Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
26.06.2012 :: 10:54
Украина равняется на КНДР

Наша страна продолжает опускаться в главном мировом рейтинге морского флота

На прошлой неделе Комитет Парижского меморандума (ПМ) о взаимопонимании о контроле судов государством порта (Paris Memorandum of Understanding on Port State Control) обнародовал ежегодный рейтинг-лист. Он формируется на основе результатов инспекций судов в портах 26 стран Европы и Канады за последние три календарных года. Украина, еще пять лет назад перешедшая из «серого» списка в «черный», за это время опустилась с 60 на 69-е место.

КАК ИДУТ НА ДНО

Парижский меморандум вступил в силу в 1982 году и направлен на исключение эксплуатации субстандартных судов. Это касается технического состояния, условий труда и жизни экипажа, безопасности мореплавания. От места в этом рейтинге (WGB White-Grey-Black или WGB Lists) зависит не только престиж страны. Чем выше степень риска, тем дороже страховка и, соответственно, стоимость фрахта. Опять же, чем ниже страна в рейтинге, тем выше вероятность проверки судна под ее флагом и задержания. А простой судна приводит к дополнительным расходам на устранение выявленных несоответствий требованиям международных конвенций.

Данная система контроля призвана обеспечивать безопасность мореплавания, надежность и соответствие экологическим нормам, а также условия для работы и проживания экипажа. Кроме того, она является своеобразным фильтром по недопуску в регион Европы и Северной Америки старых судов из проблемных стран. Показательно, что в последние годы традиционно два последних места в рейтинге занимали КНДР и Ливия, под флагами которых задерживалось каждое третье судно.

Украина тоже скатывается к концу списка. Еще год назад от последнего места нас отделяли 15 пунктов, а сейчас уже одиннадцать. В последнем рейтинге указано, что было проведено 372 инспекции судов под флагом Украины, по результатам которых произошло 42 задержания. А, например, у десятой в рейтинге Греции, тоннаж флота под флагом которой превышает украинский в 40 раз, показатели таковы - 1334 инспекции и 19 задержаний. У России, находящейся на 32-м месте тоже в «белом» списке - 1644 инспекции и 60 задержаний. Правда, у нас не такие уж и плохие соседи - на пункт выше Азербайджан, на пункт ниже - Грузия. Но недалеко от нас Сирия, Камбоджа и Гондурас. Уточним, что речь идет не о судовладельцах из этих стран, а о флаге.

Для страны, попавшей в «черный» список Парижского меморандума, выбраться из него очень непросто. Ведь в таком случае проверки судов становятся на порядок чаще. А единожды задержанное судно попадает под пристальный контроль и его начинают постоянно проверять. Понятно, что найти причину для повторного задержания старого судна несложно. А после повторного задержания в одном и том же порту судну может быть запрещен вход во все порты 27 стран ПМ. Отменить такое решение, как правило, дело весьма хлопотное и затратное.

Еще одной проблемой для входящих в «черный» список является невозможность стать членом ПМ. Из государств, имеющих на это право, к Меморандуму не присоединились Украина, Молдова, Грузия, Албания и почему-то Турция и США. И, видимо, дискуссионным пока остается вопрос, являются ли Казахстан, Туркмения, Иран и Азербайджан «европейскими прибрежными государствами». Но даже если Украина сможет вырваться из «черной» зоны, согласие на вступление должны дать все 27 членов ПМ.

«СОЛИДАРНОСТЬ ОРГАНОВ»

Решить проблему рейтинга не так уж затратно, как кажется. Конечно, главная беда украинского флота - это изношенность судов, которая образует своеобразный замкнутый круг. Государство не создает привлекательных условий для регистрации новых судов под флагом Украины. А тот флот, что есть, в основном преклонного возраста и преимущественно находящийся в собственности госпредприятий, опускает украинский флаг в рейтинге, что также делает его непривлекательным для судовладельцев. Но для того чтобы выбраться из этого замкнутого круга, не обязательно покупать новые суда. Необходимо лишь создать привлекательную юрисдикцию украинского флага.

Сегодня суммарный тоннаж флота, ходящего под флагом Украины, равен примерно 1 миллиону тонн.

Тогда как, по разным оценкам, от 3 до 5 млн. т тоннажа находится в собственности украинских граждан в других странах. Но эта собственность особо не афишируется, а суда работают под «удобными» флагами. Если бы юрисдикция украинского флага была даже не «удобной» с точки зрения налогообложения, а просто цивилизованной, многие украинские судовладельцы зарегистрировали бы часть своих судов под украинским флагом. Тем самым флот стал бы моложе, процент задержаний меньше, а рейтинг Украины выше. Но пока в любом украинском порту судно с нашим флагом является объектом повышенного интереса различных контролирующих органов, не несущих за свои действия никакой ответственности.

Самое парадоксальное то, что, если бы Украина и была членом ПМ, наш рейтинг мог бы быть еще ниже. Ведь наши контролеры задерживают наши же суда. Это происходит и сейчас, но пока такие задержания в статистику ПМ не попадают. Пока случаи неадекватных действий при проверках в украинских портах фиксируются в рамках регионального Черноморского меморандума (ЧМ), членом которого является наша страна. Например, 25 апреля этого года в Ильичевском порту экологи попытались задержать судно «Алина». Вскоре после того, как удалось на месте доказать незаконность их действий, на судно поднялся представитель СЭС. Он тоже не выявил нарушений. На следующий день судно посетили представители СБУ. И тоже ушли ни с чем, а затем появились представители порт-контроля и оформили в рамках ЧМ акт о задержании судна с тремя «тридцатками». Этот «код 30» является самым неприятным и означает серьезное нарушение, предполагающее задержание судна. Впоследствии оказалось, что нарушения на «Алине» были надуманными. То есть противодействие незаконным требованиям одних проверяющих становится личным оскорблением и для других «органов». И пока в наших портах существует подобная «солидарность», ни о каком престиже украинского флага и речи не может быть.

MoU.jpg

Александр Арбузов

26 июня 2012 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}