины»

Новое предприятие объединит в себе магистральные газопроводы протяженностью 22160 км, 1455 газораспределительных станций, 702 газоперекачивающих агрегата общей мощностью 5,440 ГВт, которые находятся на 72 компрессорных станциях. Ежегодный уровень дохода в условиях транзита 80 млрд. куб. м газа составляет $3 млрд.

Проблема магистральных газопроводов заключается в том, что они нуждаются в ежегодных вложениях для ремонтных работ на сумму $600 млн. Еще одним вопросом станет необходимость провести модернизацию, стоимость которой посчитала еще в 2012 году компания The Mott MacDonald Group. Сумма реконструкции должна составить $4,8 млрд.

Более глобальной проблемой для транзитного предприятия станет конкуренция за объемы транзитного газа в ЕС по «Северному потоку» (на 50% принадлежит «Газпрому») и ГТС Беларуси (на 100% принадлежит «Газпрому»). Не стоит забывать и о планах Польши строить вторую очередь польского газопровода «Ямал − Европа», где 50% также является собственностью «Газпрома».

Но главное − это риски для украинской ГТС со стороны «Южного потока». После получения аванса от Китая Россия может рассчитывать на самостоятельное строительство обходного газопровода. И для Украины в перспективе 10-15 лет останется только 30-40 млрд. куб. м транзитного газа. Соответственно уменьшатся доходы от транзита − с $3 до $1 млрд.

Не просто так премьер Яценюк снова обратился к ЕС по поводу «Южного потока»: «Мы призываем Европейский Союз заблокировать «Южный поток». Мы считаем, что «Южный поток» − это проект, направленный на увеличение энергетической зависимости Европы, это проект, который имеет целью устранить Украину с общей энергетической политики с ЕС. Это проект, который должен усилить позиции «Газпрома» в Европе, и не имеет ничего общего с энергетической безопасностью».

Сокращение транзита российского газа через Украину наблюдается уже последние шесть лет. И это является следствием конкурентных действий России. От 2008 до 2013 года транзит уменьшился с 116 до 83 млрд. куб. м.

Как для Украины, так и для России важно, чтобы ОАО «Магистральные газопроводы Украины», или, как назвал его Яценюк − «Украинская газотранспортная система», получило инвестора и партнера со стороны ЕС. Это фактически станет для нашего государства залогом того, что в будущем магистральные газопроводы не потеряют свое значение и ценность для Европы.

ПАО «Подземные газовые хранилища Украины»

Подземных хранилищ в Украине сейчас насчитывается одиннадцать. Общий объем хранения − 31 млрд. кубометров, из них 23 млрд. − активного газа. Ежегодные необходимые средства для ремонтных работ не превышают $150 млн., это меньше, чем требуют магистральные газопроводы.

Из всех ПХГ наиболее ценные и вместительные по объему хранения газа − это Бильче-Волицкое, Богородчанское, Дашавское, Опарское и Угерское хранилища.

Именно эту группу ПХГ в течение 2010-2012 годов руководители России Владимир Путин и Дмитрий Медведев несколько раз предлагали экс-президенту Украины Виктору Януковичу внести в общее украино-российское предприятие. Но Янукович так ни разу и не принял предложения − прежде всего, из-за необходимости вносить изменения в законодательство. Но постепенно Верховная Рада сделала шаги по изменению законодательных актов, которые сейчас позволяют действующему премьеру Яценюку воспользоваться этими «подарками».

Собственно, если еще 3-4 года назад Россию интересовал вопрос комплексного консорциума по ГТС Украины, то сейчас «Газпрому» не хватает в ЕС только подземных хранилищ. И украинские хранилища являются самыми крупными и находятся ближе всего к ЕС. И, − что важно, − ПХГ Украины является частью бывшей «советской» газотранспортной системы, которая понятна и контролируема для России.

Главное, что в перспективе 10-15 лет Россия не сможет нарастить количество своих газохранилищ в Европе. Сейчас общий объем собственных и арендованных ПХГ «Газпрома» в ЕС составляет 4,5 млрд. куб. м. До конца этого года за счет получения контроля над хранилищем Bergermeer (Голландия) «Газпром» увеличит свои активы с 4,5 до 6,5 млрд. куб. м.

Но это − мелочь по сравнению с 20 миллиардами активного газа, которые можно хранить в Бильче-Волицком, Богородчанском, Дашавском, Опарском и Угерском хранилищах.

В настоящее время для России важны ПХГ Украины. Ведь они могут сделать то, чего не могут сделать ни «Северный поток», ни «Южный поток». И тем более белорусский ГТС и польский «Ямал − Европа». Украинские ПХГ могут накапливать достаточные запасы газа и в пиковые температурные режимы резко увеличивать поставки газа в ЕС. Собственно, это и является «феноменом» украинской ГТС.

Дополнительно для России интересны хранилища газа, поскольку их мощности можно расширять. От нынешних 31 млрд. до уровня 37-38 млрд. кубометров.

Фактически происходит попытка легализации консорциума по управлению ГТС. Только это в скрытой форме и под «лозунгами» партнерства с ЕС и предупреждения «газовой войны».

В любом случае, процесс «корпоратизации» и «приватизации» ГТС только начинается. И пока еще нет окончательной позиции ЕС и России по разделу сфер интересов. Скорее всего активы будут распределены, как в известной русской поговорке, для ЕС − сливки (магистральные газопроводы), а для России − корешки (подземные газохранилища). Позиция Украины, к сожалению, отсутствует. И «Нафтогазу Украины» придется исполнять решение, которое будет принято ЕС и Россией.

Юрий Корольчук

4 июня 2014 г.


Источник: Forbes Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2020

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов

{DOWN}