Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
10.06.2013 :: 10:44
Украина: на пути к новому качеству дорожной инфраструктуры

Состояние дорог - один из самых обсуждаемых вопросов в обществе, один из самых для него важных. И не только потому, что дороги - это «товар», который так или иначе «потребляют» все без исключения. Но и потому, что от состояния дорожной инфраструктуры зависят и безопасность каждого из нас, и развитие страны.

Сеть автомобильных дорог хорошего качества может увеличить ВВП нашей страны на 5%. Для Украины это актуально вдвойне: наше географическое положение делает развитие логистического потенциала одной из первоочередных задач государства.

Я объективно оцениваю положение: ситуация в дорожном хозяйстве Украины сложная. Но в то же время убежден: сегодня мы можем и должны изменить ситуацию коренным образом. Для этого разработана Концепция развития дорожной отрасли Украины. В ней изложены причины сложившейся ситуации и предложены варианты дальнейших шагов. Теперь дело за реализацией.

Немного фактов. Протяженность дорожной сети в Украине - 429 тыс. км. Из них «Укравтодор» обслуживает 40% дорог (169 тыс. км). За остальные - а это 259 тыс. км коммунальных дорог (все дороги в населенных пунктах) - несет ответственность местная власть: городские, районные и сельские советы (см.схему).

dorogi1.png

Когда говорят о плохом состоянии дорог в Украине, упускают из вида чрезвычайно важный фактор - комплекс проблем дорожного хозяйства складывался годами и десятилетиями. И решить их можно лишь с помощью системного подхода.

Судите сами. 80% украинских дорог построено в 60-70-х годах прошлого столетия. При этом количество автомобилей с 60-х выросло практически в десять раз. Всего 37% дорог - с асфальтобетонным и цементно-бетонным покрытием. Только 1,6% украинских дорог - первой категории (с двумя и более полосами в каждом направлении, имеющими большую пропускную способность и скорость движения). За последнее десятилетие сеть дорог увеличилась всего на 1% (1,6 тыс. км).

И главное. По состоянию на начало года 97% дорог, согласно действующим межремонтным периодам, требуют капитального ремонта.

88% дорог спроектировано под нагрузку на ось автомобиля максимум в 6 тонн. В то время как современный грузовой автотранспорт имеет нагрузку 11,5 тонны на ось. При этом, по оценке экспертов, 30-40% большегрузных автомобилей выезжают на дороги со сверхнормативной загрузкой.

В результате приходится констатировать большую «усталость» украинских дорог. На многих из них сверхпроектная нагрузка привела к разрушению не только покрытия, но и фундамента.

Не менее серьезная ситуация и с мостами. Почти четверть из 16 тыс. мостов построены в довоенный период (3,5 тыс.). Еще почти 60% - в 50-70-х годах прошлого столетия (9,2 тыс.).

В настоящее время 12% мостов (1,87 тыс.) требует срочного ремонта. Кроме того, в десятках мест необходимо построить новые мосты или создать новые развязки на существующих.

Так выглядит состояние дорожной инфраструктуры сегодня. Очевидно, что такое положение дел приводит к снижению конкурентоспособности страны, препятствует раскрытию логистического потенциала Украины в полной мере. Именно с этой точки мы начинаем свою работу.

24 апреля 2013 г. на заседании Кабинета министров была представлена Концепция развития дорожной отрасли. Она была разработана на основании анализа реального положения дел и с учетом лучших мировых практик. В ее разработке принимали участие отечественные и зарубежные эксперты. В концепции были определены базовые векторы развития дорожного хозяйства. Среди них - внедрение современных технологий строительства дорог, создание эффективной системы управления отраслью и привлечение инвестиций на основе государственно-частного партнерства. Остановлюсь на этих направлениях подробнее.

Сегодня мы ведем работу по принятию новых стандартов в отношении строительства, ремонта и содержания дорог. Необходимо развивать отечественную науку по разработке специальных присадок для асфальтобетонных смесей. Нужно контролировать использование уже внедренных современных стандартов, в том числе кубовидного щебня.

Разметка должна указывать габариты движения, а не стираться в первые полгода. Должны создаваться системы поглощения шума движения на автомагистралях.

Существующая система управления автодорогами не соответствует стандартам ведущих управленческих практик.

В частности, сегодня в системе «Укравтодора» сосредоточены все функции по текущему содержанию автодорог: планирования, службы заказчика, выполнения и даже контроля. Получается, что подрядчик контролирует… сам себя!

Отсутствует долгосрочное планирование - деньги распределяются на ежегодной основе. Ни один проект, направленный на строительство дорог, не реализован по принципу государственно-частного партнерства. При этом в Европе по такому принципу строится более 30% дорог.

Мы предлагаем новую модель управления со следующими ключевыми позициями:

- Утверждение долгосрочной комплексной программы развития автомобильных дорог на 2013-2018 гг. с выделением четких приоритетов.

- Введение долгосрочных договоров на содержание дорог с предвидением четкого плана финансирования, программы работ и стандартов качества. На первом этапе могут быть реализованы пилотные проекты в регионах.

- Реорганизация АО «ГАК «Автомобильные дороги Украины» путем создания региональных компаний, управляемых местной властью.

- Передача с финансированием 117 тыс. км дорог местного значения от «Укравтодора» в сферу ответственности областных администраций, закрепление ответственных за каждой дорогой в регионе, обеспечение публичности информации.

- Сосредоточение планирования у Министерства инфраструктуры, которое в диалоге с местными властями должно обеспечить эффективное управление дорожным хозяйством с учетом потребностей регионов.

- Введение контроля за качеством выполнения работ через Укртрансинспекцию.

- Переведение дорог государственного значения, которые являются составляющими транзитных коридоров, в первую категорию и организация обходов (объездных) населенных пунктов.

- По дорогам местного значения - закрепление ответственности регионов и создание долгосрочных планов по улучшению состояния дорожных сетей путем проведения капитальных и текущих ремонтов.

Эти меры позволят четко разделить функции между органами, устранить дублирование, разделить функции заказчика и исполнителя работ, эффективно планировать развитие дорожной сети, особенно на местном уровне. А также удовлетворить потребности регионов в качественных дорогах и повысить эффективность использования бюджетных средств.

Кроме того, необходимо создать комплекс административных мер, которые будут способствовать сохранности дорожного покрытия. В частности, внедрить в Украине европейскую систему контроля над весовыми нормами и оплату за пользование дорогами для грузового транспорта с нагрузкой на ось 11,5 тонны. Эти средства пойдут на обслуживание и строительство дорог. Также необходимо ужесточить ответственность и увеличить штрафы за превышение весовых норм большегрузными автомобилями. При этом легковой автотранспорт и небольшие грузовики не должны платить ничего.

Сегодня на финансирование дорожного хозяйства выделяется 4,8 тыс. долл. на километр. Это катастрофически мало даже по сравнению с Беларусью (в 2,7 раза больше, чем в Украине) и Польшей (в 3,6 раза), не говоря уже о Франции и Германии, которые выделяют на километр дороги в 9-10 раз больше, чем мы.

dorogi2.png

Для того чтобы исправить ситуацию и улучшить качество дорог, требуется не менее 40 млрд. грн. ежегодно. В том числе около 26,5 млрд. грн. на дороги государственного значения, 3,5 млрд. грн. на дороги местного значения и около 10 млрд. грн. на коммунальные дороги.

В 2013 г. утвержденный бюджет на работы по строительству, реконструкции и содержанию дорог составил 16,9 млрд. грн.

Наша страна обладает колоссальным транзитным потенциалом. Ключевые транзитные потоки совпадают с основными внутренними артериями и идут по четырем направлениям. Однако в Украине нет ни одного транспортного коридора, который на всей протяженности состоит из дорог первой категории.

dorogi3.png

Поток север-юг обеспечивает 46% транзитного товарооборота. На этом маршруте только около 50% дорог первой категории. Поток восток-запад - 24% транзита, доля дорог первой категории - около 25%.

Поток из Черноморского бассейна в Восточную Европу и Россию - 20% транзитного товарооборота. Доля дорог первой категории - около 3%.

И еще меньше доля дорог первой категории - около 2% на маршруте юго-запад - юго-восток, который обеспечивает 3% товарооборота.

Поэтому создание качественных дорог первой категории - один из краеугольных камней развития логистических возможностей страны. И в решении этого вопроса заложен большой инвестиционный потенциал.

На основании принятой концепции мы утвердим долгосрочную программу развития автомобильных дорог. В ней на основании анализа и прогнозирования интенсивности транспортных потоков и загрузки магистралей будут выделены четкие приоритеты по развитию транспортных коридоров и дорог местного значения. К разработке детального плана развития дорог будут привлечены отечественные эксперты и мировые консалтинговые компании.

При принятии решения организационные изменения возможны уже в 2013 г., а начало реализации программы - в 2014-м (после принятия государственного бюджета на 2014 г.). Это обеспечит увеличение финансовых ресурсов для решения проблем отрасли и будет способствовать развитию транзитного потенциала Украины.

В этом году мы добились финансирования около 600 объектов дорожной инфраструктуры. Это значит, будет построено, реконструировано и отремонтировано 1400 км дорог. Для проведения дорожных работ и строительства мостов в 2013 г. выделяется 4,4 млрд. грн.

Будут продолжены работы на самом крупном инфраструктурном проекте Украины - строительстве автотранспортной магистрали с двумя мостами через реку Днепр в Запорожье. Будет построена часть эстакады, установлены опоры и металлоконструкции. Ожидаемое время сдачи первого пускового комплекса объекта - 2014 г.

Продолжится строительство объездных дорог вокруг семи городов Украины (Симферополь, Лубны, Днепропетровск, Рени, Знаменка, Донецк, Дунаевцы).

В этом году закончится реконструкция участка 13,7 км автодороги Донецк-Днепропетровск и начата реконструкция участка автодороги Донецк-Луганск. Будет проведен капитальный ремонт участка длиной 34 км автодороги Киев-Ковель-Ягодин и капитальный ремонт участка длиной 57 км дороги Киев-Харьков-Довжанский (между Полтавой и Лубнами). И это лишь ключевые проекты.

Сегодня мы находимся только в начале пути к системному решению проблем дорожного хозяйства в Украине. Но первые шаги уже сделаны. Теперь важно сохранить взятый темп, сделать акцент на структурных изменениях, внедрении новых технологий строительства и новых систем управления дорожным хозяйством. Главное, пожалуй, в том, что инфраструктурное развитие сегодня является одним из государственных приоритетов. Именно это позволит нам достичь намеченных целей и осуществить рывок в развитии инфраструктуры, который сегодня так необходим Украине.

Раньше я говорил, что инвестиции в Украину придут по хорошим дорогам. Сегодня я уверен, что инвестиции придут в Украину вместе с хорошими дорогами. Потенциал отрасли исчисляется миллиардами грн., которые вольются в отечественную экономику. А это новые рабочие места, заработные платы, развитие смежных отраслей. От этого выиграет и инвестор, вкладывающий в востребованную инфраструктуру, и украинцы, которые должны получить качественные дороги.

10.06.2013 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}