Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Экономические Известия
09.07.2012 :: 10:42
Украина сделала первый шаг к ликвидации госмонополии на энергорынке

ЕС поддерживает законодательные инициативы Киева по либерализации рынка электроэнергии, усматривая в нашей стране потенциального поставщика электричества в Европу

История появления законопроекта №10571 «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», который был принят парламентом в июне в первом чтении, имеет длинную бороду. В частности, документ разрабатывался на основе ключевых положений Концепции функционирования и развития оптового рынка электроэнергии, которая была утверждена правительством еще в ноябре 2002 г. С тех пор в Украине создавалось и действовало
немало комиссий и рабочих групп по реализации Концепции, а также был разработан не один законопроект по либерализации энергорынка, однако дело с мертвой точки до июня 2012 г. не двигалось.

Побудительными толчками к ускорению процесса послужили Национальный план действий на 2012 г. по реализации Программы экономических реформ Виктора Януковича, а также требования Директивы 2003/54/Евросоюза о создании конкурентных рынков электроэнергии, которые распространились на Украину после присоединения Киева к европейскому Договору об Энергетическом содружестве.

Как ранее неоднократно сообщали «і», основной смысл энергетической реформы состоит в упразднении государственной монополии на оптовую торговлю электроэнергией и переходе к прямым рыночным контрактным взаимоотношениям между производителями и поставщиками, а также потребителями тока. Основными недостатками так называемой модели «единого оптового покупателя», действующей на сегодня в Украине, являются критическая степень политической и административной зависимости отрасли, отсутствие рыночных ценовых индикаторов для инвесторов, а также невозможность планировать инвестиционную деятельность в долгосрочном периоде. Для отечественной энергетики, нуждающейся в многомиллиардных инвестициях, вопрос создания современной конкурентной среды на рынке в соответствии с европейским законодательством - это вопрос выживания отрасли.

В принципе либерализацию украинского энергорынка поддерживают все эксперты, без исключения - как отечественные, так и зарубежные. В частности, обсуждение законопроекта №10571 состоялось на прошлой неделе в Брюсселе в рамках круглого стола, организованного Европейской бизнес ассоциацией.

«Принимая во внимание, что ЕС вскоре придется сократить выбросы парниковых газов и повысить эффективность использования энергии, Украина сможет стать одним из наибольших ресурсов электроэнергии для ЕС, поэтому либерализация рынка электроэнергии - очень важная тема не только для Украины, но и для ЕС»,- сказал депутат Европарламента Павел Коваль.

По мнению представителя Генерального департамента по вопросам энергетики Еврокомиссии Джеффри Пайпера, Украина за последние месяцы начала ликвидировать отставание в реформах в секторах электроэнергетики и газа. «Это не только укрепляет энергетическую безопасность, но это важно и для привлечения инвестиций. Это - хорошие новости»,- заявил господин Пайпер.

По словам директора госпредприятия «Энергорынок» Сергея Бедина, либерализация энергорынка предусматривает его разделение на три сегмента: рынок непосредственно прямых договоров, рынок «на сутки вперед» и балансирующий рынок для регулирования дисбалансов при производстве электричества. Кроме того, будет существовать рынок дополнительных услуг по закупке маневренных мощностей.

В то же время в Украине среди отечественных экспертов разгорается дискуссия относительно самого механизма функционирования будущего рынка. В частности, представители Ассоциации «Украинский ядерный форум» (УЯФ) негативно оценивают один из разделов законопроекта о создании Фонда распределения стоимостного дисбаланса. Этот Фонд будет заниматься перераспределением средств от продажи электроэнергии между различными видами генераций. Предполагается, что часть денег атомных и гидроэлектростанций будет перенаправляться в пользу ТЭЦ, облэнерго, а также объектов альтернативной энергетики.

Впрочем, во многих европейских странах применяются разные механизмы изъятия сверхприбыли у атомщиков. Например, в Бельгии действует «атомный налог». Во Франции, где доля выработки атомной энергии высока, АЭС должны продавать 25% энергии другим производителям по цене ниже рыночной. В Германии до принятого решения о закрытии АЭС также предполагалось создать фонд, из которого средства перераспределялись бы в пользу «зеленого тарифа».

Сама идея создания Фонда перераспределения средств возникла вследствие сложившейся в Украине существенной ценовой разницы между стоимостью электроэнергии на атомных станциях и тепловых. К примеру, если в апреле киловатт-час, произведенный на АЭС, продавался по 21,1 копейки, то на ТЭС - по 67,1 копейки. При этом атомщикам при таком тарифе не хватает средств на реализацию инвестпрограмм и развитие ядерной отрасли. Подобный ценовой диспаритет между ТЭС и АЭС сложился во многом по причине нежелания правительств всех цветов и окрасок повышать тарифы для населения до экономически обоснованного уровня. На сегодня становится очевидным, что создать полномасштабный и полноценный конкурентный энергорынок в стране невозможно без проведения комплексных системных отраслевых реформ, ключевой из которых является ликвидация перекрестного субсидирования между промпотребителями и населением, что позволит обеспечить установление реальной цены киловатт-часа в стране. Поэтому одним только законопроектом о либерализации энергорынка, сколько бы над ним не дискутировали и как бы его не дорабатывали, проблему не решить.

Олег Кильницкий

9 июля 2012 г.


Источник: Экономические Известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}