Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
17.10.2008 :: 12:12
Украина сдала Дунай Румынии

У Минтранссвязи появился второй после 2005 года шанс свернуть проект создания судового хода Дунай - Черное море . Это может произойти в Женеве 28-30 октября во время очередного заседания комитета Конвенции по оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспоо ЕЭК ООН)

Мы станем нарушителями Конвенции

Согласно предварительной повестке дня, обнародованной на официальном сайте конвенции Эспоо (www.unece.org) «комитет рассмотрит любой доклад, представленный правительством Украины в соответствии с пунктом 9 решения IV/2 (принято в мае на
предыдущем заседании в Бухаресте. - Ред.). Затем комитет рассмотрит вопрос о том, обеспечило ли правительство Украины соблюдение требований, изложенных в пункте 10 решения IV/2».

Оказывается, еще в мае на прошлом заседании комитета конвенции в Бухаресте от Украины потребовали прекратить работы по проекту строительства глубоководного судового хода Дунай - Черное море, а также отменить окончательное решение от 28 декабря 2007 года.

Речь идет о решении правительства начать реализацию второго этапа проекта с доведением проходных глубин до 7,2 м.

Если на следующем заседании в Женеве выяснится, что эти требования не выполнены, то 31 октября 2008 года вступит в силу так называемое предупреждение, сделанное правительству Украины. Это, по сути, самая строгая санкция, которую может применить администрация конвенции. Такой шаг не влечет за собой непосредственных экономических или политических санкций, а лишь наносит ущерб имиджу государства. Но в дальнейшем, учитывая, что администрация конвенции работает в рамках юрисдикции Еврокомиссии, это предупреждение может быть использовано как аргумент в ущемлении интересов Украины в различных сферах. Причем Украина может стать первой страной, к которой будут применены санкции в рамках конвенции Эспоо.

Такую ситуацию невозможно было представить еще год назад, когда комитет конвенции в июне 2007 года отклонил очередную жалобу Румынии и предложил решать проблему в двустороннем порядке.

Напомним, что Румыния еще в 2005 году обратилась с жалобой в Эспоо, в которой описывала факты значительного трансграничного влияния проекта строительства ГСК и настаивала на принятии решения о несоблюдении Украиной норм конвенции. Претензии были основаны на том, что Украина нарушила процедуры уведомления о деятельности по восстановлению навигационных глубин и возобновлению судоходства. Хотя Украина впервые проинформировала Румынию еще 18 декабря 2002 года, то есть за два года до начала реализации проекта «Дунай - Черное море». А в дальнейшем было отправлено свыше 20 официальных сообщений о ходе работ.

Однако в 2005 году украинским властям не удалось дать аргументированное объяснение на все запросы, основанные на жалобах Румынии и рекомендациях комиссии по запросу. А прекращение судоходства на гирле Быстрое и пассивная позиция Украины в 2005 году и первой половине 2006 года дали нашим соседям дополнительные козыри в противодействии проекту.

Но в прошлом году Украина перехватила инициативу и фактически выполнила все требования конвенции. Причем резолюция о необходимости решить проблему на двустороннем уровне была весьма неприятна для Румынии. Ведь Бухарест никогда не обсуждал с нами свои масштабные работы в дельте Дуная. Хотя конвенция Эспоо обязывает страны-участницы согласовывать с соседями все проекты на приграничных территориях. Более того, румынская сторона в июне 2007 года в Женеве не смогла представить подтверждающие материалы трансграничного влияния судового хода в гирле Быстрое с момента его открытия в августе 2004 года.

Собственно проблема состояла в том, что Украина выполнила все требования конвенции, но были незначительные нарушения процедур достаточно сложных и забюрократизированных.

Как приятно удивить Румынию

Итоги работы украинско-румынской рабочей группы планировалось подвести в мае этого года в Бухаресте. Но украинско-румынская рабочая группа так и не заработала. Точнее, 14 декабря состоялось единственное заседание, где румынская сторона настаивала на том, что можно рассматривать только вопросы, связанные с восстановлением судоходства в украинской части дельты, но никак не трансграничное влияние румынских проектов.

А после смены правительства в конце 2007 года работа по отстаиванию национальных интересов в рамках процедур конвенции Эспоо в Украине несколько затормозилась. Это тем более странно, что 28 декабря 2007 года Украина предоставила администрации конвенции процедурно предусмотренное уведомление о так называемом окончательном решении по реализации проекта ГСХ «Дунай - Черное море» на полное развитие (второй этап с доведением глубин до 7,2 м. - Ред.). Но после этого необходимо было проводить прямые переговоры с администрацией конвенции. Кроме того, должны были состояться переговоры по материалам проведенного экологического мониторинга, а также вестись работа по смягчению позиции Румынии с использованием таких контраргументов, как сбросы загрязняющих веществ в Дунай, неадекватные водозаборы, строительство гидротехнических сооружений и тому подобное.

Накануне заседания в Бухаресте Румыния не настаивала на полном прекращении работ на украинском ГСХ, а лишь предлагала, чтобы Украина приостановила решение о начале работ на полное развитие судового хода.

Но даже после этого можно было перевести проблему в плоскость переговоров, соблюсти процедуры и в итоге отстоять свои интересы.

Но 11 августа Григорий Немыря утвердил и направил в администрацию конвенции письмо трех причастных министерств (МИД, Миприроды и Минтранссвязи) об отзыве окончательного решения «о выполнении Фазы II проекта восстановления глубоководного судового хода». Причем из руководителей упомянутых ведомств письмо подписал только Иосиф Винский, а от лица МИДа и Минприроды стоят подписи заместителей министров. Этим письмом Украина фактически подтвердила, что не выполняла требования конвенции.

Таким образом, Украине придется выполнять уже пройденную процедуру, предусмотренную конвенцией Эспоо, повторно: проведение экологического мониторинга, организация общественных слушаний, двусторонние консультации и прочее. При этом несложно предположить, что румынская сторона будет еще более изощренно противодействовать этой работе. В лучшем случае на это понадобится два года.

А чтобы полностью выполнить решения, принятые в мае в Бухаресте, мы должны до конца октября прекратить работы на гирле Быстрое. В этой ситуации странно выглядит позиция главы Минтранссвязи. С начала года министр неоднократно заявлял, что проект будет реализован в этом году, а уже в августе стал соавтором вышеупомянутого письма об отзыве. Возможное прекращение работ приведет к новым потерям. В 2005-2006 годах из-за остановки проекта только прямые экономические убытки составили 269,2 млн. грн.

Александр Арбузов

17 октября 2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}