Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

30.06.2022 :: 17:47

Более 50 стран предоставят Украине новый пакет военной помощи
30.06.2022 :: 17:42

США не будут предоставлять российским танкерам страхование на перевозку нефти
30.06.2022 :: 17:25

Кабмин согласовал кандидатуры нового руководителя АМПУ и директоров трех госстивидоров
30.06.2022 :: 17:17

Бывшего капитана порта «Пивденный» будут судить из-за аварии танкера Delfi
30.06.2022 :: 17:06

Российские оккупанты «отмывают» украденное украинское зерно через порт «Кавказ»
30.06.2022 :: 16:50

«Укравтодор» не будет ограничивать движение грузовиков этим летом



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
10.07.2013 :: 10:41
Украина продает будущее

Пару недель назад Фонд госимущества Украины объявил о начале подготовки к приватизации харьковского ОАО «Турбоатом». Из приказа №825, подписанного 12 июня главой ведомства Александром Рябченко, следует, что 75% акций завода планируется выставить на конкурс уже в декабре этого года. Запрет на приватизацию предприятия был снят еще в конце 2010 года, поэтому для того, чтобы довести дело до логического конца, заводу нужно лишь пройти ряд технических процедур.

На данный момент «Турбоатом» является единственным в Украине производителем турбинного оборудования для энергогенерирующих
объектов всех типов (гидро, тепло и атомных электростанций). Именно поэтому завод участвует в строительстве и реконструкции практически всех крупных энергетических объектов на территории страны. Самым масштабным среди них можно назвать строительство Днестровской ГАЭС, которая после ввода в эксплуатацию станет крупнейшей гидроаккумулирующей станцией в Европе. Сейчас там работает только один гидроагрегат из семи запроектированных, а стоимость только первой очереди (три гидроагрегата) составляет 8,457 млрд. грн При этом «Турбоатом» один из самых востребованных подрядчиков у двух российских энергетических монстров - гидроэнергетической группы «РусГидро» и атомной корпорации «Росатом». Строго говоря, на две эти структуры приходится порядка 50% сбыта продукции харьковского завода, а вторая половина сформирована заказами из дальнего зарубежья и Украины.

Благодаря широкому кругу контрагентов ОАО фиксирует ежегодные доходы на уровне 1,5 млрд. грн, при этом его чистая прибыль составляет около 400 грн в год. Если учесть, что сегодня, по самым скромным оценкам, рыночная стоимость госпакета завода в размере 75% его уставного фонда оценивается примерно в 5 миллиардов грн, то при нынешних финансовых показателях предприятия его будущий собственник сможет полностью отбить вложенные в него деньги всего за 10-12 лет. В этом контексте приватизация «Турбоатома» выглядит, мягко говоря, странно - зачем продавать предприятие, регулярно приносящее приличные доходы.

Приватизация представляется еще более нелепой потому, что потенциальные покупатели из России уже сделали все возможное для того, чтобы итоговая сумма, за которую будет продан харьковский завод, была значительно меньше ожидаемой. Дело в том, что «Турбоатом» опутан сетью посредников. Например, с российскими гидроэнергетиками предприятие работает через московское ООО «Энергетический стандарт», контролируемое структурами Константина Григоришина. При этом в конце прошлого года машиностроительное крыло «Росатома» - «Атомэнергомаш» договорился с «Турбоатомом» о совместном участии в тендерах по реконструкции мощностей ТЭС. Это позволит подавать комплексные предложения по поставке котельного оборудования и оборудования машинного зала для ТЭС. Благодаря такой кооперации российская атомная корпорация вышла на один уровень со своим внутренним конкурентом - «Силовыми машинами». Но самое главное, что с помощью таких договоренностей россияне заранее отодвинули от участия в приватизации харьковского завода зарубежных конкурентов, законтрактовав таким образом значительную часть производимого заводом оборудования.

Впрочем, не исключено, что «Росатом» попытается сэкономить на приобретении украинского завода, не выкладывая ориентировочные 5 млрд. Дело в том, что еще в 2010 году российскими атомщиками была озвучена идея некоего консорциума с участием «Турбоатома». В таком ключе прошлогодний контракт можно рассматривать как первый этап его создания - украинское предприятие уже, по сути, отказалось от единоличной модернизации ТЭС в России и Украине. Актуальность идеи консорциума пару недель назад подтвердил и посол РФ в Украине Михаил Зурабов. «Российская сторона заинтересована в участии в конкурсе. Но я думаю, что украинские партнеры не готовы к тому, что российская сторона целиком приобретет предприятие. Возможно, будет создан некий консорциум», - сказал он.

Однако приватизация и консорциум - понятия совершенно разные. В этой связи примечателен слух, витающий нынче в экспертных кругах. Якобы РФ готова предоставить Украине кредит в размере порядка $10 млрд. под залог государственных акций ряда предприятий. В том числе «Турбоатома». С одной стороны, вариант, мягко говоря, не самый лучший для украинской стороны. Залог акций нерезидентам - процедура довольно длительная, сложная и рискованная, а деньги государственному бюджету нужны прямо сейчас. С другой стороны, возможное решение выставить харьковское предприятие на конкурс уже в этом году - это лишь способ ускорить получение российского кредита. Мол, поторопитесь, иначе придется платить больше. Имея в залоге акции, гораздо легче склонить предприятие к участию в консорциуме. А если не получится, кредитор может оперативно получить доступ к уникальным технологиям производства тихоходных турбин, выпуск которых пока не налажен в России. При этом сама приватизация, по сути, будет заблокирована.

Что касается Украины, то любой вариант перехода харьковского предприятия под контроль российских структур без пафоса можно назвать продажей отечественного энергетического будущего. Ведь украинская гидро, тепло и атомная генерация требуют постоянной модернизации, которая без участия «Турбоатома» невозможна. Но самое интересное, что харьковский завод должен был принимать участие в строительстве украинского предприятия по производству сборок ядерного топлива для отечественных АЭС, то есть сделать нашу атомную отрасль более независимой от российских комплектующих. Сейчас россияне и без того всячески затягивают процесс строительства завода, а после смены владельца приоритеты «Турбоатома» могут измениться. И проект так и останется проектом.

Юрий Савченко

10.07.2013 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2022

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов

{DOWN}